Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОМСОМОЛЕЦ З А П О Л Я Р Ь Я 25 ФЕВРАЛЯ 1989 г. 1 0 КРАЕВЕДЕНИЕ 1. АВРАМОВА ПАХТА . Ныне это Абрам-мыс — скалистый берег не западной стороне Кольского залива. Пахтами поморы называли отвесные скалы. Они заимствовали это слово у коренных жителей края — саамов, на языке которых слово «пахк» означало высокую гору (абсолютная высота Авра мовой пахты — 80 метров). Но почему Аврамова? Названия типа «Фадеев ручей» лег ко объяснимы: некогда участок земли, где протекал ручей, принадлежал ре альному владельцу по имени Фадей. Старинные писцовые книги подтверж дают это. В отношении Аврамовой пах ты дело обстоит сложнее. В 1608 году местность возле «тони Аврамовы пах ты» находилась во владении Печенгско- го монастыря, которому дали ее вкла дом Михаил и Иван Бык, служившие некогда приказчиками у Строгановых. Никакого Аврама среди владельцев пахты нет. Постепенно слово «Аврамо ва» приобрело другое звучание — Аб рамова. В гидрографическом описании Мурмана, сделанном М. Ф . Рейнеке в 1826 году, сказано: «В двух верстах к северу от Абрамова-пахты имеется ка менистая отмель Анна-корга и вторая отмель — Абрамова-корга посреди фарватера, в 80 саженях к востоку от Абрамова-пахты». Народное предание связывало назва ние пахты с именем несчастного Вар- лаама, убившего свою жену из ревно сти и во искупление греха обрекшего себя на мученичество. Варлмм происходил из села Керети, во времена Ивана Грозного являлся священником Никольской церкви ■ Ко ле. Раскаявшись в тяжком преступле нии, он сам установил себе наказание! плавал с трупом жены по морским пу чинам от Колы до Керети, постоянно, со слезами, моля всевышнего о про щении. И бог дал ему чудесную силу. У северо-восточного мыса на Мурмане Варлаам заклял червей, прогрызавших днища судов. Опасные черви навсегда исчезли, а мыс с тех пор стал назы ваться Святым Носом. Варлаам исце лил кольского воеводу Гурия Волынце ва, который считал себя уже обречен ным на скорую смерть, совершал и другие чудеса, за что позднее был причислен к лику местночтимых святых. В Поморье и на Мурмане широко бытовало убеждение в том, что Вар лаам Керетский приходит на помощь людям во время бедствий на море. Трагическая судьба Варлаама вызыва ла сочувствие у жителей Севера, со вершенный им подвиг — признатель ность за избавление от червей-древо точцев. В 1875 году в Колу приехал Алексей Дмитриевич Поленов (брат известного художника Василия Поленова), коман дированный министерством финансов для сбора сведений о состоянии про мыслов и положении населения Мур - мана. Беседуя с местными жителями, Поленов услышал легенду, о которой позднее поведал в книге «Оживающий Север». «Устное предание, — пишет он, — изменило имя Варлаама в Авраа- мия или Абрама. В Кольской губе те перь указывают отвесную скалу, нося щую название Абрамовой пахты. Пре дание говорит, что на этой скале, си дел черт, заграждавший выход из Кольской губы в Ледовитый океан. Этот черт покидал свою пахту, чтобы сму щать Аврамия; когда тот стоял на мо литве в часовне, черт входил в его дом, к его жене, в виде любовника... Когда Авраамий проехал с трупом же ны мимо грозной пахты, черт в пер вый раз свободно пропустил человека к выходу в океан. Когда же Авраамий возвращался с истлевшим трупом же ны, черта уже не было и выход в оке ан с тех пор свободен». 2. АНИКИЕВ ОСТРОВ У северо-восточной оконечности по луострова Рыбачьего, при входе в бух- _ ту Цыпнаволок, лежат два островка, носящие название Большой и Малый Аникиевы. Из них широкую известность получил первый благодаря плоской скале, на которой выбиты многочислен ные надписи о посещении этого места мореплавателями XV!—XIX веков. О «каменной летописи» Аникиева остро ва хорошо знали исследователи про шлого (Рейнеке, Миддендорф, Д. Ост ровский и др.), изучались они и в не давнее время (Б. Кошечкин). Согласно поморской легенде назва ние острова произошло от имени не коего Аники. Писатель Б. В. Шергин, превосходный знаток Русского Севера, 6 января 1916 года сообщал фолькло ристу Ю . М. Соколову, что слышал от архангельского плотника предание о богатыре Онике, который в давние времена господствовал на Мурмане, и что «этот Оника на судах ходил, Нарву грабил. Ну и своих промышленников не миловал». В записи профессора лопарского языка в университете города Христиа нии (ныне Осло) норвежца Я. А. Фрий - са, сделанной в прошлом веке, расска зывается о поединке печенгского мо наха Амвросия с жестоким угнетателем рыбаков Мурмана могучим Аникой. Каждый год летом неизвестно откуда душил его руками и мертвого бросил на землю. Вне всякого сомнения, рассказ об из бавлении мурманских рыбаков от эксп луататора Аники является вымыслом. Однако в легенде проглядывают исто рические реалии. Так, действительно в старину существовал сбор промысло вой десятины. В писцовой книге 1608 года говорится: «Приходят на удьбу двиняне и кореляне и поморских воло стей люди да ловят на Мурманском мо- ИВАН УШАКОВ ТОПОНИМЫиЛЕГЕНДЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Некоторые географические названия Кольского полуострова овеяны леген дами, которые ныне мало кому известны. Часть иэ них записана дореволюци* онными исследователями Севера, отдельные легенды имеют историческую подоснову, хотя и являются мифами (вымыслом). Часто легенды относятся к определенному географическому месту — содержат народное объяснение их названий. Вероятно, такие легенды будут небезынтересны современным жи телям нашего края, в большинстве своем прибывшим на Мурман из других местностей. Щ ■ Щ 'V < •ѵ -. '<• •• •WVi,: j'Xv'v.jXv.-" г Щ Щ ;- ■: - г..; Л '" у г?,:'.*: У.-.'.-» он приходил с большим кораблем на промыслы и брал с ловцов десятую часть пойманной ими рыбы, а промыш ляло около острова, где останавливал ся Аника, более сотни судов, и никто не смел возразить ему. Похваляясь си лой, Аника всякий приезд вызывал же лающих на единоборство — хоть с оружием , хоть без него, обещая, в случае победы над ним, освободить всех рыбаков от дани. Легенда гласит, что решился на схватку с великаном монах Амвросий (по другому варианту легенды — по слушник, то есть молодой служка, еще только готовящийся к пострижению в монахи), живший в Печенгском мона стыре. Он трудился в артели рыбаков наживочником, самым низшим по по ложению и квалификации работником. Монах в рыбацкой одежде ничем не выделялся среди прочих промышлен ников — ни ростом, ни силой. Аника рассчитывал легко победить противни ка. Но тот сражался отважно и стойко. «Во время долгого боя спала с головы монаха шапка, по плечам рассыпались длинные волосы, и Аника пал духом, устрашенный видом противника». Ам вросий приподнял Анику и так бросил его на землю, что великан испустил дух. Весть о гибели притеснителя по моров быстро разлетелась по всему Северу, и люди стали безбоязненно ходить на промысел к полуострову Ры- бечьёму. На острове сохранилась ка менная кладка, которую называли «Ани- киевой могилой» и показывали путеше ственникам в подтверждение «истинно сти» победы рядового рыбака. Легенду рассказывали по-разному, но в любом варианте простой выхо дец из народа побеждал хвастливого, самоуверенного силача. Аналогичный сюжет известен в русской литератур ной традиции с глубокой древности. В Начальной летописи под 992 годом описан подвиг отрока кожемяки, вы шедшего на поединок с печенежским богатырем, который был «превелик зело и страшен», но русский парень за ре рыбу треску и палтус... С тех с своих рыбных промыслов... дают в го судареву казну десятую большую ры бу, а емлют у них ту десятую рыбу кольские таможенные целовальники, а меняют с немцы на товар: на ефимки (серебряные монеты), и на сукна, и на олово, и на медь, и на питье, а отдают тот товар в государеву казну в Коле приказным людем, а питье продают на государевом кабаке». По свидетельству голландского купца Симона ван Салингена, такой порядок был установлен в XVI веке: в 1582 го ду в Колу явился из Москвы воевода — боярин Аверкий Иванович Палицын и «стал собирать со всего десятину». Местом взимания десятины и торго вых пошлин на море служила таможен ная застава на Аникиевом острове. Ту да ежегодно посылался из Колы на ко рабле отряд стрельцов, возглавляемый пятидесятником или сотником (капита ном). Пристань и застава на мурман ском торгу продолжали действовать и во времена Петра I. В 1703 году «на Оникиевской остров с памятью (пред писанием) к кораблям по прежнему обыкновению» посылался капитан Ф . И. Суханов со стрельцами. Само имя угнетателя поморов, при ходившего в район промыслов «с боль шим кораблем» — Аника, — доволь но редкое среди русских имен XVI— XVII веков, напоминает нам историче скую личность Аники Строганова, пер вого иэ крупных русских купцов, устре мившихся на Мурман для торговли с иностранцами. В огромном архиве именитых людей Строгановых сохранились свидетельст ва их деятельности на Кольском Севе ре. Аника Федорович Строганов к концу жизни (умер в Соли Вычегодской 2 сентября 1570 года) имел десять круп ных соляных варниц, занимался скуп кой пушнины у северных народов, от личался предприимчивостью и деловой хваткой. Анике помогали его сыновья — Яков, Григорий и Семен. После смерти отца они поделили родовое имущество, в числе которого указаны: «в Коле двор со всеми хоромы и з заплотиною (оградой)... на Мурманском же, в Коле, варница старая и с цыре- ном и з двором... (да) варница новая и с цыреном в Лавне реке и с дво ром». В раздельной грамоте 24 января 1578 года упоминается также «товар всякой... что привезли к Москве с М ур манского немецкого торгу», Семен Аникиевич с племянником Максимом Яковлевичем отдали на по мин души Аники Федоровича Печенг- скому монастырю «соляную варницу • на Кольской губе» — на месте совре менного Мурманска (о чем напомина ют нам сопка Варничная и Варничный ручей) и «двор на нижнем посаде» в Коле «да ризы... новые». Строгановы в это время имели на Севере целый торговый флот — 10 лодей и 6 дощаников. Они, по свиде тельству иноземца Генриха Штадена, побывавшего в Коле в 1575 году, тор говали на Мурмане с голландскими, антверпенскими и другими заморскими купцами. На острове близ Цыпнаволо- ка у Строгановых было свое станоЕи-* ще, которое наследники Аники также передали Печенгскому монастырю. В начале 80-х годов XVI века Строгановы устремились в Сибирь (снарядили Ер мака), а международный торг с Мурма на в 1585 году был переведен в ново- построенный Архангельск. Практически деятельность Строгановых на Кольском Севере прекратилась. Можно предполагать, что название «Аникиев остров» восходит к тому вре мени, когда Аника Строганов создал на нем корабельную стоянку для торговли с иностранцами и скупки у рыбаков Мурмана их промысловой продукции. Едва ли Аника собирал дань с про мышленников — этим занимались го сударевы люди, — но что он кабалил и обирал поморскую бедноту, как де лали все богачи, сомневаться не прихо дится. Так что основания для легенды имелись. 3. АЙНОВЫ ОСТРОВА Несколько топонимов на Западном Мурмане напоминают нам о Трифоне — крестителе печенгских лопарей: Три фонов ручей, Трифоново поле, Святая гора. Крещение лопарей происходило в 1532— 1533 годах при явном сопротив лении кебунов — служителей старого, языческого культа. В «Житии» Трифона, составленном его последователями на основании свидетельств «самовидцев» деятельности Трифона, говорится о бур ных прениях христианского проповедни ка с идолопоклонцами-кебунами, ко торые угрожали ему убийством («слу ги дьявольския пряхуся с праведником божиим и яряхуся, аки звери...»). В середине прошлого века жители Печенги указывали на конусообразную вараку в 8 верстах от монастыря и на зывали ее Святой горой, потому что тут скрывался Трифон, когда лопари- язычники, подстрекаемые жрецами, хо тели убить «святого Трифона» (преда ние записано лесничим К. А. Соловцо- вым и опубликовано в 1862 году). Отражением противодействия кебу нов крещению лопарей была легенда о происхождении Айновых островов. Ког да часть лопарей, гласит она, приняла христианство, вздумали кебуны «на зло лопарскому апостолу» и своим креще ным сородичам запереть Печенгский залив. Колдовством они отделили от материка два куска суши, которые по их воле поплыли по морю в сторону Печенгского залива. Но их волшебст во имело силу только в безмолвии. Лю ди же, стоявшие на берегу, издали уви дели плывущие острова и в изумлении громко закричали: «Ай-най! Земля идет!» Замысел кебунов не осущест вился. Кричавшие окаменели, а земля остановилась, и образовались Айновы острова (запись местного священника К. П. Щеколдина, опубликована в 1890 году). Айновы острова являлись собствен ностью Трифоно-Печенгского монасты ря. Они считались местом произраста ния лучшей в Заполярье морошки, ко торая отсюда поставлялась к царскому двору. Здесь монахи заготовляли сено (около 1000 пудов ежегодно). Крупную статью доходов составлял сбор гагачь его пуха. В донесении об этом они не без гордости писали: «На Айновых островах устроено единственное на Се вере гагачье хозяйство». (Окончание следует). А На репродукции старинной открыт- ни, любезно предоставленной нам Мурманским областным краеведче ским музеем, вы видите фотопейзаж неизвестного мастера. МУРМАН. Харловна и Семь Остро- боб во время сухой воды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz