Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 7. Город Александровск Александр III, по выражению С. Ю. Вит­ те, ’’имел влечение к Русскому Северу” . Будучи еще наследником престола, в 1867— 1868 годах, он возглавлял Коми­ тет для помощи голодающему населению Севера России. Александру Александро­ вичу импонировали нравственные каче­ ства северного крестьянства — его тер­ пение, трудолюбие, патриархальность, преданность монархии, жизнестойкость, духовность. В этой любви царя присут­ ствовал элемент национализма: ему нра­ вился "тип чисто русских людей как по крови своей, так и по истории” . Александр был немного знаком с Мур- маном по рассказам своего начальника конвоя Шереметьева, одно время управ­ лявшего китобойным предприятием в Ара-губе. В его окружении находились люди, принимавшие, по словам Витте, "наибольшее участие" в учреждении па­ роходного сообщения на Севере (прежде всего его брат великий князь Алексей), и сам Александр "симпатизировал Мур­ манскому пароходству". В начале 90-х годов в морском ведом­ стве бурно обсуждался вопрос о строи­ тельстве новой базы для военного флота. Одни предлагали создать ее на Балтике (в Либаве), другие — на Севере. Решение вопроса, разумеется, зависело от мнения царя. О позиции Александра III рассказывает Витте: "У него была мысль устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была гавань, незамерзающая круглый год, а с другой стороны ... чтобы это был такой порт, из которого можно было бы прямо выходить в открытое море... Вот император и поручил мне поехать на Се­ вер, познакомиться с ним и узнать... где можно было бы строить большой воен­ ный флот, найти такую гавань, которая послужила бы нам главной морской ба­ зой". С. Ю. Витте объехал все Мурманское побережье, от Святого Носа до норвеж­ ской границы. Наибольшее впечатление произвела Екатерининская гавань. Она, писал Витте в своих "Воспоминаниях", замечательна "к а к по своему объему, полноводью, так и по своей защищеннос­ ти. Эта гавань никогда не замерзает вследствие теплого морского течения Гольфстрима. Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел..." Возвратясь в столицу, Витте подал Александру III проект создания крупного порта на Мурмане, который предлагал соединить с Петербургом двухколейной железной дорогой, а при Екатерининской гавани построить мощную электростан­ цию. Витте высказался за перенос адми­ нистративного центра края ближе к мур­ манским промыслам. Кола, указывал он, зимою закрыта льдами, а в остальное время подходу и стоянке крупных судов мешает мелководье; "поэтому, в видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления ее зависимости от иностранных купцов, следует безотлага­ тельно приступить к устройству на Мур­ манском берегу удобного для стоянки су­ дов коммерческого порта, который вмес­ те с тем служил бы и административным центром” . В октябре 1894 года Александр III скон­ чался, не оставив резолюции на записке Витте. Новый император Николай II со­ гласился с теми, кто предлагал строить военно-морскую базу в Либаве, но в знак уважения к желанию своего родителя по­ велел приступить к сооружению коммер­ ческого порта на Мурмане. Правитель­ ство ассигновало на это 400000 рублей. 7 июня 1899 года город, состоявший из 40 деревянных домов, получил официаль­ ное название Александровск — в честь покровителя Русского Севера императо­ ра Александра III. Торжественное открытие порта и ново­ го уездного центра состоялось 24 июня 1899 года — в Иванов день, "праздник лета и солнца” . Русская пресса писала о постройке порта на Мурмане как о крупном событии в жизни Севера. Теле­ граммы по случаю открытия города Алек- сандровска прислали Дмитрий Иванович Менделеев, Савва Иванович Мамонтов и другие. Ныне бывший Александровск называ­ ется городом Полярным. 8. Трифоново Такое название носил поселок, возник­ ший в конце XIX века на месте древнего Печенгского монастыря. В 1900 году в нем стояло 11 домов (один из них — двухэтажный) и 14 нежилых строений. Местность имела и другое название — Трифоново поле. Посетивший Печенгу С. П. Гоппен писал: "Трифоново поле — место возвышенное, обширное, ровное и грунт отличный... Тут, как гласит преда­ ние, преподобный Трифон трудился как сельский хозяин". Память об основателе Троице-Печенгского монастыря несут и такие топонимы, как Трифонов ручей, Трифонова пещера. Здесь, на Печенге, 30 ноября 1589 года разыгралась кровавая драма: шведы полностью разорили монастырь и умер­ твили 116 его обитателей. Здесь находит­ ся святыня — могила Трифона, скончав­ шегося 15 декабря 1583 года. В писцовой книге 1608 года сказано: "На усть Маны реки... лежит начальник (основатель) Пе­ ченгского монастыря строитель Трифан, а над ним зделана часовня” . После при­ числения Трифона к лику святых, в сере­ дине XVII века, над могилой поставили "церковь с трапезою невеликую” . В 1709 году вместо нее срубили новую, более солидную церковь Сретения Господня. Над гробницей Трифона поставили "сень резную под золотом” . Дважды в году — 15 декабря, в день памяти Трифона, и 2 февраля, в праздник Сретения Господня, — к могиле препо­ добного приезжали паломники, которые жертвовали церкви разное имущество. По свидетельству путешественника Ф. П. Литке, занимавшегося исследованием Мурмана в 1823 году, "Печенга есть Мек­ ка того края: каждый благочестивый ло­ парь считает обязанностью поклониться, хоть раз в жизни, мощам святого угод­ ника... Многие делают это для излечения от болезней” . Возле Сретенской церкви стояло не­ сколько домиков. Кольский лесничий К. А. Соловцов в 1861 году писал: "В избуш­ ках в зимнее время живут священник с причетником и несколько бездомных кольских мещанок-старух, питающихся добровольным подаянием прихожан и богомольцев” . Печенгский монастырь после разоре­ ния его шведами обосновался в Коле. При Екатерине II, в 1764 году, оскудевший к тому времени монастырь был упразд­ нен. В 1883 году отмечалось трехсотлетие кончины Трифона. По инициативе русско­ го духовенства начался сбор средств на возобновление Печенгского монастыря. Подписка дала более 20 тысяч рублей. Энергичным поборником возобновления Трифоновой обители на ее прежнем мес­ те являлся обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Строительство монастыря поручили соловецким монахам. Они при­ ступили к устройству Трифоно-Печенг- ского монастыря в 1886 году. Правитель­ ство отвело монастырю обширное про­ странство земли (включая два Айновых острова). Мурманское пароходство со­ гласилось бесплатно, перевозить строи­ тельные материалы от Архангельска до Печенги. Многие жертвовали монастырю иконы, кресты, оборудование для мас­ терских. Александр III подарил обители шитую золотом и серебром бархатную ри­ зу с полным священническим облачени­ ем к ней. Постепенно монастырь обзаводился промыслами и предприятиями. В 1894 го­ ду в нем жило 8 монахов, 10 послушников и 107 работников; в 1907 го д у— 11 мона­ хов, 40 послушников и 147 трудников. Летом 1911 года Печенгу посетил со­ трудник московского журнала "Русская мысль" Е. В. Гешин. Он нашел здесь, среди тундр и болот, "полный жизни оазис... доказательство могущества чело­ веческого гения, человеческого труда... Я попал,— писал путешественник,— в Трифоно-Печенгский монастырь с его мастерскими, водяными двигателями, электрическим освещением, моторными лодками, цветущим сельским хозяйством, с его комфортом... Все здания монастыря соединены телефоном” . Монастырь содержал в селении Бар- кино школу для обучения детей грамоте, устраивал чтения для окрестных жите­ лей, знакомя их не только с христианским учением, но и с художественной класси­ кой, историей и географией страны. В мо­ настырской библиотеке в 1917 году нахо­ дилось более 4000 книг. С каждым годом росло число палом­ ников. В 1913 году могилу Трифона посе­ тили 1436 человек, в 1917 году — 3650. Богомольцам показывали реликвии: "слиток камня, кирпича и глины с вплав­ ленною.человеческою костью с места ра­ зорения древнего Печенгского монасты­ ря и два ручных жернова, принесенных, по преданию, преподобным Трифоном из Кольского поселка за 150 верст". Имя Трифона — защитника Русской земли, проповедника мира и согласия между людьми — прочно вошло в ис­ торию Кольского Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz