Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 7. Город Александровск Александр III, по выражению С. Ю. Вит те, ’’имел влечение к Русскому Северу” . Будучи еще наследником престола, в 1867— 1868 годах, он возглавлял Коми тет для помощи голодающему населению Севера России. Александру Александро вичу импонировали нравственные каче ства северного крестьянства — его тер пение, трудолюбие, патриархальность, преданность монархии, жизнестойкость, духовность. В этой любви царя присут ствовал элемент национализма: ему нра вился "тип чисто русских людей как по крови своей, так и по истории” . Александр был немного знаком с Мур- маном по рассказам своего начальника конвоя Шереметьева, одно время управ лявшего китобойным предприятием в Ара-губе. В его окружении находились люди, принимавшие, по словам Витте, "наибольшее участие" в учреждении па роходного сообщения на Севере (прежде всего его брат великий князь Алексей), и сам Александр "симпатизировал Мур манскому пароходству". В начале 90-х годов в морском ведом стве бурно обсуждался вопрос о строи тельстве новой базы для военного флота. Одни предлагали создать ее на Балтике (в Либаве), другие — на Севере. Решение вопроса, разумеется, зависело от мнения царя. О позиции Александра III рассказывает Витте: "У него была мысль устроить порт в таком месте, где бы, с одной стороны, была гавань, незамерзающая круглый год, а с другой стороны ... чтобы это был такой порт, из которого можно было бы прямо выходить в открытое море... Вот император и поручил мне поехать на Се вер, познакомиться с ним и узнать... где можно было бы строить большой воен ный флот, найти такую гавань, которая послужила бы нам главной морской ба зой". С. Ю. Витте объехал все Мурманское побережье, от Святого Носа до норвеж ской границы. Наибольшее впечатление произвела Екатерининская гавань. Она, писал Витте в своих "Воспоминаниях", замечательна "к а к по своему объему, полноводью, так и по своей защищеннос ти. Эта гавань никогда не замерзает вследствие теплого морского течения Гольфстрима. Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел..." Возвратясь в столицу, Витте подал Александру III проект создания крупного порта на Мурмане, который предлагал соединить с Петербургом двухколейной железной дорогой, а при Екатерининской гавани построить мощную электростан цию. Витте высказался за перенос адми нистративного центра края ближе к мур манским промыслам. Кола, указывал он, зимою закрыта льдами, а в остальное время подходу и стоянке крупных судов мешает мелководье; "поэтому, в видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления ее зависимости от иностранных купцов, следует безотлага тельно приступить к устройству на Мур манском берегу удобного для стоянки су дов коммерческого порта, который вмес те с тем служил бы и административным центром” . В октябре 1894 года Александр III скон чался, не оставив резолюции на записке Витте. Новый император Николай II со гласился с теми, кто предлагал строить военно-морскую базу в Либаве, но в знак уважения к желанию своего родителя по велел приступить к сооружению коммер ческого порта на Мурмане. Правитель ство ассигновало на это 400000 рублей. 7 июня 1899 года город, состоявший из 40 деревянных домов, получил официаль ное название Александровск — в честь покровителя Русского Севера императо ра Александра III. Торжественное открытие порта и ново го уездного центра состоялось 24 июня 1899 года — в Иванов день, "праздник лета и солнца” . Русская пресса писала о постройке порта на Мурмане как о крупном событии в жизни Севера. Теле граммы по случаю открытия города Алек- сандровска прислали Дмитрий Иванович Менделеев, Савва Иванович Мамонтов и другие. Ныне бывший Александровск называ ется городом Полярным. 8. Трифоново Такое название носил поселок, возник ший в конце XIX века на месте древнего Печенгского монастыря. В 1900 году в нем стояло 11 домов (один из них — двухэтажный) и 14 нежилых строений. Местность имела и другое название — Трифоново поле. Посетивший Печенгу С. П. Гоппен писал: "Трифоново поле — место возвышенное, обширное, ровное и грунт отличный... Тут, как гласит преда ние, преподобный Трифон трудился как сельский хозяин". Память об основателе Троице-Печенгского монастыря несут и такие топонимы, как Трифонов ручей, Трифонова пещера. Здесь, на Печенге, 30 ноября 1589 года разыгралась кровавая драма: шведы полностью разорили монастырь и умер твили 116 его обитателей. Здесь находит ся святыня — могила Трифона, скончав шегося 15 декабря 1583 года. В писцовой книге 1608 года сказано: "На усть Маны реки... лежит начальник (основатель) Пе ченгского монастыря строитель Трифан, а над ним зделана часовня” . После при числения Трифона к лику святых, в сере дине XVII века, над могилой поставили "церковь с трапезою невеликую” . В 1709 году вместо нее срубили новую, более солидную церковь Сретения Господня. Над гробницей Трифона поставили "сень резную под золотом” . Дважды в году — 15 декабря, в день памяти Трифона, и 2 февраля, в праздник Сретения Господня, — к могиле препо добного приезжали паломники, которые жертвовали церкви разное имущество. По свидетельству путешественника Ф. П. Литке, занимавшегося исследованием Мурмана в 1823 году, "Печенга есть Мек ка того края: каждый благочестивый ло парь считает обязанностью поклониться, хоть раз в жизни, мощам святого угод ника... Многие делают это для излечения от болезней” . Возле Сретенской церкви стояло не сколько домиков. Кольский лесничий К. А. Соловцов в 1861 году писал: "В избуш ках в зимнее время живут священник с причетником и несколько бездомных кольских мещанок-старух, питающихся добровольным подаянием прихожан и богомольцев” . Печенгский монастырь после разоре ния его шведами обосновался в Коле. При Екатерине II, в 1764 году, оскудевший к тому времени монастырь был упразд нен. В 1883 году отмечалось трехсотлетие кончины Трифона. По инициативе русско го духовенства начался сбор средств на возобновление Печенгского монастыря. Подписка дала более 20 тысяч рублей. Энергичным поборником возобновления Трифоновой обители на ее прежнем мес те являлся обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Строительство монастыря поручили соловецким монахам. Они при ступили к устройству Трифоно-Печенг- ского монастыря в 1886 году. Правитель ство отвело монастырю обширное про странство земли (включая два Айновых острова). Мурманское пароходство со гласилось бесплатно, перевозить строи тельные материалы от Архангельска до Печенги. Многие жертвовали монастырю иконы, кресты, оборудование для мас терских. Александр III подарил обители шитую золотом и серебром бархатную ри зу с полным священническим облачени ем к ней. Постепенно монастырь обзаводился промыслами и предприятиями. В 1894 го ду в нем жило 8 монахов, 10 послушников и 107 работников; в 1907 го д у— 11 мона хов, 40 послушников и 147 трудников. Летом 1911 года Печенгу посетил со трудник московского журнала "Русская мысль" Е. В. Гешин. Он нашел здесь, среди тундр и болот, "полный жизни оазис... доказательство могущества чело веческого гения, человеческого труда... Я попал,— писал путешественник,— в Трифоно-Печенгский монастырь с его мастерскими, водяными двигателями, электрическим освещением, моторными лодками, цветущим сельским хозяйством, с его комфортом... Все здания монастыря соединены телефоном” . Монастырь содержал в селении Бар- кино школу для обучения детей грамоте, устраивал чтения для окрестных жите лей, знакомя их не только с христианским учением, но и с художественной класси кой, историей и географией страны. В мо настырской библиотеке в 1917 году нахо дилось более 4000 книг. С каждым годом росло число палом ников. В 1913 году могилу Трифона посе тили 1436 человек, в 1917 году — 3650. Богомольцам показывали реликвии: "слиток камня, кирпича и глины с вплав ленною.человеческою костью с места ра зорения древнего Печенгского монасты ря и два ручных жернова, принесенных, по преданию, преподобным Трифоном из Кольского поселка за 150 верст". Имя Трифона — защитника Русской земли, проповедника мира и согласия между людьми — прочно вошло в ис торию Кольского Севера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz