Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 4. Погост Бориса и Глеба Сейчас этот пункт на карте Мурман­ ской области довольно известен благо­ даря построенной здесь гидроэлектро­ станции. Во времена Бориса Годунова русские картографы создали огромный "Чертеж всему Московскому государству” , кото­ рым пользовались в правительственных учреждениях по делам военной, ямской (дорожной) и других служб. Лет через тридцать Чертеж стал ” ветх... избился весь и розвалился” . В 1627 году все обо­ значения старой карты внесли в "Книгу Большому чертежу” . Среди множества других сведений в ней есть описание мор­ ского берега Российской Лапландии и, в частности, дано такое пояснение: "Паз-река вытекла из озера, протоку 250 верст... А на устье с левые стороны реки Паза от моря 20 верст погост Бориса и Глеба” . Погостом в XVI веке называлось посе­ ление возле церкви. Пазрецкая церковь замечательна тем, что она срублена самим Трифоном, крес­ тителем лопарей. Об этом четко сказано в "Росписи лопарским погостам” 1624 го­ да: "А на тое Паз реки стоит храм святых страстотерпец Бориса и Глеба Печенг­ ского монастыря, поставление строителя Трифона” . Памятная надпись на церков­ ном кресте гласила: "Крест сей соору­ жен... в лето 7073 года, месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Ил­ ларион при начальнике Трифоне” . В пе­ реводе с мировой на христианскую эру это 4 (14) июня 1565 года. Церковь строилась в основном для паз- рецких лопарей, которые, как сообщает писцовая книга 1608 года, "отдали к цер- кве к Борису и Глебу в Печенгский монас­ тырь полтора л ука” своих угодий. Возникает вопрос, почему церковь по­ священа Борису и Глебу? В Поморье и на Мурмане обычно ставили церкви в честь Николы — покровителя мореходов и ры­ баков (по пословице: от Холмогор до Ко­ лы тридцать три Николы). Были церкви Успенские, Троицкие и другие, но не Бо­ рисоглебские. Борис и Глеб — младшие сыновья ки­ евского князя Владимира Святославича, крестителя Руси. В 1015 году, после смер­ ти отца, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным. Как гласит ска­ зание об их гибели, Борис и Глеб пожерт­ вовали собой, чтобы избавить Русь "от усобныя рати” (братоубийственной вой­ ны). Церковь назвала их "страстотерпца­ ми” (мучениками) и причислила к лику святых. В народе весьма чтили первых русских святых Бориса и Глеба как про­ возвестников миролюбия и братства. Церковь Бориса и Глеба стояла невда­ леке от владений Швеции и Норвегии и как бы взывала к миру и добрососед­ ству. Для нас она памятник освоения запад­ ного Мурмана русскими людьми. При раз­ граничении заполярных владений между Россией и Швецией в 1826 году левобере­ жье реки Паз отошгіо Норвегии, но учас­ ток вокруг храма Бориса и Глеба остался за Россией. ” По наружному виду,— писал в 1861 году лесничий К. А. Соловцов,— эта цер­ ковь похожа на старинную часовню: бре­ венчатая, снаружи обшитая тесом, четы­ рехугольная, продолговатая, с коничес­ ким куполом над алтарем и трапезою, и небольшою колокольнею над входом. Внутренность церкви соответствует ее наружному виду: голые стены и потолок местами сильно погнили; иконостас са­ мый простой с иконами, почерневшими от времени в такой степени, что на них поч­ ти вовее-не видно живописи; самая бед­ ная старинная утварь; полуистлевшие хо­ ругви, пелены и напрестольная одежда, несколько старинных, рукописных и пе­ чатных служебных книг — вот и вся бед­ ная обстановка этой церкви... Раз в год, и то не всегда, она оглашается пением божественной службы, когда заезжает сюда священник Печенгского прихода” . В 1872— 1874 годах рядом с церквушкой Трифона был построен новый, довольно красивый храм Бориса и Глеба. Сюда стали заходить пароходы. Правление Ар­ хангельско-Мурманского пароходства устроило "у Бориса и Глеба” приют-гос­ тиницу для туристов, богомольцев и зару­ бежных любителей спортивного лова се­ мги. Старинная церковь бережно сохра­ нялась как священная реликвия — па­ мять о Трифоне, причисленном в середи­ не XVII века к лику святых. Многие населенные пункты в России получили названия от церквей (напри­ мер, города Троицк, Благовещенск). По имени церкви Бориса и Глеба окрестная местность как у русских, так и у норвеж­ цев называлась "У Бориса и Глеба” .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz