Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

МНОГОЦВЕТЬЕ НАЗВАНИЙ Разнообразно культурное наследие наших предков. В предлагаемых заметках речь пойдет о географических названиях, чем-нибудь необычных. Одни овеяны легендами, другие связаны с историческими событиями, третьи напоминают нам о былых занятиях местного населения или интересны какими-то происшествиями. Таких названий на кольской земле многие десятки. Некоторые из них уже не бытуют в живой речи, но известны по описаниям прошлых времен, встречаются в сочинениях путешественников и исследователей Кольского Севера. В заметках рассматриваются названия, наиболее любопытные с точки зрения историка-кра- еведа. 1. ТОЧИЛЬНЫЙ РУЧЕЙ Восточнее селения Кашкаранцы течет Точильный ручей. Его название — одно из древнейших русских географических наименований на Терском берегу. Во вкладной грамоте 1469/70 года знаменитая "Марфа-посадница” (вдова новгородского боярина Исаака Борецкого) удостоверяет передачу Соловецкому монастырю своей вотчины на Терском берегу со всеми землями и водами, лесами и сенокосами, а также ’’рыбными ловищами” , среди которых указана "тоня Точильный ручей". В XVI веке Соловецкий монастырь значительно расширил свои владения на Терском берегу, завел семужьи промыслы на реке Варзуге в Чаваные, Чапоме: продолжался лов рыбы и на прежних тонях. В хозяйственной описи 1669 года читаем: "Промысл рыбной Точильной. Келья братская с сеньми с теплыми, в них два чюлана. Да келья столовая с сеньми с холодными, в них чюлан, 2 анбара, а под анбарами по погребу, а в тех двух анбарах 6 неводов тонных, 4 карбаса тонных, соли 50 пудов, и поварня, и квасоварня, и сушилд рыбное, под чем рыбу семгу коптят, да и сарай на столбах, под чем рыбу вялят” . 2, ДВЕРИ В Хибинах есть места, удивляющие путника обилием в беспорядке разбросанных крупных камней. Это поработал ледник, некогда отступавший на север. Скопления каменных глыб породили легенды о будто бы происходивших тут сражениях богатырей. Одно из таких урочищ получило название "Двери” . В 1880 году в Хибинах побывал географ Н. В. Кудрявцев. "На дне глубокой пропасти, — писал он, — гигантскими грудами нагромождены оторванные утесы гор. Пылкое воображение лопарей приписывает происхождение этого адского хаоса, памятника разрушений, ожесточенным побоищам титанических гигантов — мифических "шишей", тени которых будто бы и теперь бродят по логам и лесам. 3. ГОРОД ; "Городом” в древности называлось укрепление вокруг поселения для защиты его от нападения врагов. Название пройсходит от слова "городить” — ограждать селение стенами или частоколом. Покинутые укрепления, остатки былых крепостей археологи называют "городищами” . Близ села Варзуга сохранились следы двух городищ — "Прямого" и "Косого” . По-видимому, это были убежища на случай вторжения иноземных грабителей и убийц, нередко нападавших на поморские селения в XV—XVI веках. Предания лопарей повествуют о борьбе их предков с "чудью” , под которой чаще всего подразу­ меваются шведы или вообще скандинавские находники. Лопари укрывались от них за пределами селений, в хорошо замаскированных ямах. Нет никаких сведений о строительстве лопарских укреплений. Но помимо письменных источников есть еще "язык земли” — старинные названия урочищ. Летом 1887 года на Имандре работал зоолог А. Л. Ященко, который очень близко сошелся с местными лопарями. Ученый записал от них ряд преданий, сказок и песен. Одно из "сказаний” о нападении разбойничьей шайки на поселение близ Ёкострова заканчивалось подтверждением истинности происшедшего — находкой на месте борьбы заржавленного ножа. "Этот нож, — сооб­ щает А. Л. Ященко, — я взял себе на память от поселившегося здесь лопина Василия Бархатова, который и рассказал мне его историю. Место называется городом.:.” 4. СВЯТАЯ ГОРА Некоторые места на кольской земле назывались "святыми” : Святой Нос, река Паз (по-лопарски Пасс — "святая"); могила Трифона — основателя Печенгском монастыря, причисленного к лику святых в середине ХѴП века. По сообщению кольского лесничего К. А, Соловцова (1861 г.), "Святою горою” местное населе­ ние именовало конусообразную вараку (сопку) близ впадения реки Маны в Печенгу, в 8 верстах от Сретенской церкви, построенной над могилой Трифона. Здесь, по преданию, Трифон укрывался от лопарей-язычников, подстрекаемых жрецами, которые хотели убить христианского проповедника. В 1764 году Печенгский монастырь был упразднен и лишь спустя 122 года возобновлен. Пришельцы — монахи Соловецкого монастыря, усвоив предание, стали называть гору иначе. Церковный историк Н. Ф. Корольков (1908 г.) пишет: посетителям "указывают каменную пещеру у подошвы высокой каменной горы, в которой преподобный укрывался от гнева логіарей-языч- ников. В память этого гора называется "Спасительною” , самая же пещера едва заметна, камни осыпались” . Поморские патриоты высоко ценили заслуги Трифона, относились к нему с глубоким почтением. "Отче Трифоне, — благоговейно обращался к святому известный промышленник М. К. Сидоров, — ты первый пришел в Варангерское поморье из Новгородския страны! Ты первый... построил собственными руками православные церкви и часовни... положил камень ко всей народной жизни и торговле... Ты первый во всей Северной стране, в Печенгском заливе, основал промыслы и торговлю, и мореплавание, и заводы, и верфи. Ты первый успехами своими в своем творении и чудесами удивил весь русский народ и русских царей Иоанна и Феодора!” Трифона чтили как первопоселенца Печенгского края. Журналист Е. Л. Кочетов, сопровожда­ вший в 1894 году министра финансов С. Ю. Витте в поездке по Мурману, писал: "Лопарский апостол Трифон закрепил Кольский полуостров за Россиею” и выражал уверенность в том, что "потомки воздвигнут памятник святителю Трифону” . 5. ПОЛЕ В 1826 году Колу описывал выдающийся гидрограф М. Ф. Рейнеке. "Позади строения города, — отмечал он, — находится ровная площадь, возвышение коей над основанием города 3 сажени. Площадь сия собственно называется Полем. В старину-было на оной кладбище и рос сосновый лес... ныне же нет там ни одного кустарника” . В XVII веке в Коле размещался гарнизон, состоявший из 500 стрельцов и команды пушкарей. Военнослужащие занимались промыслами и частично сельским хозяйством. Об этом свидетель­ ствует челобитная стрельца Льва Устинова, поданная правительству в 1683 году. "Коляне посацкие люди, — писал челобитчик, желавший поселиться на Поле, — владеют за своими дворами и меж их стрелецкой слободою огородными местами большими для репного севу, а те огородные места не тяглые (податью не обложены) и в писцовых книгах ни за кем не записаны” . Селиться на Поле стрельцам не разрешили. Коляне продолжали выращивать на нем овощи. Молодой ученый Н. Я. Озерецковский, описывавший Колу в 1771 году, сообщает: "Репу сеют позади города на вышесказанной площади. На нее всегда бывает урожай, и случаются репы весом до 10 фѵнтов (бопее четырех килограммов1). С нею ездят иногда коляне на подках в Дацкия приморские селения и там ее продают. Капуста родится также хорошо, но... в вилки не завивается". На плане города, составленном в середине ХѴШ века, вдоль западной стороны Поля показаны заграждения из бревенчатых козел. Их южный конец упирается в гору Соловараку. Экспликация (пояснение к плану) гласит: "Рагатка для защищения прежде сего от шведов, которая и огнила” . Кольский гарнизон в XVIII веке постепенно сокращался. Население города в 1826 году равнялось 715 постоянным жителям, включая чиновников и 70 человек "внутренней стражи” . По отчету городничего Голубева, в 1825 году в Коле возделывалось 150 огородов, которые ’’засевались наиболее репою и частию картофелем, капустою и редькою". Это первое упоминание о выращива­ нии картофеля на Кольском полуострове. 6. РВЫ Не знаю, помнит ли кто сейчас название местности Рвы на востоке Кольского полуострова. В недавнее время исчезли некогда людные селения, такие, как "преизящный" (обильный благами) Поной, славившийся добычей семги и морского зверя. А в прошлом здесь кипела промысловая жизнь. В становище Рвы и в близлежащих местах стояли избушки зверобоев, сходившихся сюда из разных селений Поморья в конце зимы. Обратимся к документам. Писцовая книга 1608 года сообщает: "Понойского погоста жильцы и двиняна, и колмогорцы, и заонежаня, и сумляня и из ыных поморских волостей ходят в весне на море и зверь всякой бьют, и из них вынимают сало и продают в Коле и на Двине немцом на корабли, а иные отвозят на Русь...” Били тюленей баграми и пиками ("спицами") на подвижных льдах ("торосах” ). С убитых животных снимали шкуру вместе с салом и вытаскивали ее на берег. Здесь сало обрезали, а очищенные кожи просушивали. Для хранения сала в удобных местах рыли в земле выемки ("рвы"). В описании промыслов, составленном в 1797 году, говорится: сало кладут "в приготовлен- ныя ямы, покрывают их досками, а кожи распяливают на открытом воздухе, чтоб высохли, потом отъезжая в ближния селения, запасаются бочками, и поклав в оныя звериное сало, отвозят в Архангельск, а иногда и в самом том месте продают закупщикам” ; из Архангельска "сало морских зверей отправляется за море и частию отвозится в Москву и Петербург под имянем ворванного сала” . Врач И. Н. Шмаков, лично наблюдавший промысловую жизнь на Терском берегу, рассказывает: "Торосовый промысел длится с 10 февраля до 25 марта (по старому стилю); в 1896 году им занималось 678 человек, из них 575 хозяев и 103 наемных рабочих. Живут промышленники в избах, раскинутых в недалеком расстоянии одна от другой... Избы незначительных размеров, черные, без печек, имеют лишь очаг для варки пищи... С раннего утра промышленники, при благоприятных ("прижимных” ) ветрах, приносящих лед к берегу, отправляются на лед и весь день проводят за поисками зверей, которые носятся на льдинах вместе с детенышами... Набив зверей в достаточном количестве, промышленники при первой возможности стараются выбраться на твердый (не плава­ ющий) лед... Весьма нередко случается, особенно если задуют относные ветры, что промышлен­ ники проведут не одну ночь на льдах, прежде чем удастся выйти на сушу и питаются за это время сухарями, а при недостатке таковых и звериным салом. Промысел этот, бесспорно, рискованный и опасный, и редкий год обходится без человеческих жертв". В донесениях терских властей встречаются сообщения о гибели зверобоев. Вот одно из них, полученное кольским исправником в начале 1890 года: ” 2 марта 1889 года из местечка, называ­ емого "Рвы” , что в 22 верстах от селения Поноя, отнесло в море на льдине крестьянина Тетринс- кого селения Марка Дмитриевича Клишева, 40 лет от роду, который по тщательным розыскам до сих пор нигде не оказался". (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz