Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ТОПОНИМИКА МУРМАНСКА ПОЧЕМУ МЫС «СВЯТОЙ»? Старинные географические названия почти всегда — за­ гадка. Аникиева могила, Немецкая падь, Княжая губа, С о к о л ь я варака... Первоначальное значение подобных названий давно забыто. Появились легенды, вольные толкования. Из­ учение истории Кольского Севера проясняет изначальный смысл загадочных имен. На северо-востоке Коль­ ской земли глубоко в море вдается скалистый мыс Свя­ той Нос. Здесь рубеж двух мореіі — Белого и Баренце­ ва и двух побережий — от­ сюда к западу начинается Мурманский берег, в обрат­ ную сторону — Терскиіі. ’ Океан во время прили­ вов ведет себя тут бурно. Вода возле мыса волнуется и кипит, как в котловане. Это — сувоіі, столкновение встречных потоков. Накаты­ ваясь, воды ударяют в бере­ говые утесы, устремляясь в полость скалы, и отражен­ ные мощью гранита отбега­ ют назад, навстречу очеред­ ному валу прилива. Название «.Святой Нос» возникло очень давно, не ме­ нее пятисот лет назад. Но почему именно это имя бы­ ло ему.дано? Современное толкование мы находим в «Российском ежегоднике — 90» . Писа­ тель А. Шишов происхож­ дение названия объясняет так. В старину для русских мореходов-поморов примет­ ный мыс служил «отсчетной точкой — за ним начина­ лась полная опасностей до­ рога на свободные летом ото льда просторы Север­ ного Ледовитого океана к далекому острову Груман- ту, ныне Шпицбергену... Тем смельчакам, к кому благоволила судьба и сту­ деный океан, когда они добирались обратно к Мур- ману, уходящая в океан ска­ листая гряда мыса была свя­ тостью. Ведь за неіі начи­ нался так хорошо знакомый Терский берег Кольского полуострова, родное Бело- морье. Поэтому и прозвали древние поморы мыс Свя­ тым Носом. И больше ни­ как». I Странное понимание «свя­ тости» у советского челове­ ка! Совсем не то, что у лю­ ден прошлого. По представлениям древ­ них поморов, в скале оби­ тало божество, которому была подвластна морская стихия. Корабельщик, вез­ ший московского дипломата Григория Истому, признал­ ся ему. миновав Святоіі Нос, что он умилостивил ду­ ха — насыпал на камень «овсяной муки, смешанной с маслом». Считалось, что в случае отказа в приноше­ нии лодьи и другие суда должны погибнуть, что не­ редко к случалось. Иногда название «Святой Нос» связывают с подвиж­ ничеством святого Варла- ама Керетского, который, будучи священником в Ко­ ле. согрешил — убил из ревности жену. Раскаяв­ шись в содеянном, он плавал на лодке вдоль побережий Кольского полуострова. Около Святого Носа ему встретилось «непроходно место» — тут обитали мор­ ские черви, которые про­ грызали днища судов. Вар- лаам, как повествует его Житие, стал со слезами мо­ лить бога об «отпущении греха» и, как знак проше­ ния. уничтожить опасных червей. Божьей милостью черви исчезли! Так страда­ лец навсегда очистил «путь мореходцам около Святого Носа». Легенда о «заклятии» чер­ вей широко бытовала на Русском Севере. Конечно, существование морских древоточцев можно было бы отнести в разряд вымыс­ лов. Но вот деталь: извест­ ный в свое время радетель Севера М. Сидоров пред­ ставил на выставку в Мо­ скву в качестве экспоната «кусок дерева от судна, проеденного морскими чер­ вями. Найден около Свя­ того Носа на Мурманском берегу». » Местность, прилегающая к Святому Носу, пользова­ лась худой славой. Лопари называли эти места «про­ пащими» и в память об ут о ­ нувших ставили крест. 'Ло­ ция XVIII века сообщает: «Святой Нос, на кчэем мно­ го крестйв». В 1Й28 году гидрограф М. Рейнбке на окбие&йМв мыса соорудил ' дергзящгуга башню и окрасил ее з белый цвет. По?ом построили здесь дёревяннын маяк, смотрительский дом, казар­ му для служителей, баню и два сарая. И маяк стал По­ давать свет. Божество, обитавшей в скале., как свидетельствует история, действительно бы­ ло немилостивым. В пер­ вую же зимовку на маяке цинга унесла из зосьми че­ ловек. семерых. На следую ­ щую зиму, несмотря на при­ нятые меры, в живых остался опять один человек. Несчастья происходили н позже, В первѵю войну на немецких' минах в районе Святого Носа погибло не­ сколько русских н иностран­ ных судов. Выходит, «святой» не всегда означает «несущий благополучие». С а м о ' жъ название родилось га язы ­ ческих верований древниз жителей Севера. _ И. УШАКОВ. Краевед. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz