Ушаков И. Ф. Топонимы Кольского края : подборка статей из периодических изданий, 1972 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (37,1 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ТОПОНИМИКА МУРМАНСКА ПОЧЕМУ МЫС «СВЯТОЙ»? Старинные географические названия почти всегда — за гадка. Аникиева могила, Немецкая падь, Княжая губа, С о к о л ь я варака... Первоначальное значение подобных названий давно забыто. Появились легенды, вольные толкования. Из учение истории Кольского Севера проясняет изначальный смысл загадочных имен. На северо-востоке Коль ской земли глубоко в море вдается скалистый мыс Свя той Нос. Здесь рубеж двух мореіі — Белого и Баренце ва и двух побережий — от сюда к западу начинается Мурманский берег, в обрат ную сторону — Терскиіі. ’ Океан во время прили вов ведет себя тут бурно. Вода возле мыса волнуется и кипит, как в котловане. Это — сувоіі, столкновение встречных потоков. Накаты ваясь, воды ударяют в бере говые утесы, устремляясь в полость скалы, и отражен ные мощью гранита отбега ют назад, навстречу очеред ному валу прилива. Название «.Святой Нос» возникло очень давно, не ме нее пятисот лет назад. Но почему именно это имя бы ло ему.дано? Современное толкование мы находим в «Российском ежегоднике — 90» . Писа тель А. Шишов происхож дение названия объясняет так. В старину для русских мореходов-поморов примет ный мыс служил «отсчетной точкой — за ним начина лась полная опасностей до рога на свободные летом ото льда просторы Север ного Ледовитого океана к далекому острову Груман- ту, ныне Шпицбергену... Тем смельчакам, к кому благоволила судьба и сту деный океан, когда они добирались обратно к Мур- ману, уходящая в океан ска листая гряда мыса была свя тостью. Ведь за неіі начи нался так хорошо знакомый Терский берег Кольского полуострова, родное Бело- морье. Поэтому и прозвали древние поморы мыс Свя тым Носом. И больше ни как». I Странное понимание «свя тости» у советского челове ка! Совсем не то, что у лю ден прошлого. По представлениям древ них поморов, в скале оби тало божество, которому была подвластна морская стихия. Корабельщик, вез ший московского дипломата Григория Истому, признал ся ему. миновав Святоіі Нос, что он умилостивил ду ха — насыпал на камень «овсяной муки, смешанной с маслом». Считалось, что в случае отказа в приноше нии лодьи и другие суда должны погибнуть, что не редко к случалось. Иногда название «Святой Нос» связывают с подвиж ничеством святого Варла- ама Керетского, который, будучи священником в Ко ле. согрешил — убил из ревности жену. Раскаяв шись в содеянном, он плавал на лодке вдоль побережий Кольского полуострова. Около Святого Носа ему встретилось «непроходно место» — тут обитали мор ские черви, которые про грызали днища судов. Вар- лаам, как повествует его Житие, стал со слезами мо лить бога об «отпущении греха» и, как знак проше ния. уничтожить опасных червей. Божьей милостью черви исчезли! Так страда лец навсегда очистил «путь мореходцам около Святого Носа». Легенда о «заклятии» чер вей широко бытовала на Русском Севере. Конечно, существование морских древоточцев можно было бы отнести в разряд вымыс лов. Но вот деталь: извест ный в свое время радетель Севера М. Сидоров пред ставил на выставку в Мо скву в качестве экспоната «кусок дерева от судна, проеденного морскими чер вями. Найден около Свя того Носа на Мурманском берегу». » Местность, прилегающая к Святому Носу, пользова лась худой славой. Лопари называли эти места «про пащими» и в память об ут о нувших ставили крест. 'Ло ция XVIII века сообщает: «Святой Нос, на кчэем мно го крестйв». В 1Й28 году гидрограф М. Рейнбке на окбие&йМв мыса соорудил ' дергзящгуга башню и окрасил ее з белый цвет. По?ом построили здесь дёревяннын маяк, смотрительский дом, казар му для служителей, баню и два сарая. И маяк стал По давать свет. Божество, обитавшей в скале., как свидетельствует история, действительно бы ло немилостивым. В пер вую же зимовку на маяке цинга унесла из зосьми че ловек. семерых. На следую щую зиму, несмотря на при нятые меры, в живых остался опять один человек. Несчастья происходили н позже, В первѵю войну на немецких' минах в районе Святого Носа погибло не сколько русских н иностран ных судов. Выходит, «святой» не всегда означает «несущий благополучие». С а м о ' жъ название родилось га язы ческих верований древниз жителей Севера. _ И. УШАКОВ. Краевед. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz