Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 6. ФЛОТИЛИЙ НА МУРМАНЕ * В начале войны на Мурмане нахо­ дилось лишь одно боевое судно - "Бакан", вооруженное четырьмя 75­ миллиметровыми орудиями, кото­ рое не могло обеспечить надежной охраны побережья. Германское командование стре­ милось помешать доставке грузов в северные порты России. Весной 1915 года немцы расставили мины на путях движения судов в Горле Белого моря. Вскоре в русских водах появились немецкие крейсеры. Су­ доходство стало опасным. Несколь­ ко русских и иностранных судов по­ дорвались на минах. Пришлось спешно принимать меры к обезвреживанию мини защи­ те коммуникаций. 25 июня 1915 года в Александровск пришли из Англии 8 тральщиков. Началась переброска военных кораблей с Тихого океана. 15 декабря прибыл минный загради­ тель "Уссури". В городе Александ- ровске разместили гарнизон в 150 человек. У входа в Кольский залив установили две артиллерийские ба­ тареи. Дозорную службу на море стал нести вспомогательный крей­ сер "Колгуев". В феврале 1916 года царское пра­ вительство выкупило у Японии ко­ рабли "Аскольд", "Варяг" и другие, потопленные в прошлой войне и затем поднятые японцами со дна моря. Их направили в воды Русского Севера. На Мурман для защиты мор­ ских путей приходили, сменяясь, английские боевые корабли. В мае 1916 года, после зимнего перерыва, возобновились операции германского флота. С тайных баз, устроенных на заполярных островах нейтральной Норвегии, немецкие подводные лодки совершали рейды к берегам Кольского полуострова. 5 июня 1916 года правительство объявило Александровский и Кем­ ский уезды "театром военных дейст­ вий". 17 июня была образована фло­ тилия Северного Ледовитого океа­ на. В нее вошли: отряд судов оборо­ ны Кольского залива, дивизия тра­ ления, дозорные суда, служба связи Белого моря и охрана Архангельско­ го порта. Силы флотилии постепенно росли. 26 июля с Тихого океана при­ были миноносцы "Грозовой" и "Властный", транспорт-мастерская "Ксения", 17 ноября - крейсер "Варяг", 3 января 1917 года - линей­ ный корабль "Чесма". Наибольшего успеха немцы до­ стигли в сентябре 1916 года, когда они потопили 3 русских и 7 англий­ ских судов с грузом в многие миллио­ ны рублей. Моряки флотилии Север­ ного Ледовитого океана смело всту­ пали в бой с немецкими подводными лодками и заставляли их держаться вдали от подступов к Кольскому за­ ливу. 20 октября миноносец "Грозо­ вой", действуя совместно с посыль­ ным судном "Купава" и тральщиком № 13, потопил немецкую подводную лодку "U-56". Позднее была потоп­ лена неопознанная подводная лодка, обстреливавшая из орудия Цып-Наволок. За весь 1916 год немцам удалось уничтожить лишь 31 судно из 1582 приходивших с грузами на Русский Север. "За отличия в делах против непри­ ятеля" правительство наградило ор­ денами девятерых моряков - началь­ ника охраны рейда Екатерининской гавани капитана II ранга Терентьева, лейтенантов Дмитрия Захарченко и Бориса Шульгина, мичманов Диоми­ да Хрущева, Никона Петрова, Кон­ стантина Кушельникова и других. По "высочайшему" повелению участни­ кам борьбы с немецкими вторжения­ ми на Мурмане, начиная со "времени военных действий" - 22 сентября 1916 года, стал выплачиваться, сверх жалованья, дополнительный оклад по 15 рублей в месяц. Для размещения и обслуживания флотилии на Мурмане пришлось со­ здать две военно-морские базы. Ос­ новную устроили близ Романовского порта, на месте нынешнего рыбного порта; другую - на Иокангском рейде - пункте сбора судов, следовавших через Горло Белого моря к Архан­ гельску. К весне 1917 года на Кольской базе были сооружены: пристань, во­ семь казарм на сто человек каждая, пять жилых зданий для командного состава, шесть бараков для рабочих, электростанция, лазарет, церковь во имя Святого Николая Чудотворца, арестный дом, радиостанция на горе Горелой, хлебопекарня, кухня, мас­ терские, склады, погреба и т. п. Не­ которые постройки имели недодел­ ки. Работы продолжались. На подступах к базе и порту, на островах и мысах установили артил­ лерийские батареи. В Цып-Наволо- ке, Сеть-Наволоке, Кильдине и в ряде других мест были созданы на­ блюдательные посты. В городе Апександровске еще 15 января 1915 года начала действовать станция международного телеграфа, через которую поддерживалась связь с Англией. Отсюда подводный теле­ графный кабель продлили до Иокан- ги, где в невероятно тяжелых усло­ виях - при сильных морозах и ветрах, недостатке зимнего обмундирова­ ния, продуктов питания и строитель­ ных материалов - возводились бре­ венчатые и земляные бараки, скла­ ды, радиостанция, эстакадная при­ стань в Гремихе. Возросло значение города Алек- сандровска с его замечательной Екатерининской гаванью. Здесь по­ строили 2 казармы, 4 барака для ра­ бочих, артиллерийский склад, необ­ ходимые подсобные службы. За годы войны ранее тихий и ред­ конаселенный Мурман заметно из­ менился. Стал иным его правовой статус. Территория, включавшая три города (Александровск, Романов, Кола), поселок Дровяное, где нахо­ дились судоремонтные мастерские, Мурманский берег от норвежской границы до Восточной Лицы (38-й меридиан) и полоса Мурманской же­ лезной дороги получили официаль­ ное наименование "Кольский укреп­ ленный район", или сокращенно "КОЛЬСКИЙ РАЙОН". Гражданское население и местная администра­ ция были подчинены власти старше­ го морского начальника, обладавше­ го правами коменданта осажденной крепости. Флотилия Северного Ледовитого океана пополнялась миноносцами ("Бесшумный", "Бесстрашный", "Ка­ питан Юрасовский", "Лейтенант Сергеев"), посыльными судами, тральщиками. Личный состав флота на Мурмане в начале 1917 года пре­ вышал 3 тысячи человек. Более гра­ мотные и социально активные эки­ пажи кораблей составляли ядро во­ оруженных сил края. Около 2 тысяч человек морского ведомства несли службу на берегах Кольского залива (отдельные флотские роты в Коле, Мурманске и Александровске), ар­ тиллерийские и другие команды, персонал базы и наблюдательных постов. Флагманский корабль "Чесма" (по­ строен в 1897 году, водоизмещение 10960 тонн) имел на вооружении че­ тыре орудия 305-миллиметрового калибра, двенадцать орудий 152­ миллиметрового калибра, мелкие орудия и шесть торпедных аппара­ тов. На "Чесме" находилась машин­ ная школа, в которой повышали ква­ лификацию механики, радиотеле­ графисты и другие специалисты флота. * Начало в Ate 132, 133, 134, 135, 137. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz