Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
История нашего'края К'ОП Ь С К И Й ІС ЕВЕ м іш і т Ш т ш Івеш . Иван УШАКОВ, краевед 5. Рождение припортового города * К лету 1916 года усилиями тысяч стро ителей на Кольском полуострове были до стигнуты вполне ощутимые успехи. 23 ап реля министр путей сообщения доложил царю о завершении прокладки рельсового пути от Колы до Кандалакши. "Несмотря на крайне тяжелые и неблагоприятные ус ловия труда, - писал он, - вся эта колос сальная по размерам и протяжению (262 версты) работа произведена в 11 с поло виной месяцев... Из Мурмана отправлены первые поезда..." Возле конечной станции близ Мурманского порта возник много людный поселок. 29 июня министр А. Ф. Трепов просил Николая II "преобразовать железнодорож ный поселок у станции Мурман в город ское поселение". Царедворцы, льстя Николаю II, предло жили назвать будущий город по фамилии "венценосного монарха, прорубившего на Севере окно в Европу", РОМАНОВ, но так как в России уже был один такой город (ныне - Тутаев), придумали выразитель ное дополнение: НА МУРМАНЕ. 6 июля 1916 года последовала положительная "Высочайшая" резолюция. В официаль ных документах появилось название "Порт Романов". 15 августа вышло "Положение о Попе чительстве по устройству поселка "Рома- нов-на-Мурмане". Попечителем был на значен временно управлявший Министер ством Императорского Двора граф М. Е. Нирод - один из приближенных Николая II. На попечителя возлагались надзор и ру ководство всеми делами по сооружению и снабжению города топливом, продоволь ствием, строительными материалами, сношение с ведомствами, проводившими работы на Мурмане. 9 сентября 1916 года Совет министров утвердил Положение (закон) об управле нии городом. Создавалось "Мурманское присутствие по портовым делам", в члены которого входили представители "из мест ных жителей" - по одному от Романова, Апександровска и Колы "по выбору жите лей этих городов". Инженер Б. В. Сабанин вычертил план застройки города Романова. Согласно проекту, город должен был размещаться на второй террасе (выше припортовых строений) между Варничным ручьем и Се меновским озером. На этом пространстве намечалось предварительно, до возведе ния зданий, проложить дороги, вымостить улицы, подвести водопровод и электриче ство, после чего начать раздачу участков поселенцам. В беседе с журналистами попечитель Нирод заявил, что правительство намере но соорудить на Мурмане город "в соот ветствии с последним словом западноев ропейского городского строительства" и что "каждый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры", вследствие чего пере селение сюда станет заманчивым даже для людей, привыкших к жизни в больших городах. Создатели Романова явно хотели про славить имя правящего царя. Централь ная магистраль на плане города называ лась Николаевским проспектом, три дру * Начало в № 132, 133, 134, 135. гие проспекта и две улицы назывались по именам членов императорской фамилии. Главный храм будущего города должен был носить имя святителя Николая. Кольское лесничество отмежевало го роду Романову 2 тысячи десятин казенной земли. Поступило 9 заявок на отвод участ ков под строительство домов: от алек сандровского мещанина Григория Сканке, рыбопромышленника Карла Спаде, круп ного торговца Якова Беляевского, пред принимателя Ксения Бродкорба и других. В Семенове открыли лавки местные торговки Агния Бурых, Агриппина Васюни- на, Ульяна Лопатина, Агафья Корехова (продавали преимущественно печеный хлеб и другие съестные припасы). Купец Петр Сергеевич Скрябин приступил к строительству кинематографа и завел буфет при станции Мурман с продажей горячей пищи. Торжественное открытие города Рома- нова-на-Мурмане состоялось 21 сентября (по новому стилю - 4 октября) 1916 года. На церемонию "основания города" прибы ли представители высшей власти: ми нистр путей сообщения статс-секре тарь А. Ф. Трепов, морской министр ад мирал И. К. Григорович, архангельский гу бернатор С. Д. Бибиков, некоторые члены Государственного совета и Государствен ной думы, а также руководители ведомств и строительных управлений, духовенство, чиновники. Присутствовали специально собранные жители Колы и Дровяного, ра бочие и служащие вновь возникших по селков. Епископ Архангельский и Холмо горский Нафанаил совершил обряд за кладки храма в центре будущего города, обратился с речью к собравшимся, в кото рой сказал, что происходит великое собы тие - рождается город, на Севере "возни кает новый светильник веры и благодати". Министры положили кирпичи в основание алтаря, епископ окропил место храма свя той водой, в углубление заложили метал лическую пластину с выгравированным текстом о дате закладки храма и с указа нием имен присутствовавших при этом высокопоставленных лиц (ныне хранится в областном краеведческом музее). В за ключение министр Трепов поблагодарил строителей за их труд. Инженерам и руко водителям работ были вручены медали. При закладке храма города как такового еще не существовало. "В натуре" была проложена лишь одна улица - от пристан ционного поселка до Варничного ручья. В припортовой зоне размещались наспех построенные бараки, деревянные избы, землянки, будки, в которыхжили грузчики, военнослужащие, строители, чиновники - большей частью люди бессемейные. В октябре 1916 года Министерство путей сообщения "для уменьшения жи лищной нужды" заказало в Англии пере носные дома, в которых могли размес титься 1500 рабочих и 100 служащих, и перевело англичанам за эти дома 20 тысяч фунтов стерлингов. Город Романов создавался не только на военное время ради получения поставок от союзников. В официальной записке, приложенной к "Смете строительства на 1917 год", указывалось, что правительст во ставит "задачу - пробудить к жизни спящий край, помочь его колонизации и способствовать созданию в нем культур ных условий существования и развития промышленности". (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz