Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

— ан УШАКОВ , краевед 3. Сооружение дороги и порта* Возникшая война сразу приняла не­ бывалый размах. От Карпат до Балтики шли кровопролитные сражения. За три месяца боев русская армия истратила запасы патронов и снарядов, не хвата­ ло винтовок. Отечественная промыш­ ленность не могла обеспечить потреб­ ности возросшей в результате мобили­ заций действующей армии. России при­ шлось закупать вооружение, боеприпа­ сы, медикаменты и многое другое у своих союзников - Англии и Франции. Встал вопрос: куда доставлять воен­ ные грузы? Доступ к балтийским портам России закрыли немцы, к черноморским - турки, кругосветная перевозка (через Тихий океан и Владивосток) слишком дорога, а Архангельский порт большую часть года закрыт льдами Белого моря. В декабре 1914 года царское прави­ тельство решило строить железную до­ рогу к незамерзающим водам Мурмана. Предстояла грандиозная работа. В короткий срок требовалось проложить рельсовый путь от Петрозаводска до Кольского залива протяженностью 1054 километра. По расчетам инженеров, только для линии Кандалакша - Кола следовало доставить 20000 рабочих, 23279 тонн рельсов и креплений, 470 тысяч шпал, различное оборудование. Агенты управления по сооружению Мурманской железной дороги (сокра­ щенно - "Мурманстройка") нанимали ра­ бочих в центральных губерниях России, преимущественно крестьян старших возрастов, еще не призванных в армию, и белобилетников (освобожденных от военной службы по физической непри­ годности). С ними заключали контракт, выдавали денежный задаток, отбирали паспорт и отправляли за счет казны "на Мурманку". В мае 1915 года на Кольский полуост­ ров прибыли первые партии строите­ лей: 1450 человек - в Семеново (место будущего города Мурманска) и более 3000 человек - в район Кандалакши. С открытием навигации по Белому морю из Архангельска стали поступать на стройку подвижной состав, укладочный материал, продовольствие и т. п. Рабочие "Мурманстройки" делились на три основные категории: землекопы, плотники и подсобные работники - руб­ щики просек, возчики грузов. В числе последних было несколько десятков местных жителей - поморов и лопарей. Прокладка дороги велась вдали от обжитых районов, за 1000 километров от баз снабжения, в условиях войны и сурового заполярного климата, при тя­ желом грунте и сложном рельефе мест­ ности. Несмотря на усилия администра­ ции и инженерно-технического персона­ ла, не все получалось как надо. Алек­ сандровский исправник Л. Э. Паршен- ский секретным рапортом 22 октября 1915 года доносил архангельскому гу­ бернатору: "Антисанитарное состояние жилищ, плохое питание рабочих, грубое обращение с ними и неудовлетворение сполна платою... заставили рабочих уезжать на родину сотнями... Сена и овса нет. Лошади от голода околевают, результатом чего является медленная и несвоевременная перевозка всего не­ обходимого с одного пункта на другой". Надвигалась зима, а запасов продо­ вольствия было недостаточно. Требо­ валась зимняя одежда. Встревоженный губернатор С. Д. Бибиков телеграфиро­ вал в Петроград: "Громадное количест­ во рабочих и военнопленных в районе строящейся Мурманской железной до­ роги уже испытывают... страшную нужду в предметах первой необходи­ * Начало в № 132, 133. мости; в дальнейшем их положение в отношении обеспечения продовольст­ вием окажется положительно безвы­ ходным..." Министерство путей сообщения при­ няло спешные меры. В конце ноября 1915 года на Мурман прибыл транспорт с продовольствием и строительными материалами из Англии. У местных жи­ телей закупалась оленина и рыба. Около 10 тысяч рабочих, не имея хо­ рошего обмундирования, при недостат­ ке многих продуктов питания, продол­ жали строительство дороги. Работали в морозы, достигавшие временами 38 градусов, в условиях полярной ночи, при ветрах и метелях. В начале 1916 года на Мурман при­ были еще 6700 рабочих. Их везли через Финляндию, Швецию и Норвегию поез­ дами, а от Нарвика - на пароходах. Кроме русских наемных рабочих на строительстве дороги использовались военнопленные - немцы, австрийцы, мадьяры, чехи и другие. На 1 марта 1916 года их было на Кольском полуост­ рове 4822 человека. Прокладку рельсового пути Канда­ лакша - Семеново закончили 23 апреля 1916 года, а всю линию до Петрозавод­ ска - в ноябре 1916 года. Вся дорога стоила государству 208 миллионов руб­ лей, участок Кандалакша - Мурман - 35,8 миллиона рублей. Но еще около 30 процентов работ (замену временных сооружений на постоянные) предстоя­ ло завершить в 1917 году. Одновременно другое ведомство - Управление торговых портов Минис­ терства торговли и промышленности - сооружало на Кольском заливе прича­ лы для приема судов с военными груза­ ми и поселок для размещения рабочих и служащих порта. К 5 декабря 1916 года здесь работали 620 вольнонаем­ ных строителей. Привлекались к рабо­ там также призванные на военную службу "ратники флота", особенно плотники. К весне 1917 года удалось соорудить пять глубоководных причалов, ввести в строй портовую электростанцию, водо­ провод и различные службы. В порто­ вом поселке насчитывалось два десят­ ка жилых строений (типа бараков), ад­ министративное здание, больница, сто­ ловая, склады, мастерские. Уже зимой 1915-16 годов на Мурмане было выгружено с кораблей около 50 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, колючей проволоки, автомобилей, авиационных частей, приборов, армей­ ских сапог и т. д. С открытием навигации по Белому морю значительная часть грузов шла в Архангельск, а оттуда - на театр военных действий. В зимние ме­ сяцы военные поставки принимал Мур­ манский порт: в январе 1917 года было выгружено 51060 тонн, в феврале - 66455 тонн грузов. Правительство придавало огромное значение Мурманскому порту и пере­ возкам военных поставок по железной дороге Мурман-Петроград. Облик Кольского Севера в 1915-1916 годах существенно изменился. В крае стало преобладать приезжее населе­ ние. Помимо строителей появились кадры эксплуатационников железной дороги и торгового порта, в том числе высококвалифицированный и образо­ ванный технический персонал. Расши­ рился смысл понятия "Мурман". Мест­ ные жители так называли пространство от Святого Носа до норвежской грани­ цы. Приезжие подразумевали под "Мур- маном" весь район железной дороги на территории Кольского полуострова. С постройкой железной дороги край стал больше тяготеть к Петрограду, чем к Архангельску. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz