Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
9. ВЗГЛЯЛНА РУССКИХ Финские путешественники, побывавшие на Кольском Севере, оставили интерес ные высказывания о жизни и поведении русских людей. Матиас Кастрен (1842 год) отмечал раз личие национальных характеров русских и финнов. Финны, пишет ученый, все силы употребляют на скотоводство и земледе лие. Они неутомимы в труде, терпеливы и настойчивы, любят свой "маленький мирок", свободу и независимость в дейст виях. Не таков русский помор: "Он кормит ся только морем - промыслом, от которого жизнь становится подвижной, бродячей, беспокойной, полной планов и спекуля ций... Вся сила русского заключается в его неистощимой оборотливости, расчетли вости и готовности на предприятия разно го рода... Русский не может оставаться всегда под своей кровлей... Он любит странствовать, добывать в странах даль них. Вы увидите его летом и в Архангель ской гавани, и близ берегов Норвегии; зимою - на дорогах в Москву или Нижний... В целом мире нет народа, который умел бы пользоваться так, как русский, всеми возможными обстоятельствами и даже случайностями, обращая каждую безде лицу в свою пользу". В то время, как рус ские имеют "благосостояние, финны обык новенно находятся в плачевном виде ни щего и батрака. Те же средства добывать, те же промыслы открыты однако ж и фин нам, но они противны их нравам". Русские поморы являлись на мурман ские промыслы за пятьсот и тысячу верст от своих селений в зимнее время. Вообра жение рисует картину движения этих людей через заснеженную Лапландию: по нуро бредут усталые, продрогшие мучени ки... Совсем не то увидел Кастрен: "Они шли толпами в двадцать, тридцать и даже пятьдесят человек... Большая часть тащи ла за собой оленьи санки, на которых на валены были шубы, хлебы, якори, котлы и т.п. Встречались и керисы, запряженные собаками... Толпы эти шли с песнями и криком. А лица большей части выражали удаль и отвагу. Было много и совершенно разбойничьих физиономий; да и самые толпы по разодранным одеждам, по диким крикам и грубым песням сильно смахива ли на разбойничьи шайки. Несмотря на то, эта живая, шумная деятельность на пус тынных дорогах Лапландии имела свою прелесть". Кастрен заключает: "По беспо койному духу, подвижности... русский как бы создан для обитания в этих странах, тогда как... однообразный покой составля ет высшее блаженство финна” . А вот впечатления Элиаса Лённрота: * Начало в № 18-20. 23-26, 29. "Все представлялось мне по-другому, пока я сам не побывал в Лапландии. Люди здесь доброжелательные, веселые, трез вые... Их зимняя одежда гораздо теплее нашей, так что холод им не страшен... В Коле 136 домов и около 750 жителей... Лошадей насчитывается 4-5. Иногда коля не катаются на них с невообразимым шумом, хотя большинство развлекатель ных поездок совершается на оленях". Повсюду Лённрота принимали как же ланного гостя. "У жителей Колы, как и во обще у русских, - пишет он, - принято на чинать есть с похлебки, а потом уже при ниматься за рыбу или мясо и другие блюда. В Коле передо мной на стол поста вили сперва семгу и лосося, затем мясо и под конец молоко. И каждый раз блюда появлялись на столе в том же порядке. Насколько я заметил, здесь не принято выпивать перед едой рюмочку для аппети та. Но чай пьют дважды в день. Обычно часов в восемь утра пьют четыре-пять больших чашек чаю, часов в одиннадцать - завтрак, часов в пять - снова чай и в семь-восемь часов вечера - ужин". Лённрота приглашали в разные дома как врача. При этом ученый заметил, что жители призывают на помощь не только медицину, но и "другого целителя: возле постели больной жены кольского торговца стояла икона Богоматери, а перед нею постоянно горела свеча". Лённрот отметил приятельские отноше ния русских и лопарей: "Доехав до Колы, все они расходятся по заранее известным домам. Лопарь дарит хозяину дома либо лисью шкуру, либо какой другой не столь ценный подарок. Хозяин, со своей сторо ны, в ответ на подарок кормит и поит его до отвала". Верхушку местного общества составля ли чиновники. Остальных, кто не носил казенной форменной одежды, кроме бога тых торговцев, относили к "мужикам", про стонародью. "Господ в Коле, - писал Лённрот, - наберется с дюжину: городни чий, исправник, судья, два заседателя, врач, почтмейстер, заведующий магази нами с мукой и солью, поверенный винно го откупа, таможенник, два священника, делопроизводитель". Покидая Колу, Лённрот и Кастрен "нане сли прощальные визиты в 5-6 домов, после чего пообедали у исправника Ивана Васильевича Латышева" и отправились в путь, при этом коляне провожали их верс ты две по реке Коле. В 1847 году в "Выборгской газете" (№ 51) Лённрот опубликовал очерк "Пять дней в Русской Лапландии", в котором отзывался о жителях Кольского Севера самым лест ным образом. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz