Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Ш Й Л ■' V >'• - ■ ".Ж . ; | 8 Ь ■>> % H i -, v — — ■•'-...V.. :. ■ . 7 - ; . ' ' ’ Иван УШАКОВ > -Щ :Ч£ М й П М в В. Духовная Жизнь простого народа* Финский ученый Ц. Топелиус (млад­ ший) в 1894 году написал для русских читателей ряд очерков о Финляндии. Ниже приводятся выдержки из них. Религия. В языческую пору финны называли верховное божество, управ­ лявшее судьбами людей, Укко ("Ста­ рец"). Кроме Старца иного бога не суще­ ствовало. Лесного царя звали Тапио, владыку вод - Ахти, властителя подзем­ ного мира - Туони. Лопари поклонялись необыкновен­ ным в природе предметам. Но финны никогда не имели идолов, поклонялись лишь святым деревьям, источникам, озерам и горам. Кровь никогда не оба­ гряла их жертвоприношений. Глава се­ мейства вешал на ветви священного де­ рева лосьи рога, а хозяйка проливала у корней его несколько капель молока от коров своего стада... В современной христианской Финлян­ дии лютеранский приход сам выбирает себе духовного пастыря и выплачивает ему содержание. В сельских приходах в распоряжение пастора предоставляет­ ся дом с участком земли. Отношения между ним и прихожанами обыкновенно хорошие и зачастую проникнуты взаим­ ным доверием. Пастор и его семья близ­ ко стоят к народу, который нередко об­ ращается к ним за советом. Отец талан­ тливого крестьянского мальчика обык­ новенно ласкает себя честолюбивой мечтой увидеть когда-нибудь сына в мантии и воротничках проповедующим с кафедры и поющим с алтаря. Церковь является притягательным центром для всего прихода. На ее по­ стройку, ремонт и украшение не жалеют никаких средств... При каждой кирке (храме) полагаются башня и колоколь­ ня. Без них она не признавалась бы на­ стоящей церковью. Звон колоколов сам по себе уже в достаточной степени вы­ зывает благоговейное настроение, так что обходятся без органа, который, од­ нако, мало-помалу начинает входить в употребление. Запрестольные образа, представляющие собой прежде проб­ ные работы на звание подмастерья-жи­ вописца, начали постепенно приобре­ тать художественный характер. Стены во многих старинных церквах увешаны дворянскими гербами. Повсюду, как в старых, так и в новых финляндских цер­ квах, в рамке под стеклом красуется Ма­ нифест Государя Императора о неиз­ менном сохранении религии и основных законов страны... Молодые люди обоего пола приготов­ ляются церковью к первому принятию Святых Тайн, так называемой конфир­ мации, которая имеет для молодежи смысл признания духовного совершен­ нолетия. Вступление в брак разрешает­ ся лишь после конфирмации. В неред­ ких, впрочем, случаях требуется пастор­ ское свидетельство о добропорядочном поведении. Обучение детей. До середины XIX столетия школа находилась на матери­ альном попечении церкви. Теперь они отделены друг от друга и соприкасаются лишь в преподавании Закона Божия, ко­ торое признается обязательным и под­ чинено надзору духовенства. Читать дети обучаются дома под руко­ водством матери или странствующих учителей. Затем следует изучение кате­ хизиса и курс низшей и высшей народ­ ной школы. При посредстве ежегодных испыта­ ний в чтении, обязательных для всех прихожан, церковь до сих пор сохраня­ ет, однако, надзор за грамотностью как детей, так и взрослых. Экзамены эти со­ провождаются большим стечением на­ рода, а также угощением пастора и кан­ тора (церковного хориста, музыканта). За последние два века грамотность до такой степени распространилась в Фин­ ляндии, что ребенок старше восьми-де- сяти лет, не умеющий читать, является редким исключением. Долгое время единственными книгами в руках крес­ тьян были: азбука, катехизис, молитвен­ ник, Библия и календарь, причем лишь кое-где присоединялись к ним сборник проповедей или какая-нибудь брошюра религиозного содержания. За послед­ ние два или три десятилетия замечает- ‘ Начало в № 18-20, 23-26. ся в этом отношении значительный про­ гресс. Кроме учебников издаются теперь во многих тысячах экземпляров специ­ ально предназначающиеся для земле­ дельческого населения и чернорабочих популярные сочинения: по истории, ги­ гиене, естествознанию, изящной лите­ ратуре, описания путешествий и т. п. на финском и шведском языках. Народные развлечения. Суровая природа настраивает финскую народ­ ную песню на минорный (грустный) тон. Это настроение зачастую слышится также в монотонном церковном пении и в народных песнях душеспасительного содержания. Но финляндцы любят и ве­ селую музыку на гармошке, скрипках, шарманках... Нынешние певцы, являющиеся в вос­ точной Финляндии желанными гостями на всех народных празднествах, импро­ визируют с аккомпанементом или же без аккомпанемента финской народной арфы кантеле в присутствии изумлен­ ных слушателей свои нередко сатири­ ческие песни. Темы для таких импрови­ заций заимствуются обыкновенно из на­ родной жизни, но иногда они бывают согреты самым пламенным патриотиз­ мом... Игра в загадки служит, если можно так выразиться, пробирным камнем при­ рожденного остроумия. По вечерам, когда в печи ярко пылает огонь, стар и млад соперничают друг с другом в при­ думывании и разгадывании мудреных загадок; их, как и поговорок, записано уже многие тысячи. Того, кому не уда­ лось справиться с известным числом за­ гадок, осыпают насмешками и посылают шутя в волшебную страну "Химиля", в которой все будто бы делается навыво­ рот сравнительно со здешними земны­ ми порядками: там деревом срубают топор, котел варит повариху и т. п.; не­ удачнику предлагают отправиться туда и разузнать, что там делается. Чужеземец, поселившийся в Финлян­ дии, может и не подозревать, какое оби­ лие естественной веселости скрывает­ ся под угрюмой внешностью финна. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz