Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

4 . З п о с и л и т е р а т у р а * Истоки культуры любого народа уходят в глубокую древность. У нас, в Мурманской области (на Терском берегу), до недавнего времени бытовали среди крестьян древнерусские былины и духовные стихи. В Норвегии существовали саги - сказания о героях и событиях далеко­ го прошлого. В Финляндии и Карелии были распространены своеобразные песни - руны, многие из которых возникли еще в патриархально-родовом обществе. Со­ бранные воедино, они образовывали об­ ширный эпос о подвигах и приключениях героев страны Калевы. Для рун характерен особый размер (ко­ личество слогов в стихе). Это обычно четы­ рехстопный хорей, не рифмованный, но с богатой аллитерацией - созвучием первых слогов внутри стиха. Размер не всегда строго соблюдается, в результате чего стихи становятся гибкими и свободными. Собиратель рун Элиас Лённрот так опи­ сывает их исполнение: "Если рунопевцев двое, как того требует торжественное ис­ полнение рун, они садятся рядом либо друг против друга и, взявшись либо за одну, либо за обе руки, начинают петь. При пении они размеренно покачиваются вперед и назад, и создается впечатление, будто они по очереди тянут друг друга к себе. Сначала один из них поет строку, другой присоеди­ няется к пению на последнем такте и повто­ ряет всю строку. Во время повторения каж­ дый обдумывает следующую строку, и так продолжается пение, независимо от того, исполняют они уже известную руну или со­ здают новую... Хороший рунопевец обычно начинает песню словами: Овладело мной желанье, Мне подсказывает разум: Не приняться ли за песню. Не начать ли песнопенье?" На праздниках происходили состязания певцов. Побеждал тот, кто больше пропоет. Пели руны и в кругу семьи, сидя за руко­ дельем. Содержание рун передавалось из поколения в поколение: ...Так когда-то пел отец мой, Пел, строгая топорище, Мать меня учила песням, Колесо вращая прялки. В самой Финляндии старинные руны к XIX веку сохранились плохо. Большинство их записано в деревнях Западной Карелии. Собрание древних рун под названием "Ка­ левала" вышло в 1835 году, а затем в до­ полненном варианте - в 50 песнях - издано в 1849 году. Переведенная с финского на многие другие языки, "Калевала" получила всемирную известность. В "Калевале" 22800 стихов. Прежде всего говорится о сотворении мира и рождении Вяйнямейнена - вещего певца, главного из героев эпоса, рассказывается о приключе­ ниях героев в северной стране Похьёле, свадебном пире, борьбе за талисман Сампо (мельницу-самомолку), приносящий счастье. Завершается эпос отплытием Вяй­ нямейнена в неведомую страну, но при этом он оставляет людям свое кантеле (му­ зыкальный инструмент) и свои песни на вечную радость Финляндии. Финские исследователи считают героев "Калевалы" носителями национального ха­ рактера финнов. Вяйнямейнену свойствен­ ны мудрость, дар песнопения. Кузнец Иль- маринен является олицетворением труже­ ника, настойчивого в своем стремлении ус­ пешно завершить начатое дело. Третий герой - веселый и легкомысленный Лем- минкяйнен, его одолевает страсть к битвам и любовным похождениям. Четвертый пер­ сонаж - мрачный Куллерво, он совершает массу преступлений и, чтобы искупить их, ищет смерти. Финская литература во время шестиве­ кового шведского господства практически не существовала. Художественные произ- ’Начало в № 18, 19, 20. ведения выходили на шведском языке, а на I финском - только церковные писания. По- I явление "Калевалы" означало поворот к из- > данию литературы на родном языке. Во второй половине XIX века создаются реалистические произведения. Алексис Киви (1834-1872 годы) брал сюжеты из на­ родной жизни, использовал в своем творче­ стве фольклор. Им написаны комедии "Са­ пожники Нумми", "Помолвка", проникнутые юмором. Вершиной творчества Киви стал роман "Семеро братьев" (1870 год), в кото­ ром показан переход феодальной деревни к новым, капиталистическим, отношениям. Братья размышляют о неустроенности мира (и высказывают много здравых сужде­ ний), мечтают о возврате к вольной жизни далеких предков (тут они до смешного на­ ивны), но убеждаются в несбыточности своих желаний. В лирике Киви отстал от традиционных рифм и размеров. Его проза отличается широким видением мира, она гуманистична, полна движения, в ней часто серьезное сочетается со смешным, реаль­ ность с вымыслом, передан дух финской народной психологии. Всего Киви написал более десятка пьес, которые составили основу классического репертуара финской сцены. В Хельсинки перед зданием Национального театра, по­ ставлен памятник Алексису Киви. Поэт Каарло Крамсу (1855-1895 годы) написал ряд социально острых произведе­ ний. Наиболее известны его баллады о мя­ тежных героях "Дубинной войны". Интересно творчество Минны Кант (1844-1897 годы) - женщины активной, чут­ кой к передовым идеям времени. Основные ее сочинения: пьесы "Жена рабочего” , "Дети горькой судьбы", социально-психоло­ гическая повесть "Бедные люди". Литература 80-90-х годов прошлого века ярко отражала новые общественные явле­ ния, изменения в жизни финского народа и умонастроении людей. Писатели-реалисты основали группу "Нуори Суоми" ("Молодая Финляндия") и стали издавать под этим на­ званием литературные альманахи (1891­ 1940 годы). Расширилась тематика произ­ ведений. Показывались: жизнь городской бедноты, борьба рабочих за свои права, угнетенное положение женщины, земель­ ный голод и разорение мелких арендато­ ров. Ряд финских писателей находился под сильным влиянием русской литературы, прежде всего творчества И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Особенно это чувствуется в произведениях Юхани Ахо (1861-1921 годы): "На постоялом дворе", "Дочь пасто­ ра", "Жена пастора" и др., и Арвида Ярне- фельта (1861-1932 годы): "Отчизна", "Дети матери-земли". Ярнефельт переписывался с Толстым и дважды посетил его. К фонду русской классической литерату­ ры с ее вниманием к положению предельно униженных и угнетенных обращался и Теуво Паккала (1862-1925 годы) - бытопи­ сатель городской окраины и ее "Маленьких людей", представителей полунищего тру­ дового люда. "Я с жадностью читал русскую литературу, - писал Паккала, - все, что толь­ ко имелось в шведских и финских перево­ дах. И по-прежнему восхищаюсь ею. Имен­ но с той стороны (Достоевский, Гоголь) ис­ пытал я влияния, заметные и стороннему глазу". .Финляндская действительность начала XX века нашла реалистическое отражение в произведениях Майю Лассила (1868­ 1918 годы). Им написаны: роман "Хархама", юмористическая повесть "За спичками", по­ весть из народной жизни "Воскресший из мертвых". Лассила создал яркие образы, его произведения отличаются богатым и красочным языком. Писатель был расстре­ лян белофиннами. В Финляндии выходили литературные творения и на шведском языке: историчес­ кие романы Цакариеса Топилиуса, драма­ тические произведения Юлиуса Векселля, но неуклонно возрастал удельный вес фин­ ноязычной литературы. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz