Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
4 . З п о с и л и т е р а т у р а * Истоки культуры любого народа уходят в глубокую древность. У нас, в Мурманской области (на Терском берегу), до недавнего времени бытовали среди крестьян древнерусские былины и духовные стихи. В Норвегии существовали саги - сказания о героях и событиях далеко го прошлого. В Финляндии и Карелии были распространены своеобразные песни - руны, многие из которых возникли еще в патриархально-родовом обществе. Со бранные воедино, они образовывали об ширный эпос о подвигах и приключениях героев страны Калевы. Для рун характерен особый размер (ко личество слогов в стихе). Это обычно четы рехстопный хорей, не рифмованный, но с богатой аллитерацией - созвучием первых слогов внутри стиха. Размер не всегда строго соблюдается, в результате чего стихи становятся гибкими и свободными. Собиратель рун Элиас Лённрот так опи сывает их исполнение: "Если рунопевцев двое, как того требует торжественное ис полнение рун, они садятся рядом либо друг против друга и, взявшись либо за одну, либо за обе руки, начинают петь. При пении они размеренно покачиваются вперед и назад, и создается впечатление, будто они по очереди тянут друг друга к себе. Сначала один из них поет строку, другой присоеди няется к пению на последнем такте и повто ряет всю строку. Во время повторения каж дый обдумывает следующую строку, и так продолжается пение, независимо от того, исполняют они уже известную руну или со здают новую... Хороший рунопевец обычно начинает песню словами: Овладело мной желанье, Мне подсказывает разум: Не приняться ли за песню. Не начать ли песнопенье?" На праздниках происходили состязания певцов. Побеждал тот, кто больше пропоет. Пели руны и в кругу семьи, сидя за руко дельем. Содержание рун передавалось из поколения в поколение: ...Так когда-то пел отец мой, Пел, строгая топорище, Мать меня учила песням, Колесо вращая прялки. В самой Финляндии старинные руны к XIX веку сохранились плохо. Большинство их записано в деревнях Западной Карелии. Собрание древних рун под названием "Ка левала" вышло в 1835 году, а затем в до полненном варианте - в 50 песнях - издано в 1849 году. Переведенная с финского на многие другие языки, "Калевала" получила всемирную известность. В "Калевале" 22800 стихов. Прежде всего говорится о сотворении мира и рождении Вяйнямейнена - вещего певца, главного из героев эпоса, рассказывается о приключе ниях героев в северной стране Похьёле, свадебном пире, борьбе за талисман Сампо (мельницу-самомолку), приносящий счастье. Завершается эпос отплытием Вяй нямейнена в неведомую страну, но при этом он оставляет людям свое кантеле (му зыкальный инструмент) и свои песни на вечную радость Финляндии. Финские исследователи считают героев "Калевалы" носителями национального ха рактера финнов. Вяйнямейнену свойствен ны мудрость, дар песнопения. Кузнец Иль- маринен является олицетворением труже ника, настойчивого в своем стремлении ус пешно завершить начатое дело. Третий герой - веселый и легкомысленный Лем- минкяйнен, его одолевает страсть к битвам и любовным похождениям. Четвертый пер сонаж - мрачный Куллерво, он совершает массу преступлений и, чтобы искупить их, ищет смерти. Финская литература во время шестиве кового шведского господства практически не существовала. Художественные произ- ’Начало в № 18, 19, 20. ведения выходили на шведском языке, а на I финском - только церковные писания. По- I явление "Калевалы" означало поворот к из- > данию литературы на родном языке. Во второй половине XIX века создаются реалистические произведения. Алексис Киви (1834-1872 годы) брал сюжеты из на родной жизни, использовал в своем творче стве фольклор. Им написаны комедии "Са пожники Нумми", "Помолвка", проникнутые юмором. Вершиной творчества Киви стал роман "Семеро братьев" (1870 год), в кото ром показан переход феодальной деревни к новым, капиталистическим, отношениям. Братья размышляют о неустроенности мира (и высказывают много здравых сужде ний), мечтают о возврате к вольной жизни далеких предков (тут они до смешного на ивны), но убеждаются в несбыточности своих желаний. В лирике Киви отстал от традиционных рифм и размеров. Его проза отличается широким видением мира, она гуманистична, полна движения, в ней часто серьезное сочетается со смешным, реаль ность с вымыслом, передан дух финской народной психологии. Всего Киви написал более десятка пьес, которые составили основу классического репертуара финской сцены. В Хельсинки перед зданием Национального театра, по ставлен памятник Алексису Киви. Поэт Каарло Крамсу (1855-1895 годы) написал ряд социально острых произведе ний. Наиболее известны его баллады о мя тежных героях "Дубинной войны". Интересно творчество Минны Кант (1844-1897 годы) - женщины активной, чут кой к передовым идеям времени. Основные ее сочинения: пьесы "Жена рабочего” , "Дети горькой судьбы", социально-психоло гическая повесть "Бедные люди". Литература 80-90-х годов прошлого века ярко отражала новые общественные явле ния, изменения в жизни финского народа и умонастроении людей. Писатели-реалисты основали группу "Нуори Суоми" ("Молодая Финляндия") и стали издавать под этим на званием литературные альманахи (1891 1940 годы). Расширилась тематика произ ведений. Показывались: жизнь городской бедноты, борьба рабочих за свои права, угнетенное положение женщины, земель ный голод и разорение мелких арендато ров. Ряд финских писателей находился под сильным влиянием русской литературы, прежде всего творчества И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Особенно это чувствуется в произведениях Юхани Ахо (1861-1921 годы): "На постоялом дворе", "Дочь пасто ра", "Жена пастора" и др., и Арвида Ярне- фельта (1861-1932 годы): "Отчизна", "Дети матери-земли". Ярнефельт переписывался с Толстым и дважды посетил его. К фонду русской классической литерату ры с ее вниманием к положению предельно униженных и угнетенных обращался и Теуво Паккала (1862-1925 годы) - бытопи сатель городской окраины и ее "Маленьких людей", представителей полунищего тру дового люда. "Я с жадностью читал русскую литературу, - писал Паккала, - все, что толь ко имелось в шведских и финских перево дах. И по-прежнему восхищаюсь ею. Имен но с той стороны (Достоевский, Гоголь) ис пытал я влияния, заметные и стороннему глазу". .Финляндская действительность начала XX века нашла реалистическое отражение в произведениях Майю Лассила (1868 1918 годы). Им написаны: роман "Хархама", юмористическая повесть "За спичками", по весть из народной жизни "Воскресший из мертвых". Лассила создал яркие образы, его произведения отличаются богатым и красочным языком. Писатель был расстре лян белофиннами. В Финляндии выходили литературные творения и на шведском языке: историчес кие романы Цакариеса Топилиуса, драма тические произведения Юлиуса Векселля, но неуклонно возрастал удельный вес фин ноязычной литературы. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz