Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

НОРВЕГИЯ 3 J o P » " ’ ю ' " ’ Иван УШАКОВ, краевед 9. Отношения с Кольским Севером* В XIII веке русские и норвежцы, продвига­ ясь на север, встретились в землях лопи - предков современных саамов. В 1251 году между королем Хаконом Старым и русским князем Александром Невским было заклю­ чено соглашение, по которому земли лопа­ рей признавались "общим округом" - со­ вместным владением Норвегии и Новгоро­ да Великого. Для упрочения своих позиций на Крайнем Севере норвежцы в 1307 году построили на островке близ восточной оконечности Ва- рангерского полуострова военное укрепле­ ние Вардехус ("Сторожевой дом") или, как его называли русские, Варгав (ныне - Вардё). ' Между норвежскими и русскими сборщи­ ками дани с лопарей временами возникали конфликты. В ХІѴ-ХѴ веках произошло не­ сколько военных столкновений: русские и карелы ходили походами против норвеж­ цев, а те вторгались в Беломорье. В XVI столетии лопари Кольского полу­ острова приняли православие ("русскую веру"), а население Финнмарка - лютеран­ ство. Так сложились зоны фактического гос­ подства России и Норвегии на неразграни- ченном пространстве Севера. На Мурмане возникли русские поселения - Печенгский монастырь и рыбацкий посе­ лок Кола. Сюда за русскими товарами - рыбой, пушниной, звериным жиром - стали приезжать голландские, английские и дру­ гие иностранные купцы. В 1582 году Кола превратилась в административный центр огромного края. Первый царский наместник Аверкий Палицын построил в Коле для нор­ вежцев гостиный двор, поставил весы с нор­ вежскими гирями, ввел сбор торговых пош­ лин. Деятельность кольского воеводы вызва­ ла недовольство Дании, владевшей терри­ торией Норвегии. Король Фредерик II пове­ лел взимать плату с иноземных кораблей, шедших на Мурманский торг через Норвеж­ ское море. На Север была послана военная эскадра с инструкцией ловить неплатель­ щиков проездной пошлины и конфисковы­ вать торговые суда д аж е" в самой Кольской гавани, так как Кола принадлежит настолько же Норвегии, насколько и России". Иван Грозный заявил резкий протест дат­ скому королю, который, по словам царя, затеял недоброе дело и "называет наши искони вечные вотчинные земли - волость Колу и Печенгу - своею и вступается в них". Россия потерпела поражение в Ливон­ ской войне (1558-1583 годы) и лишилась возможности вести торговлю на Балтике, поэтому особенно ревностно относилась к сохранению своих владений на Севере. Русские обнесли Колу стенами и размести­ ли в ней небольшой отряд стрельцов. Летом 1584 года в Колу явился датский капитан Лановет с поручением короля "со­ брать дань и десятину с русских, карел, лопарей, монастырей, деревень и всех под- даных Лапландии". На приеме у воеводы Судимантова Лановет "выразил удивление по поводу постройки крепости в Коле". Цар­ ский наместник пояснил датчанину: "Острог поставлен для защиты Колы от морских раз­ бойников". Королевский представитель и его спутники заявили протест и, отказав­ шись от сбора дани, уехали в Норвегию. Ввиду угрозы повторного нападения дат­ чан на Мурман русское правительство пере­ вело международный торг из Колы на Двину, в новопостроенный город Архан­ гельск. На Мурмане отныне разрешалось торговать только местными (не привозны­ ми) товарами. В 1602 году датские власти не пустили русских сборщиков дани в Финнмарк. В ответ кольские воеводы запретили датча­ нам собирать дань с лопарей Кольского полуострова. "Общий округ" прекратил свое существование. В дальнейшем "лапландский спор" в от­ ношениях Дании и России потерял остроту, так как обе страны боролись со Швецией и обычно являлись союзниками. Но целое столетие продолжались визиты датчан с требованием уплаты королевской дани. В конце года в Колу являлись чиновники из Варде формально - для сбора дани, а фак­ тически - для поддержания добрососедских отношений. Кольские воеводы устраивали пиршества, на которых провозглашались тосты за здоровье датского и русского госу­ дарей, высказывались пожелания, чтоб и далее "между их подданными существова­ ли такие же короткие и дружественные от­ ношения". Происходил обмен подарками и любезностями, после чего гости уезжали. В начале XVIII века по распоряжению Петра I до норвежских владений на Севере была проложена почтовая дорога. От нор­ вежских и датских купцов поступала инфор­ мация о военных приготовлениях в Швеции. Постепенно расширялись торговые отно­ шения между русским Поморьем и норвеж­ ским Севером. Особенно важное значение эта торговля приобрела во время наполеоновских войн в Европе, когда Норвегия крайне нуждалась в привозном хлебе. По просьбе датского кон­ сула в Петербурге, Александр ! 22 ноября 1807 года разрешил вывезти в Норвегию из Архангельска до 10 тысяч четвертей зерна и муки (около 80 тысяч пудов). 6 мая 1810 года российский император дал право жите­ лям Колы, Кеми и Сум ежегодно вывозить беспошлинно в Норвегию 6 тысяч четвер­ тей муки или ржи. На свой хлеб поморы получали норвежскую рыбу. В условиях блокады русские лодьи с хле­ бом подвергались опасности захвата англи­ чанами. Широко известен подвиг кольского кормщика Матвея Герасимова, который в августе 1810 года попал в плен к англича­ нам, но сумел освободиться и пленить анг­ лийскую команду. Офицера и шестерых матросов Герасимов сдал коменданту горо­ да Варде. Александр I наградил храбреца знаком отличия военного ордена - Георги­ евским крестом. Между русскими поморами и норвежцами развилась меновая торговля. Особен­ ность ее заключалась в том, что норвежцы отдавали русским судовладельцам на месте промысла добытую рыбу в обмен на муку в так называемое "червивое время" - в теплую пору лова, когда внутреннего спроса на рыбу почти не было, а без немедленной засолки она быстро протухала. Поморы и коляне покупали муку в Архан­ гельске, зачастую в кредит у местных куп­ цов, запасались солью и плыли в Северную Норвегию, где на пуд муки рыболовы дава­ ли от 3 до 5 пудов трески или 1 - 3 пуда палтуса, а сайды - от 20 до 30 пудов. При удачной сделке и благополучном пути при­ быль поставщиков муки достигала ста про­ центов (по поморскому выражению, "рубль на рубль"), обычно же - около 40 процентов на затраченный капитал. В 30-х годах XIX века право на вывоз муки в Норвегию получили все поморы. Кроме муки и круп они везли в Финнмарк и Тромсе лесные материалы, канаты, пряжу для сетей, мясо, мыло, свечи, птичий пух. Ар­ хангельский краевед А. В. Журавлев писал в 1846 году: "Многие из русских имеют про­ мысловые заведения в Финнмаркене... Рус­ ские у норвежцев в большом почете, судо- хозяева приглашаются в собрание их на­ чальниками". Современный норвежский историк Эйнар Ниеми сообщает: "Простой народ на Севе­ ре Норвегии любил эту торговлю, считал ее истинным благословением, и если бы ее не существовало, населению пришлось бы уезжать из этого края". Исследователь поморских промыслов Н. Я. Данилевский в 1860 году отмечал: "В меновой торговле участвуют от 400 до 500 судов и более 2 тысяч матросов... В Норвегии выменивается рыбы вдвое боль­ ше, чем вылавливается на Мурмане1. В 1889 году в Северную Норвегию из По­ морья было привезено 8917 тонн ржаной и белой муки, 848тонн овсяной крупы, лесных товаров - на 47746 рублей, солонины и сала - на 102590 рублей, веревок - на 22919 руб­ лей. Русский консул в Хаммерфесте Д. Н. Ост­ ровский в 1891 году, выступая в Географи­ ческом обществе, обратил внимание на то, что "благодаря частным сношениям с помо­ рами неиспорченный и правильный русский язык в большом ходу на Севере Норвегии, в особенности в среде купечества... В Финн­ маркене русские не считают себя чужими. Финнмаркен для них как будто бы часть России, но только с лучшим устройством, с лучшими и более удобными, по их собст­ венному признанию, порядками". Расширению контактов между норвежца­ ми и россиянами сильно способствовало Архангельско-Мурманское пароходство. Первоклассные по тому времени суда "Ло­ моносов" и "Император Николай II" со ско­ ростью хода 20-22 километра в час с мая 1895 года совершали за навигацию 27 еже­ недельных рейсов по линии Архангельск - Варде. Деловые, взаимовыгодные отношения населения Кольского Севера с Норвегией не прерывались вплоть до начала граждан­ ской войны в России. * Начало в № 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz