Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

НОРВЕГИЯ г О р 0 * ' И в а н УШ А К О В , краевед 8. Искусство * Первый норвежский театр возник в 1850 году в городе Бергене. Его открыл скрипач Уле Булль. На сцене зазвучал не датский, как в былые времена, а норвеж­ ский язык, и сам театр, подчеркивая это, носил название "Национальная сцена". В 1899 году был открыт драматический театр в Кристиании. Ставилось много спектаклей на исторические темы, ставились и раз­ влекательные комедии. Блестящая нор­ вежская драматургия дала и остросюжет­ ные пьесы, показывавшие современную жизнь во всем ее разнообразии. В 1842 году в Кристиании была открыта Национальная художественная галерея. Для ХѴІІІ-первой половины XIX века харак­ терны портретная и пейзажная живопись (П. Однес, Ю. Даль). Особенного подъема норвежское изобразительное искусство достигло в 80-х годах XIX века. Выдаю­ щимся живописцем являлся Кристиан Крог (1852-1925 гг.) - профессор и первый ди­ ректор Национальной академии худо­ жеств. В своем творчестве он откликался на самые актуальные вопросы жизни наро­ да ("Альбертина в полицейском участке" и т. п.), показал труд рыбаков (картина "Лево руля!"), создал исторические полотна ("Лейв Эириксон открывает Америку"), на­ писал портреты некоторых современни­ ков. В 90-е годы широкое признание получа­ ет живописец и график Эдвард Мунк (1863-1944 гг.) - зачинатель экспрессио- ' низма. Его картины выразительны, производят сильное впечатление на зрителя (симво­ лический цикл "Фриз жизни": "В комнате умершего", "Крик", "Танец жизни", "Мадон­ на"). Показываются страдания человека, одиночество, страх перед смертью. В на­ чале века в творчестве Мунка появляются жизнеутверждающие мотивы ("Девушки на мосту"), радостные ландшафты. ' Мунк победил на конкурсе работ для оформления актового зала университета в Кристиании. Им выполнены монументаль­ ные росписи: "Мать", "История", "Солнце" (1910-1915 гг.). С древних времен в Норвегии бытовала резьба по дереву и кости. В новейшее время по мотивам скандинавской мифоло­ гии техникой рельефа с подкраской выпол­ нил многочисленные сценки и композиции Д. Вереншёлль. В Норвегии были распространены дере­ вянные строения обычной для Скандина­ вии архитектуры . Из каменных зданий •XIII века замечательны собор Нидарусдо- мен в Тронхейме - тогдашней церковной столице страны - и королевский дом в Бер­ гене, В Кристиании наиболее интересен королевский дворец, построенный в стиле классицизма в 1824-1848 гг. На гравюрах ХѴІ-ХѴІІ веков видны близ­ ко расположенные друг к другу дома горо­ жан с крутыми черепичными крышами. I Церкви обычно окружались крытой гале­ реей: двухъярусное здание завершалось башенкой со шпилем. Замечательно творчество скульптора Густава Вигеланна (1869-1943гг.). Им со­ зданы памятники великим норвежцам - •Абелю, Ибсену, Вергеланну, Бьёрнсону, Нансену и другим. Делом жизни стало со- • оружение в столице Фрогнер-парка - об­ ширного скульптурно-садового ансамбля (1900-1943 гг.) с множеством бронзовых и гранитных фигур. Особенно впечатляет * Начало в № 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10. гене, с 1953 года регулярно проводятся музыкальные фестивали в честь великого норвежского композитора, в которых при­ нимают участие деятели культуры разных стран мира, в том числе и России, а также народные музыканты Норвегии, местные хоровые и танцевальные ансамбли. В 1917 году в Бергене поставлен выра­ зительный памятник Эдварду Григу (скульптор И. Вик). Наряду с произведениями Грига, в Рос­ сии начала XX века нередко исполнялись творения Кристиана Синдинга (1856-1941 гг.), который сочинил 4 симфонии, концерты, более 250 романсов, а также 2 оперы (но оперного театра в Норвегии не было до 1958 года). (Продолжение следует.) На сним ке: памятник Эдварду Гоигу в Бергене. ' ' "Монолит" - мощная колонна в центре парка с изображением массы обнаженных человеческих тел, символ ушедших в не­ бытие поколений людей. Норвегия дала целый ряд блестящих му­ зыкантов, но самым выдающимся среди них являлся Эдвард Григ(1843-1907 гг.). Своими творениями он утвердил самобыт­ ное, национальное направление в музы­ кальном искусстве. "Я, - писал Григ, - чер­ пал богатые сокровища в народных напе­ вах моей родины и из этого... источника норвежской народной души стремился со­ здать национальное искусство". Музыкальное наследие Грига огромно. Им создано 74 произведения разных жан­ ров: романсы, песни, кантаты, хоры, бал­ лады, сценическая музыка к драмам Бьёрнсона и Ибсена. Десять тетрадей "Ли­ рических пьес" отражают мир величест­ венной северной природы, норвежской ми­ фологии и народного быта. Мировую славу Григу принесли трехчастный фортепьян­ ный концерт ля-минор, сонаты для скрипки с фортепьяно. Разносторонне одаренный, Григ был не только композитором, но и пианистом, дирижером, артистом-испол- нителем, основателем крупной концерт­ ной организации - Музыкального общест­ ва, публицистом-демократом и музыкаль­ ным критиком. На родине Эдварда Грига, в городе Бер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz