Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
НОРВЕГИЯ э н Л > р » 0 ' 0 с Г З у Р * ' Иван УШ А К О В , краевед 7. Литературное творчество* В ІХ-Х веках дружинные певцы - альды - прославляли вождей, абрых воинов, дальние походы ви нтов. Поэзия скальдов отразила ы ч е с ки е верования древних нор- ;жцев. их мифы и представления і окружающем мире. Среди скаль- ов наиболее известен Браги Ста- >ій, которому приписывают созда- >е особого строя песни, так называ- /юго "скальдического стиля". Сохранился обширный цикл сре- невековых произведений - саг, мно- е из которых посвящены конунгам конкретным историческим событи- А. Одним из ранних писателей Нор- : 5 гии был священник Петер Дасс ■647-1707 гг.). В поэме "Труба Нур- анна" он описал суровую жизнь нор- эжских рыбаков, дал зарисовки се- эрной природы. Дасс создал стихо- зорнсе переложение лютеранского зтехизиса, пользовавшееся боль- : ой популярностью в простонарод- ой среде. Для норвежского романтизма ха рактерно обращение к сюжетам эевности и средневековья, повы- енный интерес к таинственному и истическому (сказания о злых /ілах, враждебных людям троллях, элшебницах-феях). Сочинялись ко : едии с народными песнями, юмо- ; истическими сценками. Видным представителем раннего эмантизма являлся Хенрик Верге- анн (1808-1845 гг.), написавший оэтическую трилогию "Творение, еловек и Мессия", в которой изо . разил мир как единство противо борствующих сил добра и зла. После революционного переворо- /э в Европе 1848 года в норвежской итературе возникла так называе- ая "вторая волна" романтизма, для . эторсй характерно большее внима- ле к темам современности. Вместе тем шло активное собирание и пуб ликация народных песен, сказок, . реданий, баллад. Наивысшего подъема норвежская итература достигает в творчестве енрика Ибсена (1828-1906 гг.) и ьёрнстьерне Бьёрнсона (1832 - 910 гг.). От романтизма они перехо- ят к реализму - показу в своих про- зведениях существующей действи- эльности. Широкую известность Ибсену со- дали его философские драматичес- ле поэмы "Бранд" (1865 год) и "Пер юнт" (1867 год). Священник Бранд ытается поднять дух измученных элодом и унижениями бедняков, селить сознание, что они не рабы, е покорные слуги властителей, а юди, наделенные от рождения пре- расными задатками и достойные учшей доли. Пер Гюнт - личность ного плана. Он влюблен в красоту іира, фантазер, не имеющий твер- (ых жизненных установок, не раз- 'ышляющий о смысле жизни и своих юстулках. Драма показывает нрав - твенное опустошение незаурядной іичности, довольной самим собой. В последующих драмах ("Столпы ібщества", "Кукольный дом" и дру- ие) раскрывается конфликт дея тельной личности и мира капитала, конкуренции, уродливых обществен ных порядков. Семейная жизнь предопределяется социальными ус ловиями. Ибсен часто прибегает к символике, дает глубокую психоло гическую обрисовку героев, вводит в действие драмы дискуссии о важ нейших проблемах своего времени. Ибсен стремился пробудить в чита телях и зрителях чувства гуманизма, высокой нравственности. Произведения Ибсена оказали большое влияние на мировую дра матургию и театр. В России были переведены почти все драмы Ибсе на и изданы собрания его сочинений. Еще большую социальную заост ренность имели произведения Бьёрнсона. Это пьесы "Банкротство" - о бесчестных дельцах, "Редактор" - о безнравственности прессы и поли тических деятелей, "Свыше сил” - о столкновении рабочих и хозяев. В драме "Король" просвещенный и вы соконравственный правитель терпит поражение в попытке установить справедливые общественные по рядки. В романах "Флаги над горо дом" и "По Божьему пути" даются реалистические картины народной жизни, рассматриваются проблемы нравственности, совершенствова ния личности. В целом сочинения Бьёрнсона воспитывали общество в духе патриотизма и высокой морали. В финале пьес обычно зло наказыва ется, добродетель вознаграждается. Бьёрнсон активно участвовал в об щественно-политической жизни страны (в рядах венстре). Он являет ся автором норвежского националь ного гимна "Да, мы любим край роди мый" (музыка Р. Нурдрока. 1863 год). В 1903 году Бьёрнсону была присуж дена Нобелевская литературная премия. Серию реалистических романов о норвежском обществе периода рас цвета капитализма написал Алек сандр Хьелланн (1849-1906 гг.) - три логия "Яд", "Фортуна", "Праздник Иванова дня" и другие, в которых показал нравственный упадок бур жуазии, изобразил тяжелые условия жизни простого народа и вместе с тем - его талант, душевную щед рость, стремление к достижению лучших общественных порядков. Превосходные романы написал (на лансмоле) Арне Гарборг (1851 1924 гг.) - "Крестьяне-студенты" и "Усталые люди", а также драму о дельцах "Непримиримые". Новое направление в литературе Норвегии являет творчество Кнута Гамсуна (1859-1952 гг.). Он отказал ся от показа социально обусловлен ных характеров и поставил перед собой задачу проникнуть в глубины человеческой души, предельно ин дивидуальной, меняющейся, нерас торжимо связанной с природой. Один из самыхзначимых его рома нов "Голод" (1890 год) по психологиз му сходен с творениями Достоевско го. Это рассказ от первого лица о страданиях и размышлениях моло дого непризнанного писателя, кото рый голодает, подавлен и унижен в антигуманной городской среде. В ро мане "Пан" (1894 год) показан лейте нант Глан - деклассированный ин теллигент, духовно искалеченный городской цивилизацией, глубоко страдающий человек. В том же плане написана драмати ческая трилогия "У врат царства", "Игра жизни" и Вечерняя заря" (1895 1897 гг.). Философ Карено извращен цивилизацией, утратил природное начало, ради достижения высокого поста идет на сделку с совестью, не видит ничего плохого в предательст ве, в итоге превращается как лич ность в ничтожество, заявляет, что рабочих, как вредное порождение, надо уничтожить введением высоких хлебных пошлин. Гамсун идеализировал патриар хальный уклад крестьянской жизни. Роман "Соки земли" (1917 год) вос певал труд земледельца. В нем зву чит призыв к миру и созиданию. За этот роман в 1920 году Гамсун полу чил Нобелевскую премию. (Продолжение следует.) *Начало в N° 2, 4, 5, 7, 8, 9. На снимке: Хенрик Вергеланн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz