Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
НАШЕ ПРОШЛОЕ (Окончание. Начало в N° 25, 26.) 4. ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА В крестьянской массе, несмотря на внедряемые церковью христианские идеалы любви к ближнему, случались и ссоры, и драки, и кражи. Некоторые зани мались незаконной торговлей хмельны ми напитками. Пьяные буянили, наводя страх на жителей. Наведение порядка возлагалось на должностных лиц. Волостные старшины и сельские старосты обладали правом наказывать провинившихся штрафом до 6 рублей и сажать за решетку на двое суток, что они и делали по настоянию крестьян. Серьезные правонарушения рассмат ривал волостной суд, который обычно . состоял из наиболее уважаемых стари ) ков. Он мог приговорить виновного (до ■ 1904 года) к телесному наказанию -до 20 І ударов батогом, мог признать совершив- I шего преступное деяние "человеком no il рочного поведения" и ходатайствовать { об удалении его из общины (высылке в I Сибирь). На деле волостной суд почти j бездействовал. Обычно обходились тем, что нарушителя общественного спо- ! койствия заключали в "кутузку" (арест ное помещение при волостном правле нии), что в крестьянской среде считалось большим позором. В селениях каждые десять дворов за креплялись за десятским, который сле дил за поведением жителей, уборкой не чистот, соблюдением мер пожарной без опасности. В ночное время в селении дежурили наемные сторожа. 5. ВЗАИМОПОМОЩЬ Община всегда' проявляла заботу о тех, кто нуждался в помощи. Это - семьи, потерявшие кормильца (погибшего на промысле или умершего по болезни), семьи взятых на военную службу, пого рельцы, пострадавшие от стихии на море (потерявшие суда и снасти), нако нец, немощные, увечные и убогие по рождению, не имеющие материального обеспечения. Поскольку в жизни никто не был гаран тирован от несчастий, помощь рассмат- 3 ривалась как святое дело и оказывалась ‘ без возражений со стороны благополуч ных домохозяев. Необходимые средства выделялись из мирского капитала по ре шению схода. Зачастую не было уравниловки и при взимании подушной подати. На запрос о порядке платежа подушных денег в 1785 году жители Кандалакши пояснили: "Рас кладка бывает - на достаточных крестьян по их имуществам полагается излишнее, а на средних и маломожных по рассмот рению семейств - некоторым со умень- I шением по состоянию крестьянина и воз- І расту детей мужеска полу". Община помогала семьям взятых в армию. Так, во время русско-японской j войны, в 1905 году, четырем семьям при званных в армию крестьяне Тетринской волости выдавали денежное пособие от 2 рублей 60 копеек до 2 рублей 85 копеек на каждого члена семьи, нуждающимся І поставляли дрова, муку, крупу и соль, а крестьянке Анастасии Стрелковой из Ча- ваньги общество "для поддержания хо зяйства" нанимало ей работника с пла той по 15 рублей в месяц (для возки сена, лова рыбы и починки сетей). Такой же порядок существовал и в годы первой мировой войны. Если крестьянин попадал в больницу и не мог сам заплатить за лечение, счет оплачивала община. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Социальное расслоение среди помо ров произошло очень давно и прочно укоренилось в каждой общине. Состоя тельные крестьяне постоянно пользова лись наемным трудом, получали изряд ные доходы и стремились диктовать свою волю бедноте. Историк Поморья В. Верещагин в 1849 году писал: "Бога тый человек между поморами, наживая себе капиталы, смотрит на бедных своих собратий, как на орудие своего богатст ва. Попавши раз в долг своему хозяину, бедняк уже почти никогда не выходит из долга и только с каждым годом увеличи вает его... Что может сделать бедняк, не имеющий в кармане лишнего гроша, хоть в голове у него есть ум, а в руках уме нье?" В эпоху капитализма прижималы еще более расплодились. Чиновник по крес тьянским делам Н. Макшеев в 1892 году свидетельствовал: "Кулаки опутали Кан далакшу паутиною эксплуатации и выса сывают из крестьян последние соки". Го раздо лучше жили крестьяне в Кузомен- ской волости, но и там, по словам Мак шеева, лучшие угодья попадали в руки богачей, среди общинников было много недовольных, что служило "предлогом к борьбе двух партий". Иногда рядовая масса, будучи на схо дах в большинстве, одергивала отдель ных притеснителей и ловкачей, но обыч но богачи верховодили в обществе, дер жали в зависимости малоимущих крес тьян, которые не смели противоречить своим "благодетелям". Социальные противоречия особенно обострились в начале XX века под влия нием революционной пропаганды, кото рую вели в крае политические ссыльные. Один из кузоменских служащих описал сельскую разладицу в газете "Архан гельск" 14 февраля 1907 года: "Подошло время делить семужьи угодья, съеха лись со всей волости на сход промыш ленники, молодежь не согласна по-ста рому; судили, рядили, молодых мало, да берут смелостью, трое суток галдели... разошлись недовольные... Отношения обострились, сознательные стараются обвинить администрацию, а старики сами "без поводу хорошо ходят", - в обиду себя не дают... ночью, под Новый год, у чиновника по крестьянским делам двери квартиры были забаррикадирова ны молодежью дровами,забиты гвоздя ми и в рамах выбиты стекла". Кончилось тем, что троих зачинщиков разладицы власти арестовали и отправили в кем скую тюрьму. Возможно, это не типичный случай, но весьма показательный как симптом на зревания будущих потрясений. 7. ОТНОШЕНИЕ К ОБЩИНЕ Одни публицисты восторгались общи ной, хотя в ней не все шло ладно и глад ко, другие считали ее пережитком стари ны, тормозящим экономическое разви тие и стесняющим свободу крестьянина. Царские министры С. Витте и П. Столы пин ратовали за разрушение общины, за передачу земли в частную собствен ность. А как относились к общине сами крес тьяне? Упомянутый чиновник Н. Макшеев от мечал "высокую степень процветания" рыбопромышленной общины на Тер ском берегу и "упорное желание" крес тьян сохранить "веками укоренившуюся общину". В Кузомени, писал Макшеев, "общество настолько богато, что могло построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 рублей". 9 марта 1906 года в условиях револю ции и ожидания крутых реформ в городе Апександровске собрались представи тели волостей Кольского Севера, чтобы выработать наказ будущему депутату Государственной Думы. Пожелания крестьян сводились прежде всего к со хранению общины и существующего по рядка пользования угодьями. "Крестьян ское самоуправление, - писали крестья не, - Высочайше дарованное Царем-Ос- вободителем, мы считаем для себя на всегда неизменным, - желаем всегда ос тавить за собою выборное начало при замещениях волостных старшин, сель ских старост, волостных судей... Мы счи таем только нужным отменить право старшин и сельских старост арестовы вать провинившихся пред ними крестьян до двух суток... Арест пьяного должен продолжаться только до вытрезвления, а буяна до составления протокола и ус покоения. Право отдавать нерачитель ного хозяина в работы по принуждению должно быть предоставлено только во лостному суду... Вмешательство поли ции вдействия наших властей не должно иметь места. Все действующие крес тьянские установления мы находим не обходимыми и полезными для нас..." Общинная форма крестьянской жизни, как она видится сейчас, не была совер шенной. Слишком сильно проявлялось в ней господство богачей. Она ограничи вала личную инициативу, требовала по ступать "как все". В одной упряжке нахо дились разнородные люди - и по имуще ственному состоянию, и по характеру, и по образу действий. Выход из общины был затруднен условиями погашения всех долгов и платежей, согласием на выход большинства домохозяев общест ва. При всем этом община отвечала ин тересам крестьянской массы. Столыпин ская реформа оказалась малоуспешной. Фермерство в России не получило раз вития. Другой, более лучшей, чем общи на, формы крестьянской жизни дорево люционная история не дала. Прошлое невозвратимо. Но оно многое объясняет и знать его нелишне, особенно когда на очереди стоит вопрос "как нам обустроить Россию". И. УШАКОВ, историк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz