Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Jijjg НАШЕ ПРОШЛОЕ Ф т и т т о с г ь Иван УШАКОВ, краевед У каждого народа есть свои особен­ ности быта и образа жизни, без учета которых новое внедряется трудно, иногда безуспешно. ВРоссии крестья­ не веками жили "обществом", подчи­ ненные нормам коллективной воли. Не случайно движение "Наш дом - Россия" и ряд современных мыслите­ лей (Солженицын идр.) обратили вни­ мание на исконные свойства русской натуры, не похожей на характер и образ действий человека "западной цивилизации" с его закоренелым ин­ дивидуализмом. У нас, на беспахотном Севере, об­ щинные традиции были особенно прочны и устойчивы, так как морские промыслы идальние плавания требо­ вали сплоченности, взаимоподдерж­ ки, совместности действий. Посмотрим, в каком виде существо­ вала и как функционировала сельская община на Кольском Севере. 1. РАЗДЕЛ УГОДИЙ J Крестьянская община - союз по со­ вместному владению земельными и вод­ ными угодьями - возникла на Руси в очень давние времена. Русские первопо­ селенцы, в XV веке обосновавшиеся на Терском берегу Белого моря, принесли с собою те установления, которые сложи­ лись в Новгородской земле. Порядок землепользования определял сход всех домохозяев селения. На Терском берегу сложилась и долго сохранялась весьма оригинальная сис­ тема распределения угодий - луковладе- ние. Вся совокупность угодий волости (территории, принадлежащей селению), за исключением придворовой земли и некоторых росчистей, делилась на аб­ страктные доли - луки. По опыту крестья­ не знали примерную доходность каждого угодья - семужьей тони, сенокоса, лесно­ го ловища - и оценивали его определен­ ным количеством луков. Общее, исход­ ное число луков в волости зависело от способа наделения угодьями: в Варзуге при первоначальном разделе каждый житель получал по одному луку, в Умбе лук давался на целый двор, в Кандалак­ ше - на отдельную семью. Реальная цена одного лука в разных селениях была не­ одинаковой: умбский лук в 60-х годах XVI в. стоил 40 рублей, кандалакшский - 12 рублей, а варзужский - только 2 рубля. Крестьяне распоряжались луками кто как хотел. Они могли их продать, отдать в приданое при выходе дочери замуж, заложить при займе денег или пожертво­ вать монастырю. Поэтому быстро про­ изошло имущественное расслоение крестьянства, первоначальное равенст­ во исчезло. Лук всегда давал доход. Даже не имея орудий лова рыбы, лук можно было за плату отдать в аренду богатому одно­ сельчанину или стороннему промыш­ леннику. Выручка от коллективного улова семги (забором или поездовани- ем), как и рыбные тони, распределялась по лукам - "кто чем владеет". Для урав­ нения выгод промысловые угодья пери­ одически (обычно ежегодно) переделя­ лись между луковладельцами жеребьев­ кой или поочередной сменой. Прав на общинные угодья не имела так называемая "прижива" - пришлые люди: ремесленники, наемные работники ("ка­ заки") и другие выходцы из чужих волос­ тей, жившие на подворье у местных крес­ тьян. В царствование Ивана Грозного и Ми­ хаила Романова обширные Умбская и Варзужская волости перешли в вотчин­ ное владение нескольких монастырей и патриаршего дома. Крестьяне - прежние луковладельцы - стали арендаторами отчужденных угодий. Введение подушной подати при Петре I привело к исчезновению остат­ ков луковладения. В общинах прочно ут­ вердилось уравнительное землепользо­ вание - раздел угодий по ревизским (мужским) душам. В каждой волости в соответствии с местными условиями сложились свои особые порядки пользования угодьями. В Кузомени и Тетрине участки продава­ лись с торгов, в Кандалакше распреде­ лялись жеребьевкой, в Умбе - жеребьев­ кой с "околицею" - последующим трех­ летним чередованием "частей", в Ковде все семужьи тони сдавались в аренду, а доход делился по душам (главным заня­ тием ковдян являлся лов сельди на море). 2. ПЛАТЕЖ ПОДАТЕЙ И СБОРОВ Исторически существовали три основ­ ных вида государственных податей с крестьян: старинная "луковая дань", под­ ворная подать (1679-1718 годы) и подуш­ ная подать (1719-1887 годы). Затем до 1905 года взимались выкупные платежи, после отмены которых ввели 12-про­ центный промысловый налог. Крестьяне платили также лесной налог, ничтожный поземельный налог. Помимо этого суще­ ствовали разного рода сборы, особенно многочисленные во время Северной войны (1700-1721 годы). Кроме платежей государству с крес­ тьян взимались так называемые "мир­ ские расходы" - деньги на содержание волостного правления, наем квартир для чиновников, на исполнение подводной повинности и другие общественные нужды. Способ уплаты налогов и сборов почти во всех волостях был одинаков. Община имела мирской (иначе общественный) капитал, который составлялся от сдачи в аренду наиболее ценных волостных уго­ дий, не шедших в раздел по лукам или душам. Нередко шел в продажу коллек­ тивный улов рыбы. Семга и сельдь, а также продукты зверобойного промысла (сало, кожи) пользовались большим спросом на рынке и давали общинникам немалые доходы. При разделе выручен­ ной суммы денег из доли каждого домо­ хозяина вычитались падавшие на него платежи. Остаток средств частью выда­ вался на руки общинникам, частью по­ полнял мирской капитал (служил резерв­ ным фондом). Если из-за неудачного хода промыслов или других причин мир­ ского капитала не хватало на уплату по­ датей и сборов, то недостающую сумму взимали с крестьян по согласованной на сходе раскладке. Нередко арендаторы заборов (наибо­ лее добычливых устройств для лова семги) обязывались заплатить за крес­ тьян все лежавшие на них подати. В благополучные промысловые годы государственные власти не имели хло­ пот по сбору податей с терских крестьян, и только при стечении нескольких не­ удачных лет подряд приходилось приме­ нять разные меры принуждения к плате­ жу денег. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz