Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Jijjg НАШЕ ПРОШЛОЕ Ф т и т т о с г ь Иван УШАКОВ, краевед У каждого народа есть свои особен ности быта и образа жизни, без учета которых новое внедряется трудно, иногда безуспешно. ВРоссии крестья не веками жили "обществом", подчи ненные нормам коллективной воли. Не случайно движение "Наш дом - Россия" и ряд современных мыслите лей (Солженицын идр.) обратили вни мание на исконные свойства русской натуры, не похожей на характер и образ действий человека "западной цивилизации" с его закоренелым ин дивидуализмом. У нас, на беспахотном Севере, об щинные традиции были особенно прочны и устойчивы, так как морские промыслы идальние плавания требо вали сплоченности, взаимоподдерж ки, совместности действий. Посмотрим, в каком виде существо вала и как функционировала сельская община на Кольском Севере. 1. РАЗДЕЛ УГОДИЙ J Крестьянская община - союз по со вместному владению земельными и вод ными угодьями - возникла на Руси в очень давние времена. Русские первопо селенцы, в XV веке обосновавшиеся на Терском берегу Белого моря, принесли с собою те установления, которые сложи лись в Новгородской земле. Порядок землепользования определял сход всех домохозяев селения. На Терском берегу сложилась и долго сохранялась весьма оригинальная сис тема распределения угодий - луковладе- ние. Вся совокупность угодий волости (территории, принадлежащей селению), за исключением придворовой земли и некоторых росчистей, делилась на аб страктные доли - луки. По опыту крестья не знали примерную доходность каждого угодья - семужьей тони, сенокоса, лесно го ловища - и оценивали его определен ным количеством луков. Общее, исход ное число луков в волости зависело от способа наделения угодьями: в Варзуге при первоначальном разделе каждый житель получал по одному луку, в Умбе лук давался на целый двор, в Кандалак ше - на отдельную семью. Реальная цена одного лука в разных селениях была не одинаковой: умбский лук в 60-х годах XVI в. стоил 40 рублей, кандалакшский - 12 рублей, а варзужский - только 2 рубля. Крестьяне распоряжались луками кто как хотел. Они могли их продать, отдать в приданое при выходе дочери замуж, заложить при займе денег или пожертво вать монастырю. Поэтому быстро про изошло имущественное расслоение крестьянства, первоначальное равенст во исчезло. Лук всегда давал доход. Даже не имея орудий лова рыбы, лук можно было за плату отдать в аренду богатому одно сельчанину или стороннему промыш леннику. Выручка от коллективного улова семги (забором или поездовани- ем), как и рыбные тони, распределялась по лукам - "кто чем владеет". Для урав нения выгод промысловые угодья пери одически (обычно ежегодно) переделя лись между луковладельцами жеребьев кой или поочередной сменой. Прав на общинные угодья не имела так называемая "прижива" - пришлые люди: ремесленники, наемные работники ("ка заки") и другие выходцы из чужих волос тей, жившие на подворье у местных крес тьян. В царствование Ивана Грозного и Ми хаила Романова обширные Умбская и Варзужская волости перешли в вотчин ное владение нескольких монастырей и патриаршего дома. Крестьяне - прежние луковладельцы - стали арендаторами отчужденных угодий. Введение подушной подати при Петре I привело к исчезновению остат ков луковладения. В общинах прочно ут вердилось уравнительное землепользо вание - раздел угодий по ревизским (мужским) душам. В каждой волости в соответствии с местными условиями сложились свои особые порядки пользования угодьями. В Кузомени и Тетрине участки продава лись с торгов, в Кандалакше распреде лялись жеребьевкой, в Умбе - жеребьев кой с "околицею" - последующим трех летним чередованием "частей", в Ковде все семужьи тони сдавались в аренду, а доход делился по душам (главным заня тием ковдян являлся лов сельди на море). 2. ПЛАТЕЖ ПОДАТЕЙ И СБОРОВ Исторически существовали три основ ных вида государственных податей с крестьян: старинная "луковая дань", под ворная подать (1679-1718 годы) и подуш ная подать (1719-1887 годы). Затем до 1905 года взимались выкупные платежи, после отмены которых ввели 12-про центный промысловый налог. Крестьяне платили также лесной налог, ничтожный поземельный налог. Помимо этого суще ствовали разного рода сборы, особенно многочисленные во время Северной войны (1700-1721 годы). Кроме платежей государству с крес тьян взимались так называемые "мир ские расходы" - деньги на содержание волостного правления, наем квартир для чиновников, на исполнение подводной повинности и другие общественные нужды. Способ уплаты налогов и сборов почти во всех волостях был одинаков. Община имела мирской (иначе общественный) капитал, который составлялся от сдачи в аренду наиболее ценных волостных уго дий, не шедших в раздел по лукам или душам. Нередко шел в продажу коллек тивный улов рыбы. Семга и сельдь, а также продукты зверобойного промысла (сало, кожи) пользовались большим спросом на рынке и давали общинникам немалые доходы. При разделе выручен ной суммы денег из доли каждого домо хозяина вычитались падавшие на него платежи. Остаток средств частью выда вался на руки общинникам, частью по полнял мирской капитал (служил резерв ным фондом). Если из-за неудачного хода промыслов или других причин мир ского капитала не хватало на уплату по датей и сборов, то недостающую сумму взимали с крестьян по согласованной на сходе раскладке. Нередко арендаторы заборов (наибо лее добычливых устройств для лова семги) обязывались заплатить за крес тьян все лежавшие на них подати. В благополучные промысловые годы государственные власти не имели хло пот по сбору податей с терских крестьян, и только при стечении нескольких не удачных лет подряд приходилось приме нять разные меры принуждения к плате жу денег. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz