Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 9. НОРВЕЖЦЫ ГЛАЗАМИ РУССКИХ В результате частого общения поморов с норвежцами в XIX веке в русской среде складывалось соответствующее представ ление о Норвегии и ее жителях, определен ный их образ (теперь стало модно выра жать это понятие английским словом "имидж"). Разумеется, нельзя говорить о каком-то едином, общем взгляде. Мнения, конечно, были не одинаковы, порой даже противо речивы, так как их высказывали люди раз ного общественного положения, воспита ния и уровня культуры, по-разному вос принимавшие жизнь, поведение и обычаи иноземцев. В 1856 году писатель-этнограф Сергей Максимов слышал такие рассказы помо ров, посещавших Норвегию: "Народ об стоятельный. Норвеги любят на аккурат да на честность всякое д е л о ..." Гостеприим ны. После торговой сделки "в свой крам ведет - в лавку... всякое угощение хоро шее дает ромом, винами... Норвег на свя тое слово твое верит, ему и задатка не надо". Подробно рассказывали о домаш ней и семейной жизни: "Живут норвеги ве село. Только и дела у них, что гостьбу гос тить да пуншты с хорошим своим ромом пить. До страсти любят! Всякий ходит со своей трубочкой... Разговоров больших не ведут, а больше в молчанку играют. Зато уж и спать люты, особо купечество... К иному придешь, по-нашему бы обедать по ра, а он еще в постельке своей прохлажда ется да коф е ек... не встаючи, попивает... Перины на мягком да на теплом гагачьем пуху делают и гагачьим же одеяльцем по крываются. Счастливый народ! На пути с земляком своим али с нашим братом встречаются - шапочки не снимет, а привет свой сказывает: "Тузи та к !"... По праздни кам гопку свою охочи плясать, да нехоро шо больно, не весело: словно в ступу тол кут, от одного места далеко не отходят, ровно боятся, чтоб не занял кто. Не весело, не по-нашему!" Таков простонародный взгляд на характер и быт норвежцев. Северную Норвегию посещали многие русские исследователи, литераторы, моря ки. Их записки содержат обычно сопостав ления жизни на Мурмане и в Финмарке. К 70-м годам XIX века Норвегия сделала поразительные успехи в развитии эконо мики, благоустройстве и культуре своего Крайнего Севера. Василий Немирович- Данченко, прибыв в Варде, увидел в гавани "целый лес кораблей", в городе - "краси вые высокие деревянные дом а ... большие светлые окна вволю пропускали солнца... необыкновенная чистота зданий и улиц". Было воскресенье, но нигде не слышалось песен, не встретилось ни одного пьяного, люди ведут себя чинно, необщительно. В Варде - "до 15 кофеен и ресторация, много аптек, телеграфная станция. Есть зала для театров, лотерей и общественных балов". Во всем виден достаток, но роскоши нет... Работа хорошо оплачивается. Норвежцы с гордостью говорят: "У нас нет нищих... У нас все сыты!" Городок чуть больше Колы (около тысячи жителей) имел три школы. "Образование в Норвегии,- отмечает Не мирович-Данченко,- обязательно для всех. Никто не может ни конфирмоваться (получить приобщение к лютеранской цер кви), ни вступить в брак, не зная грамоты... арифметики, отечествоведения и других предметов... Есть особый разряд учителей - странствующих. Они переходят из одной бухты в другую, из одного леса в другой, где находятся уединенные и одинокие из бы норвежских промышленников. Таким образом, здесь все получают возможность более или менее образоваться... По всему этому берегу постоянно содержится поч товое и пассажирское сообщение двумя пароходами, прекрасно устроенными, с библиотеками, зеркалами, мягкими дива нами и хорошими буфетами". По Варан- герскому заливу действуют три больницы с врачами; за санитарным состоянием се лений наблюдает особая комиссия, кото рая два раза в неделю объезжает промыс ловые становища. "Русские здесь,- пишет Немирович-Дан ченко,- свои люди. ... Поморские купцы и кольские судохозяева - народ все поря дочный и грамотный... Можно поручиться, что ежели вы встретите бедно, недостаточ но одетого человека, то это окажется рус ский помор-судорабочий... В Варде, Вадсе, Гаммерфесте и Тромсе многие норвежцы говорят по-русски, а в школах преподается русский язык; причем в Вадсе изучение его обязательно". Мурман развивался в том же направле нии, что и соседний Финмарк. На Русском Севере появилось пароходство (1871 год), до норвежской границы провели телеграф (1896 год), возобновили Печенгский мона стырь (1886 год), построили город Алек- сандровск (1896-1899 годы). Но в эпоху победного шествия капитала Мурман от ставал от Северной Норвегии по всем хо зяйственным и культурным показателям. До конца XIX века на мурманских промыс лах все еще использовался труд закаба ленной бедноты (неимущие поморы на Мурмане отрабатывали долги сельским богатеям). Так называемые "покрученни- ки" работали на хозяина-кулака неохотно и плохо. Максимов отмечал иной характер производственных отношений в Финмар ке: "Хозяин-собственник... берет с товари ща по ремеслу 1/7 или 1/9 часть улова за право удить с его судна... Каждый про мышленник сознает, что он работает "на себя” , трудится "на свою пользу". Вот ис точник его терпения, энергии и трудолю бия, а также одна из главных причин успеха промыслов в Норвегии". С возникновением пароходства ослабла заинтересованность Норвегии в поставках русского хлеба. "В настоящее время,- пи сал Д . Н. Островский в 1891 году,- север Норвегии весьма легко может получать хлеб с юга - из Дании, из Балтийских и Черноморских портов и притом хлеб луч шего качества... То же самое и с лесом". Норвежцы стали, по словам поморов, за носчивы и не столь приветливы в обраще нии с ними, как прежде. "Впрочем,- отме чал архангельский губернатор А . П. Эн- гельгардт в 1897 году,- добрые, соседские отношения с Норвегией сохранились до на стоящего времени; поморы очень любят ходить на своих судах в "Норвегу", во всех северных норвежских приморских горо дах: Варде, Вадсе, Гаммерфесте и Тромсе всегда можно встретить много поморских судов". Но в русской печати иногда слышались голоса и иного характера: писали о "при теснениях русских в Норвегии", о "ненави сти норвежцев ко всему русскому". Про мышленник М. К. Сидоров в своей книге "Север России" (С .-Пб., 1870 год) успехи развития Финмарка связывал с уступкой в 182 6 году "трех превосходнейших гаваней" и земель Варангера Норвегии. Поморы бы ли убеждены, что подполковник Галямин "продался шведам за 2 0 чернобурых ли сиц и 3000 рублей". О "печальном трактате 182 6 года" напоминал в 1905 году промыш ленник и историк Лапландии Г. Ф . Гебель, который попутно отметил "злорадство норвежской прессы" в связи с неудачами России в войне с Японией. Сотрудник министерства иностранных дел Д. Н. Островский, побывав в 1880 году в Архангельской губернии и Финмарке, до носил в Петербург: "Уступка южного бере га Варангерского залива составляет самый чувствительный укор для русского само любия. Поморы до сих пор не могут хлад нокровно говорить об этой уступ ке... В Финмарке в жителях господствует опасе ние войны с Россиею. Они убеждены, что Россия таит намерение захватить в свои руки Финмарк". (Что Россия таких намере ний не имела, недавно убедительно пока зал в журнале "Оттар" норвежский исто рик Й. Нильсен.) Осенью 1883 года пограничную зону об следовал Д . Н. Бухаров. Он отметил стро гое соблюдение прав местных лопарей норвежскими властями в Эльвенесе, лично убедился в их "просвещенном и гуманном отношении" к жителям Пазрецкого погоста на отошедшей Норвегии территории. Большинство русских, писавших о С е верной Норвегии, отмечали трудолюбие и упорство норвежцев в освоении этого су рового края. Геолог Л. И. Подгаецкий, по бывавший в Финмарке летом 1889 года, указывал: Финмарк "стал цветущею про- винциею... примером зажиточности насе ления... Нужно отдать полную справедли вость норвежскому правительству. Оно не щадило ни трудов, ни денег". В Норвегии - "легкий и дешевый кредит... склады для хлеба, соли и рыбы ... расставлены маяки, устроены порты, проведены дороги... по строены церкви... и метеорологические станции... Вспомоществуемый метеороло гией и телеграфом, норвежский промыш ленник идет на промысел без риска и всег да возвращается с богатой добычей". Всякий раз, когда русская мысль билась над вопросом, почему богатый ресурсами Мурман нищ и неблагоустроен, как его оживить и приобщить к культуре, взоры русских деятелей обращались к Северной Норвегии как образцу для подражания, средоточию передового опыта и блестя щих достижений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz