Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ • '• •! : . у . ......•• ••••, и » Ш Иван УШАКОВ, краевед 6. РУССКИЕ В ФИНМАРКЕ В начале XIX века Норвегия испытывала недостаток в хлебе. Датский консул в Пе­ тербурге Христиан Брюст обратился к ми­ нистру коммерции Н. П. Румянцеву с просьбой о поставке хлебных припасов из России "для продовольствия Норвегии и королевских датских грунландских владе­ ний". 22 ноября 1807 года Александр I разрешил вывезти в Норвегию до 10 тысяч четвертей разного хлеба (четверть ржи то­ го времени равнялась 128 килограммам), а "оттуда на обмен привезти в Россию ры­ бу, которую и пропустить без пошлин". До­ ставку хлеба в Северную Норвегию (Фин- марк) поручили Беломорской компании, основанной при поддержке царя в 1803 году и уже имевшей более десятка море­ ходных судов. Складская база компании с большими запасами продовольствия нахо­ дилась в Екатерининской гавани Кольского залива. Наполеоновские войны и блокада Бри­ танских островов нарушили обычный ход торговли в Европе. Норвегия получала с Русского Севера следующие товары: хлеб мукою и зерном (ячмень, рожь, овес и пшеницу), сухари, хлеб корабельный, ба­ ранье мясо, говядину, свинину, крупы, го­ рох, хмель, солод, табак, сальные свечи, мыло, кофе, сахар, хлебное вино, ликер, свинец, порох, кремни, соль и дрова. В мае 1809 года английская эскадра на­ пала на Мурман, разграбила базу Бело­ морской компании и город Колу, выжгла промысловые становища, прервала тор­ говое судоходство, нанесла населению Мурмана и Поморья огромные убытки. Александр I в виде особой монаршей милости дал пострадавшим городам Коле, Кеми и Сумам привилегию на торговлю хлебом с Норвегией. По указу от 6 мая 1810 года жители этих городов могли отправ­ лять на своих судах ежегодно в Норвегию по 2 тысячи четвертей ржаной муки и ме­ нять ее на рыбу, которую дозволялось при­ возить в Россию без платежа пошлины, ус­ тановленной тарифом 1797 года. Так начался длительный период меновой торговли русских поморов и колян с нор­ вежцами Финмарка. Особенность этой торговли заключалась в том, что норвежцы отдавали русским судовладельцам рыбу в обмен на муку в так называемое "червивое время" - в теплую пору лова, когда внут­ реннего спроса на рыбу почти не было, а без немедленной засолки она быстро про­ тухала. Поморы и коляне покупали муку в А р ­ хангельске, зачастую в кредит, у местных купцов, запасались солью и плыли в Север­ ную Норвегию, где на пуд муки рыболовы давали от 3 до 5 пудов трески или 1-3 пуда палтуса, а сайды - от 20 до 30 пудов. При особенно удачной сделке и благополучном пути прибыль поставщиков муки достигала 100 процентов ("рубль на рубль"), обычно же - около 40 процентов на затраченный капитал. Мука в Норвегии была дефицитным то­ варом. Ее привоз не облагался пошлиной. С судовладельцев взимались лишь "гаван­ ские расходы" - плата за стоянку в портах. 11 (2 3 ) июня 1834 года Швеция заключи­ ла с Россией торговую конвенцию, статья 6 которой гласила: "Норвегия может выво­ зить ежегодно из беломорских портов без всякой за вывоз пошлины до 25 тысяч чет­ вертей хлеба на норвежских и такое же количество на российских судах". Вскоре право на вывоз муки в Норвегию получили все поморы. Каждый судовладе­ лец - коляне в марте-апреле, а поморы в мае-июне - с открытием навигации на Бе­ лом море спешил в северонорвежские га­ вани - Варгав, Гаммерфест и Тромсе; при­ быв туда, "объявляли в таможне о привозе ими хлеба и, получив билет, отъезжали в разные становища, где могли найти более промышленников", сообщает архангель­ ский статистик А. В. Журавлев. Наряду со свежей рыбой выменивали на муку и сухую треску. В 1846 году привоз выменянной рыбы в Архангельск достиг 217864 пудов (около 3570 тонн). Автор описания Архан­ гельской губернии И. Поромов в 1856 году отмечал благотворное влияние привоза норвежской рыбы: цены на треску - важ­ нейший продукт народного питания (по­ стная пища) - очень низки и доступны про­ стому люду; из Архангельска треска выво­ зится в Вологду, Устюг, Вятку, Олонец, Ко­ строму и Москву. Поморы и коляне не только выменивали, но и сами промышляли рыбу у берегов Норвегии, куда она подходила раньше, чем на Мурман . "Многие из русских,- писал А . В. Журавлев,- имеют промысловые за­ ведения в Финмаркене с позволения та­ мошнего правительства, за что платят му­ кою по пуду с человека. Русские у норвеж­ цев в большом почете, судохозяева при­ глашаются в собрание их начальниками". Плавания в Норвегию не всегда проходи­ ли гладко, без приключений. Достойно внимания происшествие, случившееся в 1810 году, во время английского пиратства на Мурмане. Русскую лодью, шедшую в Норвегию с грузом ржи архангельского купца Попова, близ Нордкапа захватил британский фрегат и повел ее в Англию. Кормщика - колянина Матвея Андреевича Герасимова - захватчики поставили управ­ лять лодьею. На одиннадцатый день пле­ нения, когда фрегат удалился от судна, Герасимов с четырьмя товарищами овла­ дели лодьею и заперли англичан в каюте. Через неделю Герасимов привел судно в Варде, где сдал офицера и шестерых мат­ росов коменданту города, а затем благо­ получно вернулся в Колу. Александр і на­ градил героя - Георгиевским крестом. В 1859-1860 годах северные промыслы изучал выдающийся исследователь Н. Я. Данилевский. Он знакомился также с по­ ложением дел в Норвегии, состоянием русско-норвежской торговли и взаимоот­ ношением соседей. "По крайней мере,- писал Данилевский,- в этой торговле участ­ вуют от 400 до 500 судов и более 2000 матросов... В Норвегии выменивается ры­ бы вдвое больше, чем вылавливается на Мурманском берегу (обычно 600-800 ты­ сяч пудов, а в 1860 году - не менее 1 мил­ лиона пудов)... За пуд муки берут обыкно­ венно от 3 до 5 пудов разделанной трески и от 4 до 30 пудов сайды” . Поморские купцы, кроме муки и круп, везли в северо­ норвежские порты лес (бревна, доски, дрова), канаты, пряжу для сетей, мыло, свечи, мясо (солонину, копченые языки), птичий пух. Норвежская сторона всячески способст­ вовала расцвету меновой торговли. Помо­ рам предоставлялись разные льготы и со­ действие в торговле. Насколько Норвегия была заинтересована в ней, можно судить по тому, что в 1854 году, когда Англия и Франция развернули боевые действия на Мурмане и в Поморье, Норвегия пыталась оградить торговые суда от нападений бри­ танского флота и заключила особое согла­ шение с воевавшими державами о "непри­ косновенности меновой торговли", по ко­ торому получила право "на охрану помор­ ских судов" норвежским военным кораб­ лем, посылаемым к Горлу Белого моря (правда, реального значения это соглаше­ ние не имело). В ходе длительной меновой торговли между русскими и норвежцами сложились личное знакомство и тесная дружба парт­ неров. Весьма красноречиво на этот счет свидетельство русского консула в Гаммер- фесте Д. Н. Островского, высказанное на страницах "Известий Русского Географи­ ческого общества" (том 27) в 1891 году: "Благодаря частым сношениям с помора­ ми русский язык, неиспорченный и пра­ вильный, в большом ходу на севере Нор­ вегии, в особенности в среде купечества... В Финмаркене русские не считают себя чужими. Финмаркен для них как будто бы часть России, но только с лучшим устрой­ ством, с лучшими и более удобными, по их собственному признанию, порядками".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz