Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ • '• •! : . у . ......•• ••••, и » Ш Иван УШАКОВ, краевед 6. РУССКИЕ В ФИНМАРКЕ В начале XIX века Норвегия испытывала недостаток в хлебе. Датский консул в Пе тербурге Христиан Брюст обратился к ми нистру коммерции Н. П. Румянцеву с просьбой о поставке хлебных припасов из России "для продовольствия Норвегии и королевских датских грунландских владе ний". 22 ноября 1807 года Александр I разрешил вывезти в Норвегию до 10 тысяч четвертей разного хлеба (четверть ржи то го времени равнялась 128 килограммам), а "оттуда на обмен привезти в Россию ры бу, которую и пропустить без пошлин". До ставку хлеба в Северную Норвегию (Фин- марк) поручили Беломорской компании, основанной при поддержке царя в 1803 году и уже имевшей более десятка море ходных судов. Складская база компании с большими запасами продовольствия нахо дилась в Екатерининской гавани Кольского залива. Наполеоновские войны и блокада Бри танских островов нарушили обычный ход торговли в Европе. Норвегия получала с Русского Севера следующие товары: хлеб мукою и зерном (ячмень, рожь, овес и пшеницу), сухари, хлеб корабельный, ба ранье мясо, говядину, свинину, крупы, го рох, хмель, солод, табак, сальные свечи, мыло, кофе, сахар, хлебное вино, ликер, свинец, порох, кремни, соль и дрова. В мае 1809 года английская эскадра на пала на Мурман, разграбила базу Бело морской компании и город Колу, выжгла промысловые становища, прервала тор говое судоходство, нанесла населению Мурмана и Поморья огромные убытки. Александр I в виде особой монаршей милости дал пострадавшим городам Коле, Кеми и Сумам привилегию на торговлю хлебом с Норвегией. По указу от 6 мая 1810 года жители этих городов могли отправ лять на своих судах ежегодно в Норвегию по 2 тысячи четвертей ржаной муки и ме нять ее на рыбу, которую дозволялось при возить в Россию без платежа пошлины, ус тановленной тарифом 1797 года. Так начался длительный период меновой торговли русских поморов и колян с нор вежцами Финмарка. Особенность этой торговли заключалась в том, что норвежцы отдавали русским судовладельцам рыбу в обмен на муку в так называемое "червивое время" - в теплую пору лова, когда внут реннего спроса на рыбу почти не было, а без немедленной засолки она быстро про тухала. Поморы и коляне покупали муку в А р хангельске, зачастую в кредит, у местных купцов, запасались солью и плыли в Север ную Норвегию, где на пуд муки рыболовы давали от 3 до 5 пудов трески или 1-3 пуда палтуса, а сайды - от 20 до 30 пудов. При особенно удачной сделке и благополучном пути прибыль поставщиков муки достигала 100 процентов ("рубль на рубль"), обычно же - около 40 процентов на затраченный капитал. Мука в Норвегии была дефицитным то варом. Ее привоз не облагался пошлиной. С судовладельцев взимались лишь "гаван ские расходы" - плата за стоянку в портах. 11 (2 3 ) июня 1834 года Швеция заключи ла с Россией торговую конвенцию, статья 6 которой гласила: "Норвегия может выво зить ежегодно из беломорских портов без всякой за вывоз пошлины до 25 тысяч чет вертей хлеба на норвежских и такое же количество на российских судах". Вскоре право на вывоз муки в Норвегию получили все поморы. Каждый судовладе лец - коляне в марте-апреле, а поморы в мае-июне - с открытием навигации на Бе лом море спешил в северонорвежские га вани - Варгав, Гаммерфест и Тромсе; при быв туда, "объявляли в таможне о привозе ими хлеба и, получив билет, отъезжали в разные становища, где могли найти более промышленников", сообщает архангель ский статистик А. В. Журавлев. Наряду со свежей рыбой выменивали на муку и сухую треску. В 1846 году привоз выменянной рыбы в Архангельск достиг 217864 пудов (около 3570 тонн). Автор описания Архан гельской губернии И. Поромов в 1856 году отмечал благотворное влияние привоза норвежской рыбы: цены на треску - важ нейший продукт народного питания (по стная пища) - очень низки и доступны про стому люду; из Архангельска треска выво зится в Вологду, Устюг, Вятку, Олонец, Ко строму и Москву. Поморы и коляне не только выменивали, но и сами промышляли рыбу у берегов Норвегии, куда она подходила раньше, чем на Мурман . "Многие из русских,- писал А . В. Журавлев,- имеют промысловые за ведения в Финмаркене с позволения та мошнего правительства, за что платят му кою по пуду с человека. Русские у норвеж цев в большом почете, судохозяева при глашаются в собрание их начальниками". Плавания в Норвегию не всегда проходи ли гладко, без приключений. Достойно внимания происшествие, случившееся в 1810 году, во время английского пиратства на Мурмане. Русскую лодью, шедшую в Норвегию с грузом ржи архангельского купца Попова, близ Нордкапа захватил британский фрегат и повел ее в Англию. Кормщика - колянина Матвея Андреевича Герасимова - захватчики поставили управ лять лодьею. На одиннадцатый день пле нения, когда фрегат удалился от судна, Герасимов с четырьмя товарищами овла дели лодьею и заперли англичан в каюте. Через неделю Герасимов привел судно в Варде, где сдал офицера и шестерых мат росов коменданту города, а затем благо получно вернулся в Колу. Александр і на градил героя - Георгиевским крестом. В 1859-1860 годах северные промыслы изучал выдающийся исследователь Н. Я. Данилевский. Он знакомился также с по ложением дел в Норвегии, состоянием русско-норвежской торговли и взаимоот ношением соседей. "По крайней мере,- писал Данилевский,- в этой торговле участ вуют от 400 до 500 судов и более 2000 матросов... В Норвегии выменивается ры бы вдвое больше, чем вылавливается на Мурманском берегу (обычно 600-800 ты сяч пудов, а в 1860 году - не менее 1 мил лиона пудов)... За пуд муки берут обыкно венно от 3 до 5 пудов разделанной трески и от 4 до 30 пудов сайды” . Поморские купцы, кроме муки и круп, везли в северо норвежские порты лес (бревна, доски, дрова), канаты, пряжу для сетей, мыло, свечи, мясо (солонину, копченые языки), птичий пух. Норвежская сторона всячески способст вовала расцвету меновой торговли. Помо рам предоставлялись разные льготы и со действие в торговле. Насколько Норвегия была заинтересована в ней, можно судить по тому, что в 1854 году, когда Англия и Франция развернули боевые действия на Мурмане и в Поморье, Норвегия пыталась оградить торговые суда от нападений бри танского флота и заключила особое согла шение с воевавшими державами о "непри косновенности меновой торговли", по ко торому получила право "на охрану помор ских судов" норвежским военным кораб лем, посылаемым к Горлу Белого моря (правда, реального значения это соглаше ние не имело). В ходе длительной меновой торговли между русскими и норвежцами сложились личное знакомство и тесная дружба парт неров. Весьма красноречиво на этот счет свидетельство русского консула в Гаммер- фесте Д. Н. Островского, высказанное на страницах "Известий Русского Географи ческого общества" (том 27) в 1891 году: "Благодаря частым сношениям с помора ми русский язык, неиспорченный и пра вильный, в большом ходу на севере Нор вегии, в особенности в среде купечества... В Финмаркене русские не считают себя чужими. Финмаркен для них как будто бы часть России, но только с лучшим устрой ством, с лучшими и более удобными, по их собственному признанию, порядками".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz