Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Иван УШАКОВ , краевед (Окончание. Начало в № 34, 38, 41, 43, 44, 46, 48, 53 и 56.) 10. СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ГУБЕРНАТОРЫ В заключение приведем свидетельства о Кольском Севере представителей верхов ной власти в крае - архангельских губерна торов. Почти все они считали своей обязанно стью хоть раз объехать вверенную им гу бернию, побеседовать с жителями, выслу шать их жалобы и просьбы. Одни, совер шив путешествие, ограничивались админи стративными распоряжениями, другие со ставляли отчеты, писали книги. Многие из них принадлежали к патриотически настро енной либеральной бюрократии, ратовали за преодоление отсталости северных окра ин России, ходатайствовали о выделении средств на развитие Мурмана. Летом 1870 года Мурманский берег обозревал губернатор Николай А лександ рович Качалов. Его интересовал ход начав шейся колонизации берега. По закону от 22 ноября 1868 года колонистам были обещаны казенные пособия в размере 150 рублей на семейство, но в ассигновку 1869 года их включить не успели, и пересе ленцы, не получив денег, оказались в за труднительном положении. Собравшиеся в Коле переселенцы заявили губернатору, что они хотели "избегнуть кулаков, от ко торых весьма довольно потерпели разные стеснения и разорения", но обманулись в своих надеждах и вынуждены снова идти на промыслы и работать на кулаков. Губернаторы являлись проводниками правительственной политики. В морском ведомстве возник план создания портово го города на Северном океане. Н. А . Кача лов, прибыв в Колу, убеждал жителей пе реселиться на остров Кильдин, ближе к промыслам, обосноваться "подобно горо дам Эадсё и Вардё". Коляне отвергли предложение губернатора, сказав, что Мурман не Норвегия: он неблагоустроен, нет пароходного сообщения, кредита, страхования судов и грузов, поэтому "будь Кола и возле самых промыслов, при насто ящих порядках ее жители богатеть не мо гут". Впечатления о делах на Мурмане Кача лов изложил в донесении министру финан сов. "Колонизация Мурмана,- писал губер натор,- чрезвычайно полезна", но надзора за ее ходом нет. "Колонизаторы посели лись исключительно на Рыбачьем и Ср ед нем полуостровах и на находящихся подле них реках Печенге и У р е ... и незначитель ная часть в становищах Териберке и Гаври лове'', У неимущих поморов нет средств для обзаведения хозяйством, и они бедст вуют. В 17 пунктах поселились 109 семейств финнов и отчасти норвежцев, которые "на свой счет выстроили порядочные дома или хорошие землянки, завели коров и овец, разрабатывают сенокосы и устраивают огороды". Вместе с тем Мурман густо об лепила шушера - "торгаши, которые запи сались колонистами, выстроили лачужки, единственно, чтобы прикрываясь званием колониста, воспользоваться дарованной льготой возить на Мурман крепкие напит ки и все заграничные товары беспошлин но ... Этот разряд колонистов положитель но вр еден... Они спаивают лопарей и на ших промышленников, покупают за бесце нок произведе'ния промыслов". Н. А . Качалов добился учреждения То варищества Мурманского пароходства во главе с кольским купцом М. А . Базарным. В 1871 году вдоль Мурманского побережья стали курсировать пароходы "Великий князь Алексей" и "Качалов". Заметный след в истории Мурмана оста вил энергичный губернатор Александр Платонович Энгельгардт (3.06.1893 10.08.1901). По его ходатайствам и при ак тивном участии велась прокладка телегра фа на Мурман и строительство "коммер ческого порта" в Екатерининской гавани - города Александровска (ныне - Поляр ный). После посещения Кольского полуостро ва в 1895 году он опубликовал книгу "Р ус ский Север. Путевые записки" (СПб., 1897), в которой дал историю и картину состояния края в конце XIX столетия. В Кольском уезде проживало 5720 русских, 810 фин нов, 1940 лопарей, 2 20 норвежцев. Из 8690 учтенных жителей 1241 считались колони стами Мурманского берега. На Мурмане промышляло 1973 местных жителя и около 3000 пришлых людей из Поморья. Развитие капитализма подорвало ста рую, кабальную систему организации тру да. "Покрут,- пишет Энгельгардт,- с каж дым годом слабеет, так как с учреждением правильного пароходства и с развитием экономической жизни на Мурмане про мышленники получили возможность при обретать, хотя бы в долг, суда, снасти, про довольственные припасы и прочее на мес те и добычу продавать тотчас после улова [ там же торговцам, которые устроили на Мурмане склады, лавки и присылают на Мурман суда для нагрузки и посолки ры бы ..." В 1895 году ловом трески на Мурмане занимались 3774 человека; ими добыто 799325 пудов рыбы и 39840 пудов жира общей стоимостью в 516415 рублей. "Мы,- отмечает Энгельгардт,- заметили необы чайный подъем духа на Мурмане. Кроме удачного промысла, весть об устройстве телеграфа, об устройстве маяков по бере гам Мурманского побережья, о том, что в будущем году пароходы из Архангельска будут ходить еженедельно, не в две недели раз, как теперь, и что по западной стороне будет ходить особый местный пароход, в значительной мере возбудили энергию и предприимчивость как промышленников, так и торговцев. В Териберке, например, купец Мерзлютин строит особую пристань, к которой могут приставать пароходы, со ляной склад на 100000 пудов соли, склад угля и, что особенно важно, казарму для рабочих на несколько сот человек. Купец Савин заводит пароход для перевозки мойвы, устраивает для нее особые садки и предполагает даже искусственно замора живать мойву, чтобы сохранять ее (для на живки) на то время, когда она отходит уже от берегов в океан. На Иогангских остро вах, вблизи Святого Носа, устраивается по мещение для рабочих с тем расчетом, что бы с весны заняться промыслом тюленей. Г. Гебель купил в порте Владимир находив шийся уже много лет в бездействии кито бойный завод и намерен вновь открыть китовый промысел, но главным образом организовать лов и развозку мойвы и лов сельдей. Наконец, на Мурман стремится большое число новых поселенцев; я зава лен их просьбами, израсходовал уже все деньги, ассигнованные в пособие на обза ведение новым поселенцам, и все-таки удовлетворил далеко еще не всех". Книга А . П. Энгельгардта "Русский С е вер" иллюстрирована снимками, сделан ными во время поездки по Кольскому по луострову фотографом Я. И. Лейцинге- ром. Летом 1912 года Архангельскую губер нию обозревал ее новый'начальник Сергей Дмитриевич Бибиков. За 40 дней он объ ехал ее из конца в конец и написал книгу "Архангельская губерния, ее богатства и нужды” . Сочинение Бибикова отражает дальней шие сдвиги в развитии Кольского Севера: благоустроились и производительно рабо тали лесопильные заводы, возникло част ное пароходство И. И. Буркова, на мур манских промыслах "тяжелая и неповорот ливая" шняка заменялась более быстро ходной и удобной елой, начали появляться палубные мотор-боты (факторист Кротов в Териберке промысловые суда буксировал в море "мотором ", так как "против ветра на веслах далеко не вы гребешь"). "Благо даря неустанной и целесообразной работе в течение многих лет чиновника по кресть янским делам А . А . Мухина во многих ста новищах имеются уже школы, недурно оборудованные... В Териберке его стара нием открыт Народный дом с чайной и продажей колониальных товаров. При На родном доме заведена также библиотека и устраиваются чтения". Значительных ус пехов достиг Печенгский монастырь. Это - "культурный уголок на нашем дальнем су ровом С ев ер е ... великолепные дороги по болотистой тундре, кирпичный завод, мельница, электрическое освещение и всевозможные мастерские". Не оправдала себя затея с созданием на острове Кильдине "образцовой колонии". Колонисты в ней не селятся, здания пусту ют. Между тем, пишет Бибиков, "прави тельством затрачены большие деньги на устройство складов рыбопромышленных орудий, содержался смотритель на жало вание 900 рублей в год; выстроены два больших д ом а ... и устроен эллинг (поме щение для строения судов) с затратою 6000 рублей". Мурман в своем развитии значительно отставал от Северной Норвегии - по техни ческому уровню промыслов, благоустро енности и обжитости: "Поселки грязны, со держатся неряшливо и имеют совершенно неустроенный ви д... Промышленники жи вут обыкновенно в землянках, маленьких дощатых бараках... Бочки с рыбой и салом лежат под открытым небом... Шнячий и ельный промысел русских промышленни ков по отношению к моторному норвеж скому - то же, что работа кустаря и завод ская промышленность". На Терском бере гу не хватает школ; врачи в глушь не едут (даже в город Александровск "не находит ся желающих идти на скромное содержа ние" в 1500 рублей жалованья и 300 рублей разъездных). Для скупки семги в Поморье стали при езжать петербургские торговцы и "с от крытием конкуренции цена на семгу под нялась в несколько раз". Благосостояние большинства поморского населения высо кое. Жители Поноя (48 дворов) от успеш ного зимнего промысла тюленей получили дохода 40000 рублей. "В селе Умбе,- отме чает губернатор,- большинство домов и хо зяйственных построек свидетельствует о большой его зажиточности". У жителей Поморья во многих домах "хорошая утварь, дорогие самовары, под час городская обстановка, хорошая и даже во многих случаях богатая одежда, золо тые вещ и ..." Рядовой работник получал за промысло вый сезон 200-250 рублей (пуд ржаной му ки з это время стоил 1 рубль 30 копеек). В 1912 году "в Кандалакше продано сельдей на 48000 рублей" (в селе было 117 дворов, 540 общинников). Однако огром ная часть дохода шла на промысловое сна ряжение (лодки, сети, тара и прочее), а не только на личное потребление. Из общения с крестьянами губернатор вынес следующие представления о них: "Характер помора донельзя симпатичен. Открытый, прямой, независимый, общи тельный, гостеприимный, стремящийся на учиться грамоте... В своей смышлености, предприимчивости и отважности до безу мия поморы не имеют себе равных среди населения Архангельской губернии. Море - это его стихия... С раннего возраста, чуть ли не с детства, поморы привыкают к мо рю, к веслам и парусам, а с 1 0 -1 2 лет идут они уже на тяжелые и опасные мурманские промыслы вместе со старшими. Не отста ют и женщины от своих мужей в умении обращаться с судами в своем бесстра шии". Описание Бибикова запечатлело один из самых благополучных периодов жизни По морья. * * * Голоса, доходящие из прошлого, многочисленны и разнообразны. Они могут быть фальшивыми (литератур ные подделки), лукавыми (с умышлен ным искажением действительности), недосказанными (с умолчанием), со мнительными (не вызывающие дове рия ввиду фантастичности сообще ний)... Дело историка - критически вос принять сказанное, понять мотивы ин форматора, установить степень досто верности и надежности источника, от мести ложное и по возможности дать правдивую картину нашего прошлого. А это зачастую задача не из легких.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz