Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 34, 38, 41, 43, 44, 46, 48, 53.) 9. ЗАПИСКИ МАКШЕЕВА В 70-х годах XIX века началась колони зация Мурманского берега. Внимание правительства и общества сосредоточи лось на этой экономически и военно стратегически важной территории Рус ского Севера, Южное побережье Коль ского полуострова оставалось как бы в тени. Видя, что Терский берег мало исследован и почти неизвестен широкой публике, туда в конце 1890 года отпра вился чиновник по крестьянским делам Николай Николаевич Макшеев с тем, что бы лично ознакомиться с жизнью помор ского населения и поведать читателям о том, что из себя представляет эта из давна освоенная русская земля. Макшеев на оленях проехал все побе режье от Ковды до Орлова мыса. Новый, 1891 год он встречал в деревне Княжой Губе, состоявшей из 63 дворов. ” Я застал княжегубцев,— пишет Макшеев,— в большом унынии и в нужде” : рыбный промысел в истекшем году не дал до хода, так как сельдь почти не заходила в Кандалакшскую губу. 32 домохозяина держали коров; с огородов снимали "по два-три короба репы на дом, а луч ший, урожайный год — и по десять коро бов". Многие жили впроголодь, но по обычаю праздновали святки: наряжались в козлов, медведей, устраивали всякие проделки, смотр девичьих одеяний — "под гомерический хохот” собравших ся парней. "Вдруг открывается дверь,— рассказывает Макшеев,— в избу лезет на четвереньках медведь, а за ним идет вожак... Огромной дубиной он тузит мед ведя по спине. Медведь ревет.— А ну-ка, Мишка, покажи-ка...” Следующий населенный пункт — Кан далакша. В ней 87 дворов, 438 жителей, две церкви: одна — постройки 1786 года, другая сооружена на казенные деньги в 1865 году. ” В деревне проживают кула ки,— отмечает в своих путевых записках Макшеев,— они опутали деревушку па утиною эксплоатации и высасывают из крестьян последние соки” . И еще беда: "Есть кабак. И так крестьяне пропились и замотались, что коров у них оказалось мало...” От Кандалакши до Поноя берегом 527 верст. По пути, между селениями, устро ены "спасительные избы” со всем необ ходимым для проживания при непогоде или несчастьи. Центр экономической жизни Терского берега — "большое промышленное село Кузомень” . В нем две церкви, 100 дворов, становое управление и место прожива ния ’’двух главных капиталистов Терско го берега: Заборщикова и Корехова, из которых первый скупает у лопарей оле ньи задки и шкуры, у промышленников — семгу и звериное сало, имеет оленье стадо, которое пасется в Лапландии, лав ку в селе и склады и ведет торговлю преимущественно в обмен на товары, привозимые из Архангельска на соб ственном судне; а второй, Корехов, ведет дело в меньших размерах, но на налич ные деньги” . В Кузомени проходила Покровская яр марка, длившаяся с 1 октября до 1 нояб ря. На нее съезжаются поморы из разных мест, чтобы сбыть свою промысловую продукцию, закупить все нужное (хлеб, ткани, металлоизделия и прочее) и ’’весе ло провести время” . Культурный очаг села — училище Ми нистерства народного просвещения; при нем "есть детская библиотека” , устраи ваются "елки для детей” и ’’народные чтения с туманными картинами” , которые "посещаются охотно не только детьми и юношами, но и взрослыми крестьянами и крестьянками. Читают: становой при став Таратин, ранее бывший учителем в Коле, шкипер Корехов и учитель Луго вой нравственные брошюры, историчес кие, из практики морского дела, явления природы, популярную гигиену” . ” В Кузомени проживает фельдшер... В селе есть общественная аптека при волостном правлении. Лекарства отпус каются за плату, определенную общест вом... Общество здесь настолько богато, что могло построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 руб лей, не прибегая ни к мирским сборам, ни к пособию от правительства” . В селе Варзуга четыре церкви. Древ нейшая, постройки 1674 года. — Успен ская, ’’отличается замечательной архи тектурой. Она ремонтируется, но при ус ловии сохранения ее первоначального вида” . В память о погибших на промысле по моры ставили прибрежный крест. ' Этими крестами,— пишет Макшеев.— обстав лен весь Терский берег, все его селения: местами они стоят десятками: все они суть символы печали, немые свидетели разных бедствий и несчастий тут пережи ты х” . Макшеев подробно рассказывает о приключениях зверобоев-варзужан — трех братьев Вопияшиных, Прокопия и Тимофея Гурьевых (последний — от ставной солдат, герой Шипки), унесенных в марте на льдинах в открытое море. Через три недели Гурьевых, больных и обессиленных, ветром занесло к Орлов скому маяку, где они и нашли спасение, а Вопияшины, находившиеся на другой лодке, бесследно пропали. Терское население, по словам Макше- ева, сохраняет "патриархальные нравы; оно очень религиозно... из каждой семьи кто-нибудь да побывал в Соловецком мо настыре по обещанию, которое дается обыкновенно в несчастных случаях, в особенности во время звериного про мысла” . Тепгіо отзывается Макшеев о смотри тельнице Орловского маяка Куковеро- вой, которую прозвали в Поморье "мате рью лопарей” : "Татьяна Ивановна...— за мечательная женщина, на которой нель зя не остановить внимание читателя. Это талантливый самородок с сердцем удиви тельно отзывчивым на всякую беду и ко всякому горю... Она смолоду приобрела неудержимую страсть к врачебной нау ке... доставала книги, училась, практико валась, обзавелась собственной аптекой и пользуется теперь повсеместно, начи ная от Кузомени до Семиостровского по госта включительно, на пространстве ог ромного полулапландского полуострова популярностью как добрая сердобольная женщина, к которой обращаются боль ные,, находя не только медицинскую по мощь, исцеление, но и помещение на ма яке, цолное содержание во время болез ни... Она лечит людей от самых тяжелых болезней безвозмездно, обшивает лопа рей... Татьяна Ивановна поистине друг человечества и единственный доброволь ный врач на всем Терском берегу и во всей Лапландии” . В поморской деревне наблюдалось сильное расслоение: одни достигли "вы сокой степени процветания” , другие вла чили "жалкое существование, находясь в постоянных долгах у местных кулаков” . Большая разница и между селениями. Хуже всех живут порьегубцы: ’’Это жал кая деревушка обижена судьбою. Она стоит особняком, как незваный гость на пиру семужьего промысла. Семга почти не подходит к ее берегам... и сельди не всегда подходят к берегу деревни... Кре стьяне этой деревни отличаются запуган ным видом, пришибленностью, робостью, согбенностью перед злосчастной судь бой” . Поморы в большинстве своем суевер ны. Когда один из варзужан наловчился вылавливать семги больше других, "в на роде говорили, что ему помогает нечис тая сила, с которой он знается” . По одежде терские крестьяне походи ли на мещан: мужчины носили пиджаки, сапоги, женщины — сарафаны из шерс тяной материи или ситца ярких цветов и ботинки. "Никто не знает на Терском берегу никакого ремесла. Даже домаш няя утварь приобретается покупкою в Ар хангельске, не говоря уже об одежде, посуде и т. д .” . Макшеев показал "несправедливость выкупных платежей” , взимаемых с тер ских крестьян, не занимавшихся земле делием. Умбская волость платила выкуп ных платежей 416 рублей в год, Кузомен- ская — 656 рублей, Тетринская — 355 рублей, Понойская — 265 рублей. "Со гласитесь,— писал чиновник по крестьян ским делам,— что пески и камни Терско го берега оценены слишком дорого” . Содержательные записки Макшеева опубликованы в ежемесячном приложе нии к популярному журналу "Нива” ("Сборник” № 5 за 1892 год) под названи ем "Терский берег, его население и про мыслы” .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz