Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 34, 38, 41, 43, 44, 46, 48, 53.) 9. ЗАПИСКИ МАКШЕЕВА В 70-х годах XIX века началась колони­ зация Мурманского берега. Внимание правительства и общества сосредоточи­ лось на этой экономически и военно­ стратегически важной территории Рус­ ского Севера, Южное побережье Коль­ ского полуострова оставалось как бы в тени. Видя, что Терский берег мало исследован и почти неизвестен широкой публике, туда в конце 1890 года отпра­ вился чиновник по крестьянским делам Николай Николаевич Макшеев с тем, что­ бы лично ознакомиться с жизнью помор­ ского населения и поведать читателям о том, что из себя представляет эта из­ давна освоенная русская земля. Макшеев на оленях проехал все побе­ режье от Ковды до Орлова мыса. Новый, 1891 год он встречал в деревне Княжой Губе, состоявшей из 63 дворов. ” Я застал княжегубцев,— пишет Макшеев,— в большом унынии и в нужде” : рыбный промысел в истекшем году не дал до­ хода, так как сельдь почти не заходила в Кандалакшскую губу. 32 домохозяина держали коров; с огородов снимали "по два-три короба репы на дом, а луч­ ший, урожайный год — и по десять коро­ бов". Многие жили впроголодь, но по обычаю праздновали святки: наряжались в козлов, медведей, устраивали всякие проделки, смотр девичьих одеяний — "под гомерический хохот” собравших­ ся парней. "Вдруг открывается дверь,— рассказывает Макшеев,— в избу лезет на четвереньках медведь, а за ним идет вожак... Огромной дубиной он тузит мед­ ведя по спине. Медведь ревет.— А ну-ка, Мишка, покажи-ка...” Следующий населенный пункт — Кан­ далакша. В ней 87 дворов, 438 жителей, две церкви: одна — постройки 1786 года, другая сооружена на казенные деньги в 1865 году. ” В деревне проживают кула­ ки,— отмечает в своих путевых записках Макшеев,— они опутали деревушку па­ утиною эксплоатации и высасывают из крестьян последние соки” . И еще беда: "Есть кабак. И так крестьяне пропились и замотались, что коров у них оказалось мало...” От Кандалакши до Поноя берегом 527 верст. По пути, между селениями, устро­ ены "спасительные избы” со всем необ­ ходимым для проживания при непогоде или несчастьи. Центр экономической жизни Терского берега — "большое промышленное село Кузомень” . В нем две церкви, 100 дворов, становое управление и место прожива­ ния ’’двух главных капиталистов Терско­ го берега: Заборщикова и Корехова, из которых первый скупает у лопарей оле­ ньи задки и шкуры, у промышленников — семгу и звериное сало, имеет оленье стадо, которое пасется в Лапландии, лав­ ку в селе и склады и ведет торговлю преимущественно в обмен на товары, привозимые из Архангельска на соб­ ственном судне; а второй, Корехов, ведет дело в меньших размерах, но на налич­ ные деньги” . В Кузомени проходила Покровская яр­ марка, длившаяся с 1 октября до 1 нояб­ ря. На нее съезжаются поморы из разных мест, чтобы сбыть свою промысловую продукцию, закупить все нужное (хлеб, ткани, металлоизделия и прочее) и ’’весе­ ло провести время” . Культурный очаг села — училище Ми­ нистерства народного просвещения; при нем "есть детская библиотека” , устраи­ ваются "елки для детей” и ’’народные чтения с туманными картинами” , которые "посещаются охотно не только детьми и юношами, но и взрослыми крестьянами и крестьянками. Читают: становой при­ став Таратин, ранее бывший учителем в Коле, шкипер Корехов и учитель Луго­ вой нравственные брошюры, историчес­ кие, из практики морского дела, явления природы, популярную гигиену” . ” В Кузомени проживает фельдшер... В селе есть общественная аптека при волостном правлении. Лекарства отпус­ каются за плату, определенную общест­ вом... Общество здесь настолько богато, что могло построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 руб­ лей, не прибегая ни к мирским сборам, ни к пособию от правительства” . В селе Варзуга четыре церкви. Древ­ нейшая, постройки 1674 года. — Успен­ ская, ’’отличается замечательной архи­ тектурой. Она ремонтируется, но при ус­ ловии сохранения ее первоначального вида” . В память о погибших на промысле по­ моры ставили прибрежный крест. ' Этими крестами,— пишет Макшеев.— обстав­ лен весь Терский берег, все его селения: местами они стоят десятками: все они суть символы печали, немые свидетели разных бедствий и несчастий тут пережи­ ты х” . Макшеев подробно рассказывает о приключениях зверобоев-варзужан — трех братьев Вопияшиных, Прокопия и Тимофея Гурьевых (последний — от­ ставной солдат, герой Шипки), унесенных в марте на льдинах в открытое море. Через три недели Гурьевых, больных и обессиленных, ветром занесло к Орлов­ скому маяку, где они и нашли спасение, а Вопияшины, находившиеся на другой лодке, бесследно пропали. Терское население, по словам Макше- ева, сохраняет "патриархальные нравы; оно очень религиозно... из каждой семьи кто-нибудь да побывал в Соловецком мо­ настыре по обещанию, которое дается обыкновенно в несчастных случаях, в особенности во время звериного про­ мысла” . Тепгіо отзывается Макшеев о смотри­ тельнице Орловского маяка Куковеро- вой, которую прозвали в Поморье "мате­ рью лопарей” : "Татьяна Ивановна...— за­ мечательная женщина, на которой нель­ зя не остановить внимание читателя. Это талантливый самородок с сердцем удиви­ тельно отзывчивым на всякую беду и ко всякому горю... Она смолоду приобрела неудержимую страсть к врачебной нау­ ке... доставала книги, училась, практико­ валась, обзавелась собственной аптекой и пользуется теперь повсеместно, начи­ ная от Кузомени до Семиостровского по­ госта включительно, на пространстве ог­ ромного полулапландского полуострова популярностью как добрая сердобольная женщина, к которой обращаются боль­ ные,, находя не только медицинскую по­ мощь, исцеление, но и помещение на ма­ яке, цолное содержание во время болез­ ни... Она лечит людей от самых тяжелых болезней безвозмездно, обшивает лопа­ рей... Татьяна Ивановна поистине друг человечества и единственный доброволь­ ный врач на всем Терском берегу и во всей Лапландии” . В поморской деревне наблюдалось сильное расслоение: одни достигли "вы ­ сокой степени процветания” , другие вла­ чили "жалкое существование, находясь в постоянных долгах у местных кулаков” . Большая разница и между селениями. Хуже всех живут порьегубцы: ’’Это жал­ кая деревушка обижена судьбою. Она стоит особняком, как незваный гость на пиру семужьего промысла. Семга почти не подходит к ее берегам... и сельди не всегда подходят к берегу деревни... Кре­ стьяне этой деревни отличаются запуган­ ным видом, пришибленностью, робостью, согбенностью перед злосчастной судь­ бой” . Поморы в большинстве своем суевер­ ны. Когда один из варзужан наловчился вылавливать семги больше других, "в на­ роде говорили, что ему помогает нечис­ тая сила, с которой он знается” . По одежде терские крестьяне походи­ ли на мещан: мужчины носили пиджаки, сапоги, женщины — сарафаны из шерс­ тяной материи или ситца ярких цветов и ботинки. "Никто не знает на Терском берегу никакого ремесла. Даже домаш­ няя утварь приобретается покупкою в Ар­ хангельске, не говоря уже об одежде, посуде и т. д .” . Макшеев показал "несправедливость выкупных платежей” , взимаемых с тер­ ских крестьян, не занимавшихся земле­ делием. Умбская волость платила выкуп­ ных платежей 416 рублей в год, Кузомен- ская — 656 рублей, Тетринская — 355 рублей, Понойская — 265 рублей. "Со ­ гласитесь,— писал чиновник по крестьян­ ским делам,— что пески и камни Терско­ го берега оценены слишком дорого” . Содержательные записки Макшеева опубликованы в ежемесячном приложе­ нии к популярному журналу "Нива” ("Сборник” № 5 за 1892 год) под названи­ ем "Терский берег, его население и про­ мыслы” .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz