Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
олос СТОРИ Иван УШАКОВ, краевед (Окончание. Начало на 3-й стр.) С. В. Максимов собирал документаль ные материалы по истории Севера. Сре ди его находок — соловецкая рукопись "Сад спасения", рассказывающая о ло- парях-язычниках XV века: ’’...Живущие в пустынях непроходимых, в расселинах каменных, не имуще ни храма, ни иного потребного к житепьству человеческому, но токмо животными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежда же — кожа еленей тем бяше” . В отличие от очерков Соловцова, напе чатанных в губернской газете и вскоре забытых, книга С. В. Максимова "Год на Севере” , изданная в столице, ’’читалась нарасхват” , неоднократно переиздава лась. По выражению критика А. В. Дру жинина, автор дап "физиономию края” — полную обрисовку поморской жизни. Русское Географическое общество на градило С. В. Максимова золотой ме далью. Сочинение Николая Максимова носит название "Мурманский берег, его обита тели и промыслы” . Оно совершенно не походит на этнографические очерки его брата Сергея. Н. В. Максимов решил вы яснить "тайну” , почему одни деловые и инициативные предприниматели на Мурмаче разорились, а другие быстро богатеют и преуспевают. Для этого он отправился на весенний промысел из Ко лы в норвежский город Вардё, взял в аренду листербот и занялся ловом тре ски, затем переехал на восточный Мур ман, в Гавриловском становище купил карбас, переоборудовал его в двухмач товое рыболовное судно и, тесно обща ясь с местными промышленниками и тор говцами, изучал в ходе своей промысло вой деятельности организацию труда и экономические отношения в мурман ской рыбопромышленности. Н. В. Максимов дает яркие зарисовки посещенных им колоний, становищ, ф ак торий, уездного центра — Колы, описы вает орудия и способы лова, разные типы судов, показывает состояние промыслов, ничтожные успехи колонизации (заселе ния) Мурманского берега, несмотря на большие привилегии, данные колони стам, тяжелую жизнь поселенцев, плохие средства сообщения и связи, недостаточ ность медицинской помощи, общую отста лость Мурмана п'о сравнению с норвеж ским Финмаркеном. На Мурмане сохранялся покрут — по луфеодальная, кабальная организация труда, в промысловом деле царила рути на — применялись старинные малопово ротливые шняки и громоздкие, пяти верстные ярусы. "Промышленники в Фин- маркене,— отмечает Н. Максимов,— эко номически свободные люди, никто никого не порабощает деньгами... Там нет хозя ев, покрута и покрученников... Бедняк по купает у богача ёлу в кредит и выплачи вает ему рыбой. Этот фактор... возбудил энергию промышленника, терпение и тру долюбие” . Кабальный покрут породил недобросо вестное отношение к труду и взятым на себя обязательствам. Это вошло в при вычку: "понятие о законности утратилось в народе совершенно... Пришлые (петер- буржские и рижские) капиталисты не пользуются никаким значением в глазах поморов-покрученников... израсходуют на них пустяковое жалование в период короткого лета, а там хоть трава не расти в Поморье, капиталистам все равно. Между тем хозяева-поморы — свои лю ди, как они ни кулачествуют, а все-таки накормят..." Система вольнонаемного труда, утвердившаяся в центре России, на Мурмане не всегда оправдывала себя. "В этом,— заключает Н. Максимов,— од на из главных причин разорения петер бургских предпринимателей на Мурма не” . Помимо социально-экономического ма териала в сочинении Н. Максимова со держится много интересных деталей. "Огромные кресты, поставленные на ск а лах в разных местах,— пишет он,— бро саются в глаза. Этими крестами обозна чены входы в бухты, все выходы во всех становищах. Кресты служ ат створными знаками, заменяют отличительные башни и маяки. Но не с гидрографическими це лями были они воздвигнуты стариками. Старики выгоняли этими крестами злых духов со ск а л ” . Кроме покрученников на мурманские промыслы приходили и са мостоятельные ловцы. Не имея станов, они строили ’’землянки или жили под на весом перевернутой лодки, брошенной по гнилости каким-нибудь хозяином". Или такое пояснение: только Териберка "пользуется преимуществом осеннего улова... Треска ловится у самых берегов в бухте; осенняя рыба замораживается в снегу и отправляется в Петербург по зимнему первопутку...” Лучше всех устроились на Мурмане трудолюбивые финны. Они завели молоч ный скот, успешно занимаются разными промыслами и даже земледелием. На во прос, что заставило их переселиться на Мурман, финны отвечали: "Голод... Ели хлеб пополам с соломою или с древес ною корою... А здесь мы едим чистый хлеб, свежую рыбу, благословляя судьбу и благодаря Бо га” . Обрисованы капиталисты: норвежец Пильфельд, русские фактористы Савин, Демидов, Воронин и другие. О Мурмане у Максимова-младшего ос талось "гнетущее впечатление” , особен но от его природы: "То ска хватает, глядя на берег. Серенькое небо, мрачные уще лья, господствующие восточные ветры... постоянные туманы, частые дожди... Как тяжко жить на этом берегу! ...Больница в Гаврилове переполнена больными. При мне свирепствовали оспа, сыпной тиф и цинга” . Н. В. Максимов призывает пра вительство помочь населению Мурман ского берега. "Чтобы обеспечить про гресс в рыбном промысле,— говорит он,— вывести мрачный Север, коснею щий в рутине, предрассудках и заблужде ниях, на Божий свет, необходимо потра тить много труда... Правительству не сле дует останавливаться ни перед какими жертвами” . Произведение Н. В. Максимова было напечатано в 1, 3 и 4 книгах журнала "Русская мысль” за 1893 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz