Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 34, 38, 41, 43, 44, 46, 48.) 8.СОЧИНЕН! БРАТЬЕВМАКСИМОВЫХ Братья Максимовы приезжали на Кольский полуостров порознь — Сергей Васильевич в 1856 году, Николай Васи льевич — в 1892 году. У них мало общего: Сергей (1831— 1901) —- лисэтель-этно- граф с большой известностью, а Николай (1843— 1900) — военный моряк, участник боевых действий против Турции (ранен под Плевной). С. В. Максимов, посетив по заданию Морского ведомства приполярные окра ины России, опубликовал в 1859 году двухтомный труд "Год на Севере” , в ко тором три обширные главы посвящены нашему краю: "К о л а ” , "Мурман” , ’’Тер ский берег Белого моря” . С. В. Максимов •— исследователь ода ренный, чуткий к слову, умеющий рас положить к себе собеседника. Его глав ный способ познания народной жизни — расспрос старожилов, людей разных сословий и занятий, обычно бывалых и хорошо знающих свое дело. Записи бе сед сохраняют колорит поморской речи с массой своеобразных названий и выра жений. Максимов приводит рассказ старика колянина о лопарях: "Добрый, хлебо сольный народ... Придешь к нему в вежу — всем потчует. Вчерашней рыбы не даст, а живую тащит, сегодняшнюю... Ты с ним крестом поменяйся, крестовым братом назови, так он за тебя тогда душу свою заложит и выкупать не станет...” На Основе личных наблюдений и рас сказов местного населения Максимов от мечает тесные и неизменно дружествен ные отношения русских и лопарей: "Ло пари охотно и часто выселяются ближе к русским селениям и не строят уже сво их погостов далеко в глуби Лапландии. Так же охотно, особенно в последнее время, они женятся на русских девуш ках” . В пожаре 1854 года погиб девятна дцатиглавый Воскресенский собор — краса и гордость Колы. Старожил — собеседник Максимова говорил: ' Ко лы-то ж аль... Пуще того жаль собора на шего; такой он был приглядный, хороший, таким благолепием сиял, особенно вон с горы Соловараки — все отдай, да мало. Очень его ж аль!” . И затем поведал легенду: "Строил со бор мастер не из наших. Построил он много церквей по Поморью... почесть что задаром... Я-де Богу работаю, мзды боль шой не приемлю. Так построил в Шунге церковь. Позвали к нам в Колу. Согласил ся... и у нас соорудил церковь... Народ собрался весь, и стар и мал; лопари, слышь, наехали из самых дальних пого стов... Молебен отпели, староста с шап кой мастера обошел народ: накидали де нег много... — К вам, говорит, православ ные, слово и дело. Пойдем, говорит, вместе на реку Тулому... Пошли, смотрят. Подошел он к крутому берегу, вытащил из-за пояса своего топор, размахнулся, бросил его в воду и выкрикнул: — Не было такого мастера на свете, нет и не будет!.. И с той поры, сказывают старики сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных. никуда не по шел, топора не брал в руки..." С. В. Максимов показывает особеннос ти местного быта. Коляне в течение года пять раз выходят на мурманские промыс лы — вешние, летние, подосенние, осен ние и зимние. "Мы,— рассказывал коля нин старик,— домой-то ходим только ото греться да на праздники большие, по за вету отцовскому... Пображничаешь... не- делю-другую, да и опять... в море". Раз гульно празднуются святки, масленица и святая неделя (пасха): "На те поры у нас и песня, и сказка, и ребята со звездой ходят и стих поют, и хухольники (ряженые) бродят, и все такое” . На Мурманском берегу пришлые помо ры пируют и величаются во время прибы тия хозяйской лодьи с припасами: "С та нем, братцы, хозяина ноне чествовать... Трои-четверо суток пьет, и поет, и пляшет весь промысловый люд” . Работать не спешат: "Ты нам не указывай: сами хозя ева! Вот хотим на ярус ехать — едем, а нет, так хоть лыки дери ты с нас... Рому давай, коньяку давай! Водки мы вашей поморской и знать не хотим ...” В непогоду "между делом досужие мастера работают разные безделушки: модели корабликов... голубков из лучи нок... поются старины стародавние про Романа Митриевича, про Егория-света храброго, про царя Ивана Грозного... тя нется целый ряд волшебных сказок про Бабу Ягу Костяную ногу, про царя Берен дея, про Яшку Красную рубашку... "Трудно найти хоть один стан на всем Мурмане,— пишет С. В. Максимов,— в котором бы не нашелся свой потешник — душа и любимец общества... Всегда непринужденная веселость, бойкая речь, знание присловий и пословок и умение вклеить их в разговор кстати и у места, простая, но меткая и безобидная шутка... — вот особенности... шутника, балясни к а ” . В Поморье бытовала поговорка: ’ Кола — город-крюк, а народ в нем уда: что ни слово, то и зазубра” . Коляне носили про звище "чинятники” (занимались почин кой промысловых судов). С. В. Максимов записал предание о разбойнике Анике, бравшем с поморов тяжелую дань и всячески издевавшемся над ними, пока его не победил в поедин ке молодой рыбак, обладавший невидан ной силой. В подтверждение истинности предания рассказчики указывали на "ма хонький островок” у Корабельной губы полуострова Рыбачий — "зовут его Ани киным” , есть "куча камней — Аникиной могилой в народе слывет” . Проезжая вдоль Терского берега, Мак симов и его спутники высадились на не большом острове Медвежий, где в 1732— 1740 годах добывалось самород ное серебро. От былого предприятия поч ти ничего не сохранилось, кроме воспо минаний. ” Мы с трудом могли различить четыре рудокопные ямы: Орел, Надежду, Курт и Боярскую” ,— замечает путешест венник. ( Окончание на 4-й стр. і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz