Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 34, 38, 41, 43, 44, 46, 48.) 8.СОЧИНЕН! БРАТЬЕВМАКСИМОВЫХ Братья Максимовы приезжали на Кольский полуостров порознь — Сергей Васильевич в 1856 году, Николай Васи­ льевич — в 1892 году. У них мало общего: Сергей (1831— 1901) —- лисэтель-этно- граф с большой известностью, а Николай (1843— 1900) — военный моряк, участник боевых действий против Турции (ранен под Плевной). С. В. Максимов, посетив по заданию Морского ведомства приполярные окра­ ины России, опубликовал в 1859 году двухтомный труд "Год на Севере” , в ко­ тором три обширные главы посвящены нашему краю: "К о л а ” , "Мурман” , ’’Тер­ ский берег Белого моря” . С. В. Максимов •— исследователь ода­ ренный, чуткий к слову, умеющий рас­ положить к себе собеседника. Его глав­ ный способ познания народной жизни — расспрос старожилов, людей разных сословий и занятий, обычно бывалых и хорошо знающих свое дело. Записи бе­ сед сохраняют колорит поморской речи с массой своеобразных названий и выра­ жений. Максимов приводит рассказ старика колянина о лопарях: "Добрый, хлебо­ сольный народ... Придешь к нему в вежу — всем потчует. Вчерашней рыбы не даст, а живую тащит, сегодняшнюю... Ты с ним крестом поменяйся, крестовым братом назови, так он за тебя тогда душу свою заложит и выкупать не станет...” На Основе личных наблюдений и рас­ сказов местного населения Максимов от­ мечает тесные и неизменно дружествен­ ные отношения русских и лопарей: "Ло­ пари охотно и часто выселяются ближе к русским селениям и не строят уже сво­ их погостов далеко в глуби Лапландии. Так же охотно, особенно в последнее время, они женятся на русских девуш­ ках” . В пожаре 1854 года погиб девятна­ дцатиглавый Воскресенский собор — краса и гордость Колы. Старожил — собеседник Максимова говорил: ' Ко­ лы-то ж аль... Пуще того жаль собора на­ шего; такой он был приглядный, хороший, таким благолепием сиял, особенно вон с горы Соловараки — все отдай, да мало. Очень его ж аль!” . И затем поведал легенду: "Строил со­ бор мастер не из наших. Построил он много церквей по Поморью... почесть что задаром... Я-де Богу работаю, мзды боль­ шой не приемлю. Так построил в Шунге церковь. Позвали к нам в Колу. Согласил­ ся... и у нас соорудил церковь... Народ собрался весь, и стар и мал; лопари, слышь, наехали из самых дальних пого­ стов... Молебен отпели, староста с шап­ кой мастера обошел народ: накидали де­ нег много... — К вам, говорит, православ­ ные, слово и дело. Пойдем, говорит, вместе на реку Тулому... Пошли, смотрят. Подошел он к крутому берегу, вытащил из-за пояса своего топор, размахнулся, бросил его в воду и выкрикнул: — Не было такого мастера на свете, нет и не будет!.. И с той поры, сказывают старики сколько ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных. никуда не по­ шел, топора не брал в руки..." С. В. Максимов показывает особеннос­ ти местного быта. Коляне в течение года пять раз выходят на мурманские промыс­ лы — вешние, летние, подосенние, осен­ ние и зимние. "Мы,— рассказывал коля­ нин старик,— домой-то ходим только ото­ греться да на праздники большие, по за­ вету отцовскому... Пображничаешь... не- делю-другую, да и опять... в море". Раз­ гульно празднуются святки, масленица и святая неделя (пасха): "На те поры у нас и песня, и сказка, и ребята со звездой ходят и стих поют, и хухольники (ряженые) бродят, и все такое” . На Мурманском берегу пришлые помо­ ры пируют и величаются во время прибы­ тия хозяйской лодьи с припасами: "С та ­ нем, братцы, хозяина ноне чествовать... Трои-четверо суток пьет, и поет, и пляшет весь промысловый люд” . Работать не спешат: "Ты нам не указывай: сами хозя­ ева! Вот хотим на ярус ехать — едем, а нет, так хоть лыки дери ты с нас... Рому давай, коньяку давай! Водки мы вашей поморской и знать не хотим ...” В непогоду "между делом досужие мастера работают разные безделушки: модели корабликов... голубков из лучи­ нок... поются старины стародавние про Романа Митриевича, про Егория-света храброго, про царя Ивана Грозного... тя­ нется целый ряд волшебных сказок про Бабу Ягу Костяную ногу, про царя Берен­ дея, про Яшку Красную рубашку... "Трудно найти хоть один стан на всем Мурмане,— пишет С. В. Максимов,— в котором бы не нашелся свой потешник — душа и любимец общества... Всегда непринужденная веселость, бойкая речь, знание присловий и пословок и умение вклеить их в разговор кстати и у места, простая, но меткая и безобидная шутка... — вот особенности... шутника, балясни­ к а ” . В Поморье бытовала поговорка: ’ Кола — город-крюк, а народ в нем уда: что ни слово, то и зазубра” . Коляне носили про­ звище "чинятники” (занимались почин­ кой промысловых судов). С. В. Максимов записал предание о разбойнике Анике, бравшем с поморов тяжелую дань и всячески издевавшемся над ними, пока его не победил в поедин­ ке молодой рыбак, обладавший невидан­ ной силой. В подтверждение истинности предания рассказчики указывали на "ма­ хонький островок” у Корабельной губы полуострова Рыбачий — "зовут его Ани­ киным” , есть "куча камней — Аникиной могилой в народе слывет” . Проезжая вдоль Терского берега, Мак­ симов и его спутники высадились на не­ большом острове Медвежий, где в 1732— 1740 годах добывалось самород­ ное серебро. От былого предприятия поч­ ти ничего не сохранилось, кроме воспо­ минаний. ” Мы с трудом могли различить четыре рудокопные ямы: Орел, Надежду, Курт и Боярскую” ,— замечает путешест­ венник. ( Окончание на 4-й стр. і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz