Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед (Начало в № 34, 38, 41, 43, 4 6.) 7. ОЧЕРКИ СОЛОВЦОВА Историку нужны источники разных вре­ мен и проистекающие из разной среды. Жизнь очень многообразна, и хорошо, ког­ да она запечатлена зорким и умным на­ блюдателем. Таким бытописателем Кольского Севера являлся Константин Александрович Со- ловцов. Он происходил из дворян Смолен­ ской губернии, окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге, с декабря 1855 года заведовал Кольским лесничеством. Во время разъездов по Лапландии и Поморью Соловцов познакомился с жизнью местно­ го населения и написал серию очерков о быте народа, опубликованных в 1861 году в "Архангельских губернских ведомостях". Наибольшее внимание автора уделено Коле, которая в августе 1854 года подвер­ глась яростной бомбардировке англий­ ским фрегатом "Миранда". "Город вы­ жжен почти весь,- пишет Соловцов,- в са­ мой середине его, на площади, одиноко стоят обгорелые стены каменной церкви... Позади ее уцелели от разрушения: единст­ венный во всем городе каменный дом уез­ дного казначейства и три обывательские деревянные дома. Этим строениям цер­ ковь служила защитою от неприятельских зажигательных снарядов. Уцелел еще пра­ вый конец города, называемый Верховье, состоящий из 12 или 15 ветхих лачуг, кото­ рые от действия неприятельской артилле­ рии защищены были выдающимся в виде мыса берегом реки. По обширным пожа­ рищам в беспорядке разбросаны в разных местах наскоро сделанные вежи (землян­ ки) и избушки, где нашли первый приют разоренные неприятелем бедные семей­ ства... Кучи бревен, срубы и начинающие­ ся постройки - показывают, что Кола начи­ нает поправляться после постигшей ее ка­ тастрофы". Соловцов дает обзор всех промыслов колян, отмечает ряд новых моментов. Ко- ляне полярной ночью, "ежеминутно рискуя погибнуть", в труднейших условиях бурно­ го моря занимались ловом трески на Мур­ мане. "Одно только железное здоровье сроднившихся с морем колян может выне­ сти эти труды,- пишет Соловцов.- Свежую треску в замороженном виде в ноябре и декабре отправляют на Шунгскую ярмарку (Олонецкой губернии), откуда она под именем лабардани идет на продажу в Санкт-Петербург и Москву, а выловленная в январе и феврале потребляется в Коле". Появился промысел акул в Кольском за­ ливе. Первым, в 1855 году, начал ловить акул норвежец Андерс Ульсен, поселив­ шийся в Коле и известный в России как Иван Алексеевич Суль, по прозвищу Акулья Смерть. Его примеру последовали и другие. В 1860 году коляне добыли около 800 пудов акульего жира, который весь продали в Норвегии. Промышляли акул с января до начала апреля, когда коляне уходили к Цып-Наволоку на вешний лов трески. Соленую, вяленую и копченую семгу ста­ ли сбывать не только в Архангельске и Шунге, но и возить в Петербург. "Кольский купец Базарный в 1856 году,- сообщает Соловцов,- построил большую мореход­ ную шхуну, поднимающую грузу до 18000 пудов (295 тонн), и значительную часть кольской семги, вместе с другими товара­ ми, стал на ней отправлять прямо в Санкт- Петербург". Поставлялась в столицу и кольская морошка; хорошо приготовлен­ ная, она пользовалась "заслуженною сла­ вою". В 1859 году кольский торговец про­ дал морошки в Петербурге более чем на 500 рублей серебром. "В одном купече­ ском семействе в Коле,- мимоходом заме­ чает Соловцов,- показывали мне золотые часы - подарок Александра I за доставле­ ние к Его Двору морошки с Айновых ост­ ровов". "Кольские мастера,- по словам лесниче­ го,- считаются лучшими строителями шняк... Груза поднимает шняка от 500 до 800 пудов... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без снастей и других принадлежностей, от 40 до 60 руб­ лей серебром ... На каждую шняку потреб­ но 34 сосновых и елевых бревен..." Образно и живо рисует Соловцов "жизнь в Коле". Вот лишь один пассаж: "Наступает март, и коляне с нетерпением ждут прихо­ да мурманщиков; застучали топоры - и шняки стали вырастать словно из земли, как грибы; женщины пекут целые горы ша- нег и житников для дорогих гостей; пове­ ренный питейного откупа беспрестанно то­ ропливыми шагами ходит из подвала в ка­ бак, приготовляя как можно более полу- штофиков и осьмушек со Светланою , си- нопкою и другими специальными питиями. Кола ожила: показалась первая партия мурманщиков, и раздались звуки нестрой­ ной песни и пискливой гармоники; увели­ чивается прилив мурманщиков, а с ними и шум. В это время Кола живет какою -то усиленною жизнью. Мурманщиков скоп­ ляется в Коле до 5000, и тогда она пред­ ставляет странный вид какого-то цыган­ ского табора. Для всех мурманщиков в Коле нет помещения в домах; они распо­ лагаются, где только могут: в банях, в пус­ тых анбарах и нарочно сделанных шалашах и палатках. Везде разложены огни и на них котелки с вечною трескою; на улицах тол­ котня, как на рынке..." А вот описание "внутренности польских домов". У "кольского богача комнаты про­ сторные и светлые, убранство их не отли­ чается вкусом... разнокалиберная мебель, огромная кровать с горою перин и поду­ шек, ситцевый полог, медные кубы, дюжи­ на самоваров, картины суздальской рабо­ ты в золотых рамах". У "бедного мещани­ на... половину избы занимает русская печь, духота нестерпимая, острый запах трески: пол, стены и потолок тщательно вымы­ т ы ..." Скотоводство развито слабо - по всей Коле 9 лошадей, 15 коров,, столько же оле­ ней и не более 50 овец. "Много собак се­ верной породы; их держат в Коле для воз­ ки дров, воды, ягеля и сена". Кольские коровы "малорослы, худощавы... и весьма блудливы: съедают все попадающееся им на улице - рогожи, веревки, сети, разве­ шанное для просушки белье и прочее, за что между женщинами иногда бывают за­ бавные ссоры". Достойна внимания характеристика ко­ лян: "Они вежливы в обращении, не пред­ аются пьянству; воровства между ними нет; уголовные преступления весьма ре­ дки. Выражение лица открытое и веселое. Почти все мужчины и многие женщины грамотны. От частых сношений с Норве- гиею умственное развитие их выше, неже­ ли у мещан других городов. Они показы­ вают сочувствие к главным вопросам века (речь идет об отмене крепостного права. И. У .); кое-кто из них даже читают газеты и интересуются политическими происше­ ствиями. Потребность чтения в Коле дока­ зывается существовавшею до сих пор у мещанина Хохлова библиотекой, в которой многие книги от частого употребления бы­ ли совершенно истрепаны... Приходское училище посещается детьми охотно. Чис­ тота нравов в Коле замечательна... сквер­ нословия не слышно... Коляне вообще на­ божны; каждый праздник церковь Божия полна народа... Нет ни одного раскольни­ к а... но все вообще имеют привязанность к иконам старинного письма, и все без ис­ ключения знаменуются двухперстием..." Соловцов дает описание одежды, жен­ ских нарядов, некоторых обычаев, нако­ нец, показывает особенности речи колян. Так, сапоги называются в Коле бахилы, кафтан - бострюк, куча камней - гурья, мышь - гнус, рукавицы - дельницы, хорошо - дородно, лесная дорога - тайбола, салаз­ ки - чунки и т. д. Немало интересных зарисовок содержат очерки Соловцова "Печенга", "Айновы ос­ трова", "Фильманы" "Мотка" (Ура), "Торос острова", "Гаврилово” , "Святой Нос", "По­ ной", "Каменный погост", "Имандра". Рассказывается, что на могиле Трифона стояла новая, "несколько роскошная" Сре­ тенская церковь: "иконостас суздальской живописи с ярко позолоченною резьбою; некоторые иконы в посеребренных окла­ дах, пелены, ризы, паникадила, подсвечни­ ки - все новенькое, посеребренные и из порядочной парчи... гробницы святого Трифона и его сподвижников покрыты хо­ рошими шелковыми покровами". Соловцов дает также подробное описа­ ние древнейшей церкви Бориса и Глеба на Пазреке. Любопытно и такое сообщение: "Еж е­ годно 2 февраля, в день Сретения Господ­ ня, в Печенге празднуется память святого Трифона. К этому празднику приезжают богомольцы из Колы, Кеми и поморских селений; съезжаются окрестные лопари; стечение народа бывает иногда до тысячи человек. День этот зовется ярмаркою, по­ тому что приезжают и несколько торгашей из Колы и других мест с рыбою, солью, платками, тесемками, сережками и други­ ми крестьянскими товарами... Лопари имеют обыкновение делать преимущест­ венно в этот день разные приношения в пользу Сретенской церкви: оленей, рыбу, оленье мясо, меха, разные хозяйственные вещи... Мне объяснили: ...в се приношения делаются святому Трифону". Во время поездки по морю из Колы в село Поной, в начале мая, Соловцов на­ блюдал близ Лумбовки прибытие лопарей из зимнего погоста в свое летнее стойби­ ще: "Длинною, нескончаемою вереницею тянулся обоз маленьких санок, запряжен­ ных оленями в одиночку; за ними олени с навьюченными спинами. На этих санках и вьюках было все движимое имущество ло­ парей, между которым,там и сям торчали детские головки. По бокам, кучками, шли лопари и лопки, весело разговаривая; дети резвились и шныряли между взрослыми. Шествие это растянулось версты на две; его замыкало порядочное стадо домашних оленей, конвоируемое несколькими десят­ ками малорослых и косматых собак тузем ­ ной породы". Очерки Соловцова правдиво отражают жизнь Кольского Севера середины XIX ве­ ка. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz