Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед (Начало в № 34, 38, 41, 43, 4 6.) 7. ОЧЕРКИ СОЛОВЦОВА Историку нужны источники разных вре мен и проистекающие из разной среды. Жизнь очень многообразна, и хорошо, ког да она запечатлена зорким и умным на блюдателем. Таким бытописателем Кольского Севера являлся Константин Александрович Со- ловцов. Он происходил из дворян Смолен ской губернии, окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге, с декабря 1855 года заведовал Кольским лесничеством. Во время разъездов по Лапландии и Поморью Соловцов познакомился с жизнью местно го населения и написал серию очерков о быте народа, опубликованных в 1861 году в "Архангельских губернских ведомостях". Наибольшее внимание автора уделено Коле, которая в августе 1854 года подвер глась яростной бомбардировке англий ским фрегатом "Миранда". "Город вы жжен почти весь,- пишет Соловцов,- в са мой середине его, на площади, одиноко стоят обгорелые стены каменной церкви... Позади ее уцелели от разрушения: единст венный во всем городе каменный дом уез дного казначейства и три обывательские деревянные дома. Этим строениям цер ковь служила защитою от неприятельских зажигательных снарядов. Уцелел еще пра вый конец города, называемый Верховье, состоящий из 12 или 15 ветхих лачуг, кото рые от действия неприятельской артилле рии защищены были выдающимся в виде мыса берегом реки. По обширным пожа рищам в беспорядке разбросаны в разных местах наскоро сделанные вежи (землян ки) и избушки, где нашли первый приют разоренные неприятелем бедные семей ства... Кучи бревен, срубы и начинающие ся постройки - показывают, что Кола начи нает поправляться после постигшей ее ка тастрофы". Соловцов дает обзор всех промыслов колян, отмечает ряд новых моментов. Ко- ляне полярной ночью, "ежеминутно рискуя погибнуть", в труднейших условиях бурно го моря занимались ловом трески на Мур мане. "Одно только железное здоровье сроднившихся с морем колян может выне сти эти труды,- пишет Соловцов.- Свежую треску в замороженном виде в ноябре и декабре отправляют на Шунгскую ярмарку (Олонецкой губернии), откуда она под именем лабардани идет на продажу в Санкт-Петербург и Москву, а выловленная в январе и феврале потребляется в Коле". Появился промысел акул в Кольском за ливе. Первым, в 1855 году, начал ловить акул норвежец Андерс Ульсен, поселив шийся в Коле и известный в России как Иван Алексеевич Суль, по прозвищу Акулья Смерть. Его примеру последовали и другие. В 1860 году коляне добыли около 800 пудов акульего жира, который весь продали в Норвегии. Промышляли акул с января до начала апреля, когда коляне уходили к Цып-Наволоку на вешний лов трески. Соленую, вяленую и копченую семгу ста ли сбывать не только в Архангельске и Шунге, но и возить в Петербург. "Кольский купец Базарный в 1856 году,- сообщает Соловцов,- построил большую мореход ную шхуну, поднимающую грузу до 18000 пудов (295 тонн), и значительную часть кольской семги, вместе с другими товара ми, стал на ней отправлять прямо в Санкт- Петербург". Поставлялась в столицу и кольская морошка; хорошо приготовлен ная, она пользовалась "заслуженною сла вою". В 1859 году кольский торговец про дал морошки в Петербурге более чем на 500 рублей серебром. "В одном купече ском семействе в Коле,- мимоходом заме чает Соловцов,- показывали мне золотые часы - подарок Александра I за доставле ние к Его Двору морошки с Айновых ост ровов". "Кольские мастера,- по словам лесниче го,- считаются лучшими строителями шняк... Груза поднимает шняка от 500 до 800 пудов... Ежегодно в Коле строят от 30 до 80 шняк. Цена шняки, без снастей и других принадлежностей, от 40 до 60 руб лей серебром ... На каждую шняку потреб но 34 сосновых и елевых бревен..." Образно и живо рисует Соловцов "жизнь в Коле". Вот лишь один пассаж: "Наступает март, и коляне с нетерпением ждут прихо да мурманщиков; застучали топоры - и шняки стали вырастать словно из земли, как грибы; женщины пекут целые горы ша- нег и житников для дорогих гостей; пове ренный питейного откупа беспрестанно то ропливыми шагами ходит из подвала в ка бак, приготовляя как можно более полу- штофиков и осьмушек со Светланою , си- нопкою и другими специальными питиями. Кола ожила: показалась первая партия мурманщиков, и раздались звуки нестрой ной песни и пискливой гармоники; увели чивается прилив мурманщиков, а с ними и шум. В это время Кола живет какою -то усиленною жизнью. Мурманщиков скоп ляется в Коле до 5000, и тогда она пред ставляет странный вид какого-то цыган ского табора. Для всех мурманщиков в Коле нет помещения в домах; они распо лагаются, где только могут: в банях, в пус тых анбарах и нарочно сделанных шалашах и палатках. Везде разложены огни и на них котелки с вечною трескою; на улицах тол котня, как на рынке..." А вот описание "внутренности польских домов". У "кольского богача комнаты про сторные и светлые, убранство их не отли чается вкусом... разнокалиберная мебель, огромная кровать с горою перин и поду шек, ситцевый полог, медные кубы, дюжи на самоваров, картины суздальской рабо ты в золотых рамах". У "бедного мещани на... половину избы занимает русская печь, духота нестерпимая, острый запах трески: пол, стены и потолок тщательно вымы т ы ..." Скотоводство развито слабо - по всей Коле 9 лошадей, 15 коров,, столько же оле ней и не более 50 овец. "Много собак се верной породы; их держат в Коле для воз ки дров, воды, ягеля и сена". Кольские коровы "малорослы, худощавы... и весьма блудливы: съедают все попадающееся им на улице - рогожи, веревки, сети, разве шанное для просушки белье и прочее, за что между женщинами иногда бывают за бавные ссоры". Достойна внимания характеристика ко лян: "Они вежливы в обращении, не пред аются пьянству; воровства между ними нет; уголовные преступления весьма ре дки. Выражение лица открытое и веселое. Почти все мужчины и многие женщины грамотны. От частых сношений с Норве- гиею умственное развитие их выше, неже ли у мещан других городов. Они показы вают сочувствие к главным вопросам века (речь идет об отмене крепостного права. И. У .); кое-кто из них даже читают газеты и интересуются политическими происше ствиями. Потребность чтения в Коле дока зывается существовавшею до сих пор у мещанина Хохлова библиотекой, в которой многие книги от частого употребления бы ли совершенно истрепаны... Приходское училище посещается детьми охотно. Чис тота нравов в Коле замечательна... сквер нословия не слышно... Коляне вообще на божны; каждый праздник церковь Божия полна народа... Нет ни одного раскольни к а... но все вообще имеют привязанность к иконам старинного письма, и все без ис ключения знаменуются двухперстием..." Соловцов дает описание одежды, жен ских нарядов, некоторых обычаев, нако нец, показывает особенности речи колян. Так, сапоги называются в Коле бахилы, кафтан - бострюк, куча камней - гурья, мышь - гнус, рукавицы - дельницы, хорошо - дородно, лесная дорога - тайбола, салаз ки - чунки и т. д. Немало интересных зарисовок содержат очерки Соловцова "Печенга", "Айновы ос трова", "Фильманы" "Мотка" (Ура), "Торос острова", "Гаврилово” , "Святой Нос", "По ной", "Каменный погост", "Имандра". Рассказывается, что на могиле Трифона стояла новая, "несколько роскошная" Сре тенская церковь: "иконостас суздальской живописи с ярко позолоченною резьбою; некоторые иконы в посеребренных окла дах, пелены, ризы, паникадила, подсвечни ки - все новенькое, посеребренные и из порядочной парчи... гробницы святого Трифона и его сподвижников покрыты хо рошими шелковыми покровами". Соловцов дает также подробное описа ние древнейшей церкви Бориса и Глеба на Пазреке. Любопытно и такое сообщение: "Еж е годно 2 февраля, в день Сретения Господ ня, в Печенге празднуется память святого Трифона. К этому празднику приезжают богомольцы из Колы, Кеми и поморских селений; съезжаются окрестные лопари; стечение народа бывает иногда до тысячи человек. День этот зовется ярмаркою, по тому что приезжают и несколько торгашей из Колы и других мест с рыбою, солью, платками, тесемками, сережками и други ми крестьянскими товарами... Лопари имеют обыкновение делать преимущест венно в этот день разные приношения в пользу Сретенской церкви: оленей, рыбу, оленье мясо, меха, разные хозяйственные вещи... Мне объяснили: ...в се приношения делаются святому Трифону". Во время поездки по морю из Колы в село Поной, в начале мая, Соловцов на блюдал близ Лумбовки прибытие лопарей из зимнего погоста в свое летнее стойби ще: "Длинною, нескончаемою вереницею тянулся обоз маленьких санок, запряжен ных оленями в одиночку; за ними олени с навьюченными спинами. На этих санках и вьюках было все движимое имущество ло парей, между которым,там и сям торчали детские головки. По бокам, кучками, шли лопари и лопки, весело разговаривая; дети резвились и шныряли между взрослыми. Шествие это растянулось версты на две; его замыкало порядочное стадо домашних оленей, конвоируемое несколькими десят ками малорослых и косматых собак тузем ной породы". Очерки Соловцова правдиво отражают жизнь Кольского Севера середины XIX ве ка. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz