Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Иван УШАКОВ, краевед Продолжение. Начало в № 34, 38, 39, 41 , 42, 44.) 6. ОПИСАНИЕ 1786 ГОДА У каждой эпохи своя жизнь. Во време на Екатерины II, в так называемый век просвещения, возникло движение в рус ском образованном обществе за всесто роннее познание Родины. Стали состав ляться топографические описания губер ний. Архангельским краем управлял гене рал-губернатор Т. И. Тутолмин. Под его руководством наиболее толковые чинов ники и местные старожилы собрали мате риалы по анкете, содержавшей 53 воп роса. На основе подворной переписи со здавались "экономические ведомости” на каждое селение. Объяснения давали сами жители на сходе, причем старосты и десятские заверяли правильность пока заний "рукоприкладством” — своими подписями или клеймами. Полученные таким образом сведения вошли в общее "Описание Архангельской губернии” , за конченное в 1786 году. По обилию фактического материала и его ценности это один из лучших источ ников по истории Русского Севера. Опи сание содержит сведения о численности и занятиях населения, домашнем быте, одежде, обуви, жилищах, нравах и обы чаях, грамотности, болезнях, продолжи тельности жизни, браках, имущественном положении разных групп жителей; по географии — о реках, озерах, рельефе местности, о климате, животном и рас тительном мире, полезных ископаемых, путях сообщения, явлениях природы — северных сияниях, наводнениях и т. д. Обстоятельно описаны морские про мыслы на Мурмане. На них "выезжают ранее всех из Колы на шняках, и имянно в начале апреля... Дабы не опустить вре мя, архангельские, холмогорские и онег- ские рыбные промышленники и поморы отправляются в Колу пешком; ребята же, которые приемлются столько ж для по мощи, сколько и для навыка, и кои назы ваются зуйки и наживочники, едут с ними в небольших дровенках на собаках, кото рых в обозе случается до ста и более... В начале июня из Архангельска, Онеги и из Поморья отправляют мореходные суда, называемые лодьи, на которых вся кой хозяин в свое становище к будущему году посылает хлебные припасы, соль на соление рыб, морские снасти и дрова, коих на всем Ледовитом берегу нет” . В80-е годы XVIII века процветали шпиц бергенские промыслы. В них участвовали и коляне. "Из Колы, — говорится в Опи сании,— суда отправляются на Грумант в мае месяце” , берут с собой большой запас продовольствия, в том числе сос новые шишки, кислое молоко, "паче ж всего морошку, которая, как и молоко, почитается за наилучшее предохрани тельное средство от цинги” . Превосходно обрисованы способы ло ва рыбы и охоты на морского зверя. Са мым "прибыточнейшим промыслом в Ар хангельском наместничестве" назван вы лов трески и палтуса на Мурмане. "С ель дяной промысел,— отмечается в Описа нии,— почитается первым по тресковому: лутчий оных лов бывает в августе и сен тябре... в Кандалакшской губе при селах Кандалакше, Ковде и Керети... Сельдь ходит великими станицами и по Мурман скому берегу” . Бочка сельдей ” в три с половиной пуда” стоит в Архангельске 1 рубль 20 копеек, а соленая треска — от 25 до 40 копеек за пуд. Показан общий объем промысловой добычи: "В прошлом 1785 году на пришед ших к городу Архангельску 146 лодьях, 109 кочмарах, 5 весновальных карбасах и 6 шняках, на которых находилось 2198 человек, привезено было и продано ры бы соленой и сухой, сала, кож звериных, перья, пуху и прочего на 141823 рубля” . Приводятся интересные сведения о местах сбыта и назначении продуктов арктического промысла. Так, мурманская треска кроме потребления в Архангель ском наместничестве "развозится на про дажу в Санкт-Петербург, в Москву, в Ус тюг и в Вологду... Семга свежая, соленая и копченая более отвозится в Петербург и в Москву... Пух гагачий, очищенный в Архангельске, развозят во все места и чистого пуд продают от 60 до 70 рублей. Кожи морских зверей выделывают в Ар хангельске, а серковые и в Соловецком монастыре, где оные с отменным искус ством чернят как козлы и замши. Мор жовые кожи идут на ремни для дорож ных карет и колясок... для гужей к хому там, серковые — для обивки сундуков и ящиков, а черненые — для сапогов и кенег; более ж кожи сии идут в Кяхту и составляют немалый торг с китайцами. Кожи морских зайцев и белужьи расхо дятся по Архангельской губернии, пер вые для подошв у простого народа и воз- жей, а последние — на шлеи к хому там ..." Наш край географически назывался Российской Лапландией, а администра тивно — Кольской округой. В 1780 году в ее пределы вошли Варзужская и Умб- ская волости, ранее состоявшие в Двин ском уезде. Кола перестала быть крепостью. В го роде проживало всего лишь 806 человек (452 мужчины и 354 женщины). 73 мещан ских семьи числились промысловыми, 17 — ремесленными и 3 — торговыми. В Коле было 136 домов, 8 лавок, 4 куз ницы, 65 судов (2 гукора, 10 лодей и 53 шняки). Демографическая картина Терского берега выглядела следующим образом: село Кандалакша — 63 двора, 295 жи телей; село Порьегуба — 15 дворов, 88 жителей; Умбская волость (три селе ния) — 46 дворов, 300 жителей; Варзуж ская волость (семь селений) — 185 дво ров, 1106 жителей; Тетринская слобод ка — 5 дворов, 43 жителя: деревня Пяли- ца — 15 дворов, 72 жителя и село По ной — 6 дворов, 20 жителей. Среди поморского населения довольно высокая по тому времени грамотность. Так, в Варзуге грамотных мужчин насчи тывалось 52 человека (в 37 дворах), в Ум- бе — 25 человек (в 12 дворах), в Кан далакше — 35 человек (в 24 дворах). Встречаются зажиточные крестьяне. Варзужанин Яким Кузнецов имел 3 коро вы, 12 овец, 12 оленей, мореходное судно — "кочмару, именуемую "Святой Димит рий” ... ездит на Мурманский берег и про мышляет треску удьбою и продает там на месте свежую приезжающим из разных мест покупателям...” Устин Логинов "имеет два мореходных судна: кочмару "Святой Иоанн" и другую, именуемую "Святой С теф ан "... на морских тонях ло вит семгу и на льдах побойкою из вин товок промышляет лысунов и серку, а то вар свой отвозит на собственных своих кочмарах для продажи в Архангельск". В экономической ведомости Варзуж- ской волости к числу несостоятельных отнесены 11 семей "бездомовых” (жили на чужом подворье в работниках), а так же 6 мужчин и 20 женщин, "питающихся милостынею” . В Умбской волости "бед ных, не платящих подушных податей, 18 человек; питающихся милостынею ни щих 15” . О своем домашнем быте кандалакша- не сказали: "Коров содержат по одной, по две и до трех в доме, кормят зимою сеном и белым мхом... В пищу употребля ют по большей части в посты хлеб, капус ту, репу, рыбу, губы (грибы) и ягоды, а в мясоеды и молоко, а пьют всегда квас... В зиму упражняются (занимаются) в заготовлении к весне рыболовных се тей, тож и бочек для сельдяного промыс ла, а летом косят сено и ловят рыбу, осенью сено и дрова к домам возят,,. Женщины и девки в зиму прядут и вяжут, а весной ткут, летом косят сено и гребут, тако ж и рыбу ловят... ягоды и губы соби рают... Для возки ямских подвод содер жат 8 лошадей, а оленей 100... В доброй (благополучный) год заводной (имеющий судно и снасти) и рукодельной крестья нин может получить деньгами около 30 рублев” , на уплату подушной подати и мирских сборов требуется "около 7 руб лей с души” (мужского пола). Кому сколько платить, решают на сходе: "Р а с кладка бывает на достаточных крестьян, по имуществам их, излишнее полагается, а на средних и маломожных... со умень шением по состоянию крестьянина и воз расту детей мужеска полу” . На вопрос об увеселениях крестьяне отвечали: "на лошадях и оленях гуляю т” , "бывают дневные игрища и горы... О свя той недели (пасхе) качели, о троицыне и покрове днях хороводы бывают” . Содержательны зарисовки лопарского быта. Терские (понойско-иокангские) ло пари сообщили: "В пищу употребляют... большею частию оленье и куропачье мя со... Хлеб запасают покупкою у разных людей по малой части ржаной муки, и из оной муки без закваски делают по их названию рески, наподобие русского ко лоба и пекут на очагу при роскладенном огню... Зимою упражняются в делании для себя кереж (санок) и для ловли зве рей ловушек и в промысле диких оленей и разных зверей... Рыбу промышляют в реках семгу и кумжи, в год семги ловят пудов пятьсот и более... а в озерах ловят сетьми сиги, щуки и протчие рыбы... Жен щины и девки промышляют на пищу куро- патей и достают к вежам дрова, шьют каньги (меховые полусапожки) и печки (шубы)... Мужчины зимою промышляют на тросах (льдах) лысучей (тюленей) и не рпу стрельбою из ружей". Одинокий "не пьющий лопарь" получает дохода до 25 рублей, а семейный — до 50 рублей в год. "Русский.язык сами знают и жены и дети их тож ” . Наиболее богатые тер ские лопари имели по 300— 500 оленей. Хозяйственный уклад лопарей в раз ных погостах не одинаков. Во внутренней Лапландии преобладало озерное рыбо ловство, на Мурманском побережье главным занятием являлись тресковые промыслы. Пазрецкие лопари, одиннадцать семей, промышляли "на море в удебных судах тройниках рыбу треску, палтосину, пик- шуй и сайду” ; на зиму уходили в леса, где имели "построенные небольшие избы", занимались охотой, а добытых "лисиц, горностаев, медведей, волков и оленей продают кольским купцам” . Подсобное значение имело речное и озерное рыбо ловство, изготовление на продажу лодок и кережек. Все необходимое покупалось в Коле или у приезжих торговцев: мед ные котлы, ружья, пенька, ткани, ржаная мука, соль и прочее. Лопари Сонгельского погоста ходили на мурманские промыслы "из покруту (найму) у кольских жителей... зимою же заготавляют бревна и тес на домовое строение в Колу, делают небольшие кар- баски на продажу и промышляют стрель бою из ружей диких оленей, белок, куниц и лисиц"; в жилищах "имеют ставцы и блюдье деревенные, а пищу варят в медных котлах” . В центральной и западной Лапландии почти совсем не занимались оленеводст вом. Только для транспортных нужд дер жали от 5 до 15 животных. Полностью Описание 1786 года не опубликовано, хранится частями в раз ных архивах. В 1916 году издано исследо вание "Архангельская губерния по С та тистическому описанию 1785 года” ; один из вариантов ’’Описания рыбных и звери ных морских промыслов” напечатан в сборнике "Культура Русского Севера" (Л., 1988). ( Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz