Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГ № блоб Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в Ne 34.) 2. СООБЩЕНИЕ САЛИНГЕНА Памятников истории о начале освоения Мурмана русскими людьми сохранилось немного. Тем ценее документальные сви детельства голландца Симона ван Салин- гена, написавшего "Сообщение о земле Лопии", или иначе "Донесение о Лаплан дии" (1591 год). Салинген прибыл на Мурман в 1566 году а качестве бухгалтера Антверпенской торговой компании. Затем он отделился от нее, стал вести самостоятельную тор говлю на Мурмане и в Поморье. Иноземец быстро овладел русской раз говорной речью, совершил поездку из Ко лы в Новгород Великий, убедил русских купцов привозить свои товары не на Дви ну, где господствовали монополисты-анг личане, а на Мурман, куда съезжались корабли разных стран и можно было про дать товары гораздо выгоднее, чем у Хол- могор. Салинген находился в России в то вре мя, когда свирепствовав опричный тер рор, который затронул и Поморье. Пытли вый голландец постоянно вел записи о своих делах и встречах с русскими людь ми. "Сообщение" Салингена - еще один голос истории, притом голос человека на блюдательного и умного. Что же он нам поведал? В записках Салингена содержится пер вое достоверное известие о Коле - рыбац ком поселке, основанном русскими помо рами в середине XVI столетия. "Когда ко рабль де Мейера пришел в Колу,- расска зывает Салинген,- там стояло не более трех дворов, в которых жили: известный в ту пору по имени Семен Вянзин, но затем он стал монахом и зовется уже Сергием Вянзиным, он был строителем монастыря Петра и Павла в Коле; второй - Филя Ус и старший среди них Мокроус и прочие (до мочадцы). Все они при появлении судна убежали в лес. Много дней никто из них не показывался. Печенгский штурман, при ведший наше судно в Колу, наконец оты скал их и объяснил, что мы люди кроткие, благочестивые, и уговорил их придти к нам". Сообщение датировано 1565 годом. Фамилии кольских первожителей - Ус, Мокроус - кандалакшские. По-видимому, основателями Колы являлись выходцы из Кандалакши. Салинген сообщает далее, что место пребыванием правителей "всей Лаплан дии" - Василия Алексеева и Давида Кони на - была Кандалакша. При проезде через Кандалакшу в 1568 году Салинген встретил в ней Феодорита, "слывшего за русского философа, так как он написал историю Карелии и Лапландии, а также осмелился составить письмен ность для карельского языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне,- говорит Салинген,- ал фавит и рукопись "Символ веры" и "Отче наш", им самим переведенные". Это чрезвычайно интересное сообщение. Оказывается, креститель кольских лопа рей, поселившись в Кандалакше, работал над созданием карельской письменности и истории Севера. Симон ван Салинген - единственный из деятелей XVI века, оставивший запись своей беседы с преподобным Трифоном. Вот ее полный текст: "Трифон рассказы вал мне о том, как он начал строить мона стырь на Печенге, что^побудило его к это му и как он до этогсЛошел и прочее. Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и рЗзорил на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел, поэтому он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом, не пить боль ше никаких хмельных напитков, не есть больше мяса и т. п. и прочее. Для этого он в одном месте, вверх от Печенгской губы, построил небольшую келью и взял с собой икону, перед которой молился Богу, про жил там значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, и кореньев и ягод, которые собирал в лесу. Молва об его святой жизни распространилась в других местах, и его стало посещать много наро да, прослышавшего об его келье. Так как они просили его о том, чтоб он построил тут церковь, где бы можно было совер шать богослужение, то он выстроил не большую часовню, куда пригласил черно го попа, который служил ему обедню и прочее, и тогда же надел он на себя кло бук (принял монашество). После построе ния часовни его стало посещать еще боль ше народу. Приезжали и рыбаки, которые жертвовали рыбу в пользу часовни. Бла годаря таким дарам построен был боль шой монастырь немного ниже по реке. Рыбаки приезжали также для постриже ния, когда их постигала болезнь. Однако еще в 1565 году монахов было всего око ло 20 и приблизительно 30 служек или монастырских работников. Но как только туда стали приходить корабли, в 1566 и 1567 годах, там появилось с товарами много народу из Холмогор, Каргополя и Шуи, которые все тоже жертвовали на украшение монастыря и на обращение и лопарей в русскую веру. В 1572 году, ког да мне пришлось там еще раз зимовать со своими судами, в монастыре было уже около 50 монахов и около 200 работни- ков-бельцев, которые все занимались по стройкой церкви". В этом сообщении можно отметить два момента. Первый: Трифон до появления в Лапландии был не разбойником, как ча сто пишут, а воином на границе. Второй: монастырь создавался не вопреки инте ресам окрестного населения, а при его поддержке. Промысловый люд испыты вал духовную потребность в храме, свя том месте. Приток населения на Мурман Салинген ставит в непосредственную связь с Ливон ской войной и опричниной Ивана Грозно го. "Когда во всей Московской и Новго родской области царила страшная тира ния,- пишет он,- народ бежал из России и Карелии и селился в Лапландии". Русские источники (писцовые книги и расспросные речи) лишь бегло упомина ют о "Басаргином правеже" - разгроме Поморья опричниками. Салинген, хотя и кратко, но яснее, передает суть проис шедшего: "В 1568 году жители Холмогор, принадлежавшие к опричнине великого князя, пожаловались ему на то, что жите ли Варзуги завладели их вотчиной, от чего произошел раздор... Тогда из Москвы был отправлен некто по имени Басарга Федорович с несколькими дворянами и челядью оштрафовать вместе с варзужа- нами деревни Шую, Кемь, Кереть, Канда лакшу и Умбу за то, что они не предупре дили раздора, происшедшего между жи телями Холмогор и варзужанами, и упо мянутый Басарга взыскал несколько ты сяч рублей с вышеназванных деревень". Каждое лето на Мурмане шла оживлен ная международная торговля под контро лем русских сборщиков дани и пошлин. Наконец царское правительство прислало для управления краем своего полномоч ного наместника. "В 1582 году,- пишет Салинген,- в Колу явился первый воевода Аверкий Иванович и устроил там для ино земцев гостиный двор, ^поставил весы с норвежскими гирями, стал собирать со всего десятину и ввел другие усовершен ствования". Это - важное известие и для истории Кольского Севера - введение воеводского управления краем, и существенная деталь в биографии крупнейшего писателя нача ла XVII века Авраамия Палицына (в миру Аверкия Палицына), автора классическо го произведения "История предыдущим родом" (последующим поколениям), час то называемого также "Сказанием о См у те". Показывая ход освоения Мурмана, Са линген сообщает далее: "В 1583 году Мак- сак Федорович построил в Коле первый острог, или бруствер. В 1584 году русские самоуверенно заявляли, что подданые его величества короля Датского здесь более самовольно не се л ятся..." Превращение Колы в военное укрепление - Кольский острог - знаменует новый этап ее истории: в течение двух веков она являлась форпо стом русской обороны на Севере, Как видим, Салинген оставил нам цен ный источник знаний об освоении Коль ского края в XVI веке. Кроме того, он составил довольно точную (по меркам то го времени) карту побережий Лапландии, описал навигационные условия для плава ния на Мурмане, определил астрономиче ские координаты различных пунктов по луострова. Он был одним из тех, кто зало жил основы русско-голландской торговли на Мурмане. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz