Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГ № блоб Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в Ne 34.) 2. СООБЩЕНИЕ САЛИНГЕНА Памятников истории о начале освоения Мурмана русскими людьми сохранилось немного. Тем ценее документальные сви­ детельства голландца Симона ван Салин- гена, написавшего "Сообщение о земле Лопии", или иначе "Донесение о Лаплан­ дии" (1591 год). Салинген прибыл на Мурман в 1566 году а качестве бухгалтера Антверпенской торговой компании. Затем он отделился от нее, стал вести самостоятельную тор­ говлю на Мурмане и в Поморье. Иноземец быстро овладел русской раз­ говорной речью, совершил поездку из Ко­ лы в Новгород Великий, убедил русских купцов привозить свои товары не на Дви­ ну, где господствовали монополисты-анг­ личане, а на Мурман, куда съезжались корабли разных стран и можно было про­ дать товары гораздо выгоднее, чем у Хол- могор. Салинген находился в России в то вре­ мя, когда свирепствовав опричный тер­ рор, который затронул и Поморье. Пытли­ вый голландец постоянно вел записи о своих делах и встречах с русскими людь­ ми. "Сообщение" Салингена - еще один голос истории, притом голос человека на­ блюдательного и умного. Что же он нам поведал? В записках Салингена содержится пер­ вое достоверное известие о Коле - рыбац­ ком поселке, основанном русскими помо­ рами в середине XVI столетия. "Когда ко­ рабль де Мейера пришел в Колу,- расска­ зывает Салинген,- там стояло не более трех дворов, в которых жили: известный в ту пору по имени Семен Вянзин, но затем он стал монахом и зовется уже Сергием Вянзиным, он был строителем монастыря Петра и Павла в Коле; второй - Филя Ус и старший среди них Мокроус и прочие (до­ мочадцы). Все они при появлении судна убежали в лес. Много дней никто из них не показывался. Печенгский штурман, при­ ведший наше судно в Колу, наконец оты­ скал их и объяснил, что мы люди кроткие, благочестивые, и уговорил их придти к нам". Сообщение датировано 1565 годом. Фамилии кольских первожителей - Ус, Мокроус - кандалакшские. По-видимому, основателями Колы являлись выходцы из Кандалакши. Салинген сообщает далее, что место­ пребыванием правителей "всей Лаплан­ дии" - Василия Алексеева и Давида Кони­ на - была Кандалакша. При проезде через Кандалакшу в 1568 году Салинген встретил в ней Феодорита, "слывшего за русского философа, так как он написал историю Карелии и Лапландии, а также осмелился составить письмен­ ность для карельского языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне,- говорит Салинген,- ал­ фавит и рукопись "Символ веры" и "Отче наш", им самим переведенные". Это чрезвычайно интересное сообщение. Оказывается, креститель кольских лопа­ рей, поселившись в Кандалакше, работал над созданием карельской письменности и истории Севера. Симон ван Салинген - единственный из деятелей XVI века, оставивший запись своей беседы с преподобным Трифоном. Вот ее полный текст: "Трифон рассказы­ вал мне о том, как он начал строить мона­ стырь на Печенге, что^побудило его к это­ му и как он до этогсЛошел и прочее. Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и рЗзорил на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел, поэтому он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом, не пить боль­ ше никаких хмельных напитков, не есть больше мяса и т. п. и прочее. Для этого он в одном месте, вверх от Печенгской губы, построил небольшую келью и взял с собой икону, перед которой молился Богу, про­ жил там значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, и кореньев и ягод, которые собирал в лесу. Молва об его святой жизни распространилась в других местах, и его стало посещать много наро­ да, прослышавшего об его келье. Так как они просили его о том, чтоб он построил тут церковь, где бы можно было совер­ шать богослужение, то он выстроил не­ большую часовню, куда пригласил черно­ го попа, который служил ему обедню и прочее, и тогда же надел он на себя кло­ бук (принял монашество). После построе­ ния часовни его стало посещать еще боль­ ше народу. Приезжали и рыбаки, которые жертвовали рыбу в пользу часовни. Бла­ годаря таким дарам построен был боль­ шой монастырь немного ниже по реке. Рыбаки приезжали также для постриже­ ния, когда их постигала болезнь. Однако еще в 1565 году монахов было всего око­ ло 20 и приблизительно 30 служек или монастырских работников. Но как только туда стали приходить корабли, в 1566 и 1567 годах, там появилось с товарами много народу из Холмогор, Каргополя и Шуи, которые все тоже жертвовали на украшение монастыря и на обращение и лопарей в русскую веру. В 1572 году, ког­ да мне пришлось там еще раз зимовать со своими судами, в монастыре было уже около 50 монахов и около 200 работни- ков-бельцев, которые все занимались по­ стройкой церкви". В этом сообщении можно отметить два момента. Первый: Трифон до появления в Лапландии был не разбойником, как ча­ сто пишут, а воином на границе. Второй: монастырь создавался не вопреки инте­ ресам окрестного населения, а при его поддержке. Промысловый люд испыты­ вал духовную потребность в храме, свя­ том месте. Приток населения на Мурман Салинген ставит в непосредственную связь с Ливон­ ской войной и опричниной Ивана Грозно­ го. "Когда во всей Московской и Новго­ родской области царила страшная тира­ ния,- пишет он,- народ бежал из России и Карелии и селился в Лапландии". Русские источники (писцовые книги и расспросные речи) лишь бегло упомина­ ют о "Басаргином правеже" - разгроме Поморья опричниками. Салинген, хотя и кратко, но яснее, передает суть проис­ шедшего: "В 1568 году жители Холмогор, принадлежавшие к опричнине великого князя, пожаловались ему на то, что жите­ ли Варзуги завладели их вотчиной, от чего произошел раздор... Тогда из Москвы был отправлен некто по имени Басарга Федорович с несколькими дворянами и челядью оштрафовать вместе с варзужа- нами деревни Шую, Кемь, Кереть, Канда­ лакшу и Умбу за то, что они не предупре­ дили раздора, происшедшего между жи­ телями Холмогор и варзужанами, и упо­ мянутый Басарга взыскал несколько ты­ сяч рублей с вышеназванных деревень". Каждое лето на Мурмане шла оживлен­ ная международная торговля под контро­ лем русских сборщиков дани и пошлин. Наконец царское правительство прислало для управления краем своего полномоч­ ного наместника. "В 1582 году,- пишет Салинген,- в Колу явился первый воевода Аверкий Иванович и устроил там для ино­ земцев гостиный двор, ^поставил весы с норвежскими гирями, стал собирать со всего десятину и ввел другие усовершен­ ствования". Это - важное известие и для истории Кольского Севера - введение воеводского управления краем, и существенная деталь в биографии крупнейшего писателя нача­ ла XVII века Авраамия Палицына (в миру Аверкия Палицына), автора классическо­ го произведения "История предыдущим родом" (последующим поколениям), час­ то называемого также "Сказанием о См у­ те". Показывая ход освоения Мурмана, Са­ линген сообщает далее: "В 1583 году Мак- сак Федорович построил в Коле первый острог, или бруствер. В 1584 году русские самоуверенно заявляли, что подданые его величества короля Датского здесь более самовольно не се л ятся..." Превращение Колы в военное укрепление - Кольский острог - знаменует новый этап ее истории: в течение двух веков она являлась форпо­ стом русской обороны на Севере, Как видим, Салинген оставил нам цен­ ный источник знаний об освоении Коль­ ского края в XVI веке. Кроме того, он составил довольно точную (по меркам то­ го времени) карту побережий Лапландии, описал навигационные условия для плава­ ния на Мурмане, определил астрономиче­ ские координаты различных пунктов по­ луострова. Он был одним из тех, кто зало­ жил основы русско-голландской торговли на Мурмане. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz