Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Иван УШАКОВ, краевед Четыре столетия н азад в Заполярье развернулись события, во время которых решалась судьба нашего края — быть или не быть ему в составе Русского государст­ ва. В результате неудачной Ливонской войны Россия в 1583 году лишилась вы хода на Балтику. Для упрочения своих позиций на Северо-Западе русские построили в 1583— 1584 годах военное укрепление Кольский острог. Шведское правительство решило оттеснить Россию от северного морского пути в Западную Европу, пресечь торговлю на Муррлане и Двине, превратить Московию в континентальную державу. Король Юхан III стал энергично осуществлять свою ’’великую восточную программу” — план захвата всего русского побережья Баренцева и Белого морей. Шведские войска получили приказ поголовно уничтожить все русское население в Поморье и на Мурмане, ’’истребить все, что можно” . 23 мая 1589 года отряд воинов под командованием Везайнена. уроженца местности Ийо в Финляндии, разгромил село Кандалакшу. Соловецкая летопись по этому поводу сообщает: "На Петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кан­ далакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь и церковь и волость пожгли и животы (имущество) поимали все, а людей побили 450 человек". Как известно, "немцами в старину называли у нас западных иноземцев-неславян. для различия нереДко уточняли: ’’свейские” — шведы, ''каянские'' — финны севе­ ро-восточной Ботнии, и т. д. До 1809 года Финляндия находилась в составе Шведского королевства. Финны ходили на войну вместе со шведами. По исследованию дореволю­ ционного историка К. Тиандера, в разорении Кандалакши участвовало 90 финнов. О дальнейших действиях противника та же Соловецкая летопись повествует: ''В лето 7098. Сентября в 7, грех ради наших, приходили немецкие люди к морю на поморские места рекою Ковдою, в волость Ковду, а ис Ковды в волость Унбу, а из Унбы в волость Кереть и в иные в мелкие волости заморские. Да ис Керети в волость Кемь, и те волости повоезали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и воевав пошли Кемью рекою вверх, а приходило тех немецких людей 700 человек''. В числе "мелких волостей заморских” (по отношению к Соловкам) другой русский источник называет Княжую Губу и Порью Губу. Но главной целью шведской агрессии являлись Печенга и Кола — опорные пункты русского господства на Мурмане. Основанный в середине XIV века проповедником христианства Трифоном Печенг- ский монастырь к 80-м годам окреп и решительно отстаивал русские интересы на Крайнем Севере, препятствовал проникновению протестантской религии в земли российских лопарей — ” от тамо блиских стран, от люторския и калвинския ереси” . Иван Грозный освободил Печенгский монастырь от платежа луковой дани, пожертво­ вал обители колокола, богатую церковную утварь, облачения и богослужебные книги. 15 декабря 1583 года Трифон скончался, оставив преемникам обширное промысловое хозяйство. Поздней осенью 1589 года шведско-финский отряд направился брать Печенгу. Время нападения на монастырь часто определяется неверно. В 1874 году норвежский профессор Я. А. Фрийс посетил Печенгу и записал со слов жителей предания о Трифоне. Сочинение Фрийса "Печенгский монастырь в Русской Лапландии" было переведено на русский язык и опубликовано в Петербурге в 1885 году. По Фрийсу, шведы капали на монастырь "в ночь на Рождество (т. е. 25 декабря)... во время всенощной” (ночной молитвы). Такая версия хорошо объясняла легкость победы захватчиков, и она прижилась в нашей дореволюционной литературе. При переводе летописного 7098 года ("от сотворения мира") на христианскую эру была допущена ошибка, и вместо 1589 года появилась неверная дата шведского нападения — 1590 год. После восстановления монастыря на реке Печенге (1886 год) церковные деятели составили историю древнего Трифонова монастыря, в которой утверждали: в 1590 году, за неделю до Рождества Христова, шведы подошли к храму Успения Божьей матери, где находилась могила Трифона, сожгли этот храм, замучили иноков Иону и Германа, а в самый праздник Рождества, во время литургии, напали на монастырь Святой Троицы, зверски умертвили здесь игумена Гурия, всех иноков, послушников и труд- ников — 116 человек и, ограбив, сожгли все постройки. Трехсотлетие разгрома Печенги отмечалось 25 декабря 1890 года. Над братской могилой жителей Печенги, убитых шведами, стоял храм Сретения Господня — памятник погибшим. Здесь, у впадения Маны в Печенгу, неоднократно находили вещественные свидете­ льства происшедшей трагедии. При работах 1 декабря 1890 года извлекли из земли слиток камня, кирпича и глины с вплавленною человеческою костью” . В 1905 году во время устройства каменного фундамента надмогильной церкви был выкопан клад, состоявший из 380 серебряных монет весом 252 грамма. Монеты оказались двух типов. На ранних имеется надпись. "Великий князь Иван” , а на оборотной стороне — изоб­ ражение всадника с мечом. На монетах второго типа надпись гласит: Царь и великий князь Иван всея России” с изображением на обороте Георгия Победоносца с копьем. Такие монеты чеканились после 16 января 1547 года, когда Иван IV принял титул иаря. Сохранилось достаточное количество письменных источников, позволяющих устано­ вить время и подлинную картину кровавой драмы, разыгравшейся в обители Трифона. Соловецкий старец Петр Ловушка в памятной книге под 7098 годом записал: Тр ех ради наших, приходили немецкие люди в Печенский монастырь войною.,. Церкви и монастырь пожгли, и игумена Гурья. и братью и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Печенге 10 дней” . Более содержателен другой источник — донесение кольского подьячего Ивана Парфентьевича Махонина: "Того же 7098 году... в ноябре в 30 числе, свейские же немцы воеводы Кавпеи приходили в лопские погосты и к монастырю Печенскому, да тот монастырь сожгли, а старцев, слуг и трудников побили, и многую казну монастыр­ скую поимали: церковного строенья и сосудов серебряных, и денег, и платья, и сукон, и соболей, и лисиц, и всякие мягкие рухляди (другой пушнины), и хлеба, и соли на 45.'07 рублев. Дворы многие и суда морские и речные пожгли и пограбили, а в тех судах товаров всяких по смете Кольской волости на 33.247 рублев". Дату разорения Печенгского монастыря — 30 ноября ( по новому стилю — 10 декабря) 1589 года — подтверждает и грамота, данная в октябре 1594 года князю Ивану Туренину. Текст ее частично совпадает с донесением Махонина. но концовка иная:"...Поимали... всякого монастырского обихода по смете на 55 тысяч рублев... А из каянских немец во все поморские волости взяли всего по смете на 120 тысяч рублев” . ( Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz