Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
о ю о 5 ЬЗ а <п: ими Ш Ш Ш Н Н Щ В А Кл Си ««=: о t=< сз я и<»=: ,о Е >8 <s о х 12 Каким был Кольский Север в далеком прошлом! Как жили здесь и чувстпосали себя постоянные обитатели 50, 100 и более лет! Взглянуть на Мурман XIX века мы мо жем лишь глазами людей, оставивших записки о своем пребывании в нашем крае. Конечно, это будут отдельные зарисовки, а не целостная картина. Но и они дают неко торое представление о земле, называвшейся тогда Рос сийской Лапландией. Итак, посмотрим на ушедшую жизнь глазами ее оче видцев. * • • Известный путешественник, позднее президент Петер бургской Академии наук Федор Петрович ЛИТКЕ знако мился с Мурманом летом 1822 года. Оставив на взморье бриг «Новая Земля», исследователь на гребной лодке прибыл «в знаменитую столицу» Лапландии — Колу... «Строение в ней, — пишет Литке, — все деревянное, кроме о.дной каменной церкви. Улицы вымощены доска ми, На берегу роки Колы около середины города нахо дится деревянная крепость, имеющая вид четырехуголь ника с пятью башнями... Стены крепости служат вместо ограды для Соборной церкви, а башни обращены в ма- газейны (склады). Число жителей обоего пола, считая чи новников, граждан и мещан, простирается до 800 человек. Подобно как громкие имена Лондон, Париж и т. п. вле кут невольно за собою мысль о непостижимом великоле пии, непрерывной веселости и всегдашнем счастии, так название Колы рождает понятие о каком-то ужасно уны лом место, о гнезде вечной нищеты, совершенно отдель ном от просвещенного света, объятом всегдашнею ночью, обитаемом не людьми, а только медведями. Но вообра жение человека не знает границ и никогда не умеет дер жаться средины, и оттого последнее понятие столько же несправедливо, как и первое. Чиновники и купечество кольское ведут между собой образ жизни весьма мало различествующий от столичного. Они так же сходятся по вечерам на партию бостона или виста, так же заботятся о происшествиях в Греции н в Новом Спете, узнавая о них только тремя неделями позже жителей Петербурга». Здесь требуется небольшое пояснение. Речь идет о со бытиях того времени: восстании греков против турецкого гнета и о национально-освободительных движениях в Ла тинской Америке, К этому тексту Литке делает примеча ние: «Заниматься политикою научили их англичане, кото рые в 1809 году останавливались в Екатерининской гава ни (ныне г. Полярный) и посетили их на двух вооружен ных шлюпках... сожгли у них несколько лодой...» Коляне, продолжает Литке, «не имеют недостатка в потребностях, необходимых при политических прениях: напитки или колониальные продукты, которые они полу чают частью из Архангельска, частью из портов Норве гии, у них немногими процентами дороже, чем в сих ме стах. Что до наружной красоты города принадлежит, Кола немного чем уступает Холмогорам, Лодейному полю и многим другим городам: улицы чистые, домы довольно красивые, отчасти двуетажные. Вид Колы от севера пре красен: она стоит на возвышенном отрубистом берегу, от коего простирается обширная площадь, с трех сторон о к р у ж е н н а я высокими горами; вправе — быстрая и вели ч е ств е н н а я р е к а Т у л о м а » . • • • В марте 1842 года в Коле во время масленицы жил ве ликий финский лингвист и этнограф Матиас КАСТРЕН. Ес ли Литке говорит о Кольской «интеллигенции» і легкой иронией, то Кастрен рисует с натуры юмористическую картинку поведения чиновников после праздника: «Уезд ный врач сидит, полуразвалившись, на своем широком диване и толкует о тяжелом воздухе и о необходимости предохранять себя от скорбута (цинги). Таможенный при став жалуется на тяжелые времена, обложившие даже и табак пошлиной. Друг его, учитель, советует ему курить все-таки беспошлинный табак, уверяя, что и это Бог про стит ему. Сам учитель страдает злокачественной сыпью; исправник — ревматизмом; заседатель показал нам жел тые пятна на груди. Стряпчий сидит подле истеричной дочери своей. У городничего и других болит голова. Что же у судьи, решить трудно, потому что он не говорит ни слова. Дамы сидят все по домам и — едят капусту...» Кастрен отмечает гостеприимство колян: «Все пригла шали и принимали нас ласково», угощали щедро — под носили «бесчисленные рыбные кушанья... множество раз ноцветных наливок». Путешественник описывает катание с гор «в маленьких оленьих санках» и многові другое. «Меня, — пишет ученый, — всего больше занимала русская народная одежда, особенно наряд мещанок и красивых их дочек, Наиболее бросалась в глаза шубей ка, покрытая красным сукном или бархатом, с богатым золотым шитьем и блестящими жемчугами. Она очень широка, без рукавов и доходит до чресл (бедер). Не ме нее пышен и головной убор девушек... Наряд этот и в наше богатое жемчугами время стоит от трех до пяти сот рублей». На гулянии «все девицы одеты в шелковые, на легком меху шубейки, в цветные сиіцевые платья с крас ными передниками; на голове только повязка, на руках черные бархатные перчатки... девушки порхают живо и весело а одушевленной мазурке». В 1856 году архангельский краевед И. ПОРОМОВ соста вил описание Кольского уезда, в котором приведены сле дующие наблюдения о^характеро местных жителей: «Ко ляне свыкаются с морем с самого детства и хладнокров но, на утлом челне, пускаются в даль кипящей бездны. В этом случае закаленный отвагою Кольский рыбак заслу живает удивления. Он спокойно испытывает все опасно сти родного ему моря и при угрожающей гибели смело смотрит в лицо самой смерти. При всем этом, он свыкся с суровостью своей отчизны, любит ее, доволен своею судьбою и счастлив по своему. Он предпочтет... свое се верной сияние прекрасному блестящему небу юга и не променяет своей опасной жизни на море на трудный, бе зопасный плуг земледельца». * * • Множество интересных сведений можно найти в «Пу тевых заметках» Александра Григорьевича СЛЕЗСКИНСКО- ГО, обследовавшего Мурман в 1896 году. Приводу лишь один пассаж — высказываний колянки о жизни в запо лярном городке. «У нас, — говорила она, — очень весо- ло... Особенно летом привольно... Днем работаем по до му, а вечером гуляем, песни поем, катаемся (на лодках) и даже иногда, в тихую погоду, выезжаем в ближайшие колонии. Зимою собираемся на вечера; кто в карты иг рает, кто танцует — бывает весело. Танцуем под песни и од^ гитару, на которой из нас отлично играет казначей ский чиновник... Не заметишь, как время бежит». К этому рассказу Слезскинский сделал добавление: «Что кольские обыватели любят песни, я сам убедился. Когда пришлось порядочно ожидать отхода парохода то мимо нас по направлению от Колы к взморью постоянно скользили лодки, переполненные людьми, и с каждой не пременно раздавалась какая-нибудь русская удалая пес- В дореволюционной литературе о Русском Севере со держится масса интересных наблюдений, многие из кото рых заслуживают нового опубликования, хотя бы в вндо соорника наиболее ценных выдержек. Ш Д Й ' ' щ ш т ш Колокола... Глашатаи побед, вестовые бедствий, спутни ки мирной жизни народа. Некоторые из них имеют соб ственные имена [Царь-колокол, Алексеевский, Сысой, Свя той Иван и т. д I и даже свою историю. Знаменит Углич- скии колокол, благовестивший в час гибели царевича Дмитрия 15 мая 1591 года, за что колокол был бит кну- іпп И °,ТПраВЛСн D еибиРскУк> ссылку, длившуюся почти 300 лет (возвращен о 1892 году). Но лишена интереса история русского колокола, про бывшего в английском плену 58 лет. * * • . • В памяти жителей Кольского Севере и Поморья долго сохранялись военные события 1854— 1855 годов. В каж дом селении из поколения в поколение передавались рас сказы о грабежах и насилиях английских и французских моряков. О похождениях «англичанки» (британской эскад ры) ходили легенды и байки. Фактические происшествия с годами обрастали домыслами. ■ Одним из самых распространенных сюжетов было пре дание о «чудесном спасении» Соловецкого монастыря благодаря покровительству святых основателей обители Зосимы и Савватия. То, что произошло в Соловках, действительно походит на чудо. В результате яростной 13-часовой бомбардиров ки в монастыре никто не пострадал, даже какая-либо пти ца из тучи чаек, не возникло пожаров. Английские ко рабли «Бриск» и «Миранда» бесславно отошли к Заяцко- му острову и разграбили здесь небольшую церковь Анд рея Первозванного, построенную в августе 1702 года по распоряжению Петра I. ' ' Чтобы прикрыть позор своей неудачи под Соловецкой крепостью, англичане решили захватить какой-либо впе чатляющий трофей — видимый знак их «побед» в Рос сии. Они взяли в каком-то селении колокол и выдали его за соловецкий. Шли годы и десятилетия. Менялась международная об становка. С 1907 года началось сближение Англии с Рос сией. Бывшие политические противники, опасаясь герман ской агрессии, заговорили о дружбе и единении. Участи лись взаимные визиты деятелей двух стран. В 1908 году Соловки посетил член Лондонской торго вой палаты Эдвард Келарт. Здесь он услышал рассказ об увозе в Англию русского колокола ■ 1854 году. Британец обещал по возвращении на родину выяснить судьбу л о го трофея. Вскоре пришло сообщение, что «соловецкий колокол» хранится в Морском соборе города Портсмута и будет рассмотрен вопрос о возвращении его прежнему владельцу. Что представлял из себя загадочный колоколТ Он был довольно изящным, весил 139,2 кг (по русскому весу — 8 пудов 28 фунтов), имел в основании диаметр 59 см, вы соту — 64 см. На Крайнем Севере, по дороговизне коло колов, обычно довольствовались небольшими размерами их. Самые крупные в нашем крае были: в Коле — весом 75 пудов, в Кандалакше — 25 пудов, а Варзуге — 25 пу дов 11 фунтов. По масштабам сельских церквей Поморья пленный колокол считался «большим» (благовестным). На нем имелось изображение иконы Казанской божьей ма тери и надписы «1852 г. Лили сей колокол Влтской гу бернии города Слободского братья Бркулевы». Архангельский историк Александр Никонович Давыдов ■ 1979 году отверг принадлежность колокола Соловецко му монастырю и на основе изучения двух разных источ ников пришел к выводу, что англичане взяли его в село Ковде. В архиве Ковдской церкви, хранящемся в Мурманске, есть письмо кемского благочинного, датированное 3 сен тября 1854 года и адресованное «причту ІСовдской церк ви». Благочинный требовал от священника Н. И. Шмакова немедленно прислать в Архангельскую Духовную консис торию «подробное объяснение», где находились служите ли церкви «во время бытности» в селе английского крей сера, которым «снят с колокольни колокол и увезен с собою?» Копии ответа священника в дело нет. Подробные сведения о всех происшествиях в крае, по время Крымской войны 1853— 1856 годов сохрани.Ж-ь в I осударственном архиве Архангельской области. Английские корабли пытались взять Соловецкий мона стырь 6— 7 июля 1854 года, затем отошли на юг, к За- яцким островам. Защитники монастыря после ухода п р о тивника собрали 800 ядер и извлекли из неразорвавших- ся снарядов 2 пуда пороха. Далее в донесении местных властей говорится о грабежо на Заяцком острове: а н гл и чане взломали дверь, забрали серебряные вещи, и зо р в а ли в алтаре напрестольную пелену. Медныо деньги (п о жертвования паломников) разбросали по полу и с тем ушли. О взятии какого-либо колокола но упоминается. О нападении на Ковду сообщается в донесении приста ва 1 стана Кольского уозда Потра Соколова от 5 августа 185-1 года на имя архангельского губернатора. Английский «трехмачтовый винтовой фрегат-пароход в 250 сил под •начальством капитана Оммани с экипажем в 250 человек» подошел к Ковдо 22 июля и высадил десант, который «снял, с ворот церковной ограды медный крест, в церкви разбил кружку (в которую богомольцы опускали Монеты); на общественном кладбище забрал все медные кресты и образа (иконки), врезанные в поставленные пред могила ми столбики, опрокинув оные»; о питейном доме побил посуду, отнял у крестьян пять ружей-винтовок, 6 кос, 1 топор, 40 овец и 35 кур. В числе захваченного имущества указаны два колокола с Никольской церкви: 9-пудовый и 30-фунтовый, взамен которых англичане остоаили где-то похищенный ими ко локол весом 1 пуд 2 фунта. Вес колоколов обычно указывался приблизительный. Іак, в описи имущества Ковдской церкви, составленной в году, сказано, что в верхнем ярусе колокольни ви сели три колокола: «первый весом 3 пуда, второй — 2 и третии — 1 пуд». Увезенный «девятипудовый» колокол в действительности мог быть весом 8 пудов 28 фунтов. Но полностью загадка происхождения пленного колокола этим не снимается. Церемония возвращения «соловецкого» колокола про исходила в 1912 году. До начала первой мировой войны оставалось менее двух лет. Будущие союзники в борьбе с германским блоком стремились провести это мероприя тие возможно торжественнее, как демонстрацию единст ва великих держав. . S0 июля английский пароход «Кеннет» доставил пл$^^>,-.- ка в Архангельск. В присутствии многих горожан антйй- С-Ив " ТЯШв ГвРольД Г рвнфелль и управляющий губерни ей В. Н. Брянчанинов огласили «Акт» о передаче Велико британией трофейного колокола русской стороне. На Уіышном банкете, устроенном по этому поводу, произно сились тосты и взаимные приветствия, исполнялись гимны и марши. В городе шли торжественные богослужения, обе ды, многолюдные собрания жителей на Соборной площа ди, на которых звучали крики одобрения и радости бра тания русских с англичанами. Газеты «Архангельск», «Се верное утро» и «Архангельские губернские ведомости» обстоятельно описывали «встречу пленного колокола». Затем пароход «Вера», украшенный флагами, отправил ся в Соловки. Здесь 4 августе происходило н а с т о я щ е е столпотворение) гудели и трезвонили колокола в честь «собрата»; толпы монахов и богомольцев стеклись к при стани, куда причалил бот «Царевич» с прибывшим из Анг лии колоколом, вдруг ставшим знаменитым. Дорога от причала до ворот монастыря была устлана красным су кном и усыпана цветами. Снова произносились речи. Ар химандрит Иоанникий собственноручно трижды ударил в прибывший колокол. После чего его освятили и подвеси ли в западном пролете Царской колокольни рядом с по даренным Александром II в 1860 году колоколом «Бла- госестник». Так в монастыре появилась новая реликвия. Никто но интересовался, как взяли англичане «девятипу довый» колокол в Соловках, если монастырь захватить им не удалось. Монастырские власти в 1913 году издали в Москве бро- «Возвращение из Англии пленного монастырского к о ло ко л а в Соловецкую обитель 4 августа 1912 года», в котор ой подробно описали торжества, завершившиеся от- г.рагкой благодарственной телеграммы обожаемому мо- нерху Николаю Второму. год археологические открытия расширяют наши познания древнейшей истории Русского Севера, но счастливые на ходки нечасты. Поздней осенью 1989 года в окрестностях города Ар хангельска был обнаружен клад, содержавший около 2 тысяч серебряных монет и более десятка ювелирных из делий. Основная масса монет — западноевропейские денарии X— XI векоз, отчеканенные в герцогствах Англии и на бе регах Рейна, и вместе с ними — несколько дирхемов X__ XI веков восточного (арабского) происхождения. Среди вещей замечательны два браслета. Один спле тен из толстых серебряных проволок, с двумя вставками из камней и украшении в виде зерни (припаянных дро бинок). Другой браслет — пластинчатый, с окончаниями, оправленными вставками цветного стекла и украшенны ми зерныо, которая образует причудливый геометричес кий узоры. Интересны также две парные серебряные за стежки. Общий вес серебра в кладе — более полутора кило граммов. Оно молочно-белого оттенка. Клад передан на хранение в Архангельский краеведче ский музей. Археолог Олег Владимирович Овсянников, крупный спе циалист по истории Русского Севера, на основании соста ва монет дает точную датировку клада — конец XI __ начало XII века. Это время проникновения новгородцев в Югру (Северное Зауралье), о чем рассказано в Повести временных лет под 1096 годом. Новгород тогда (до 1136 года) еще являлся частью Киевской Руси. Лишь столетие спустя в летописи появится упоминание о «терском дан нике». Архангельский клад является неопровержимым свиде тельством развития в Поморье оживленной торговли, в которую были втянуты коренные русские земли. «Ювелирные изделия, выполненные в типичной для эпо хи Древней Руси технике плетения и зерни, — пишет О. В. Овсянников, — придают архангельской находке об щерусское звучание и делают ев значительным явлением в истории художественной жизни Древней Руси». Совершенно справедливо ученый делает вывод: «Не кра ем полярного «мрака» и дикости предстает Нижнее По- двинье в начало XII столетия.., Эта территория уже тогда участвовала в оживленной трансконтинентальной европей ской торговле и представляла собой самую крайнюю се веро-восточную часть великого торгового пути средневе ковья, простиравшегося от берегов далекой Англии до предгорий Полярного Урала». Архангельский клад проливает новый свет на жизнь Русского Севера, скрытую от нас девятью веками истек шего времени. Становится более понятным тот факт, что в XIII веке земля Тер (Тре) уже входила на правах «воло сти» в состав новгородских владений, хотя заселение ее русскими людьми относится к XV веку. по городам с призывом к населению присылать в Моск ву ратникос. В решающем сражении с армией гетмана Ходкевича под Москвой в августе 1612 года Палицын проявил сме лость и находчивость, помог Минину и Пожарскому одер жать победу. В критический момент битвы Авраамий на правился к казакам Трубецкого, которые стояли в бездей ствии, не желая сражаться вместе с ополченцами «Бога- ти пришли из Ярославля, — говорили оборванцы-казаки, — и одни отстоятся от гетмана». Авраамий, прибыв к ним, обратился с пламенной речью: «Вы первые, — говорил келарь, — крепко стали за веру и отечество, многие ра ны приняли, голод и нищету претерпели. Слава о вашей храбрости и о вашем мужестве, как гром гремит в ближ них и дальних государствах! И что же? Неужели то доб рое дело... вы теперь... погубить захотите?.. Идите и сра жайтесь I» Казаки на конях тут же ринулись в атаку и смяли поляков. Это был перелом в ходе трехдневного сражения, решившего судьбу российской столицы. Авраамий использовал свой авторитет и высокую дол жность для прекращения усобиц и восстановления поряд ка в стране, С Лобного места на Красной площади он уго варивал народ одобрить избрание на царство 16-летнего Михаила Романова. Когда выбор состоялся, Авраамий Па лицын был тем человеком, который 14 марта 1613 года в Костромском Ипатьеве монастыре вручил юноше царский посох — символ государственной власти. В 1619 году по старости Авраамий удалился «на покой» и остаток жизни (он скончался 13 сентября 1626 года) провел в Соловецком монастыре, где создал новую наи более полную (77 глав) редакцию своего знаменитого со чинения «История в память предъидущим родом» (буду щим поколениям), которое более известно под названи ем «Сказание Авраамия Палицына». Это — выдающееся произведение, наиболее читаемое в XVII веке. Крупнейший специалист в области древне русской литературы академик Дмитрий Сергеевич Лиха чев отнес его к числу классических, дав в книге «Великое наследие» следующее пояснение: «Авторов этих класси ческих произведений мы называем классиками: писателя ми не только образцовыми, но и ставшими как бы сим волом русской культуры. Знание классических произведе ний, умение ценить их достоинства, чувствовать их внут реннюю красоту и совершенство — обязательное усло вие образованности». Бывший Кольский воевода, как видим, сыграл замет ную роль в русской истории и оставил замечательный па мятник древнерусской литературы. °дним из самых темных вопросов истории нашего края *спяется вопрос о времени первоначального освоения юморья русскими людьми. Когда обосновались славяне нп Крайнем Севере! В существующей литературе встре чаются разные мнения, как правило, не подкрепляемые "одежными источниками. • • • ‘ 0поРУ научных представлений составляют две летопме- ни° эаг>иси: в 1032 году новгородцы во главе с Улебом достигли побережья Белого моря, но из трудного похо- -* вернулись не «се («мало и* прииде»); а 1216 году под и Рьевом Польским, на реке Липицв, в сражении с суз- ^«льцами погиб новгородский сборщик дани с Терской -•емли (так тогда звался Кольский полуостров) — «тер- скии Денник» Семьюн Петриловиц. Между этими двумя датами есть еще одна веха — ' sLVj. князя Святослава Ольговича 1137 года. В этом до ’ “ W je речь идет об отчислениях новгородскому еписко ПУ ‘* о и дани, собираемой с северных владений Новгоро- ^4- Среди селений, куда поступала дань с местных жите- еи, упомянуты, в частности, погост на устье реки Емцы, ^«Дающей в Северную Двину (позднее здесь находился "оцкий городок), Иван погост (на месте будущих Хол- г?бГ° Р) И ^РР01" на Реко Онеге (в 24 км от устья). Таким ; Разом, русская колонизация достигла низовий Двины и " неги. Сведений о Терской земле нет. Дань платили пушниной, обычно по 800 белок с пого- a' ° с живущих «на мори» — солью. 0 ^нУД°сть письменных источников не позволяет судить ^ численности населения и его этническом составе. Най- ННЬ|° в последние сорок лет берестяные грамоты мало ^рслснили интересующий нас вопрос. Между тем история и ■‘Наваема лишь в той мере, насколько это позволяют очники. Тайны прошлой жизни хранит земля. Каждый В историю Кольского Севера прочно вошло имя Авер- кия Ивановича ПАЛИЦЫНА — первого воеводы в нашем крас. Он был прислан в Колу Иваном Грозным о тревож ном 1582 году, когда датские военные корабли бесчинст вовали на морс, не пропуская из Англии и Голландии торговые суда на Мурман. Палицын провел ряд реформ в Заполярье: устроил го стиный двор для иноземцев, «поставил весы с норвеж скими гирями, стал собирать со всего десятину и ввел другие усовершенствования», — пишет голландец Симон ван Салинген. Аверкий Палицын родился около 1552 года в селе Про тасове близ Ростова Ярославского в дворянской семье. Предком его, согласно родословному списку, являлся Иван Микулаевич, выехавший на Русь в 1373 году, — за семь лет до Куликовской битвы. По преданию, его прозвали Палицею за то, что, будучи очень сильным и храбрым, он бился в сражениях железной палицей весом в полтора пуда (почти 25 кг). На фамильном гербе Палицыных на од ной половине щита изображен орел в золотой короне, не другой — всадник с палицею. В Коле Палицын пробыл около года и возвратился ■ Москву. В 1588 году он подвергся репрессиям Бориса Го дунова, заподозрившего в нем сторонника Шуйских, ко торые стремились устранить Годунова от власти. Палицы- на сослали в Соловецкий монастырь, где он постригся в монахи, приняв имя Авраамия, и углубился в изучение отечественной литературы. После шести лет пребывания в Соловках Авраамий Па лицын вернулся в столицу, выполнял различные прави тельственные поручения, числясь иноком Троице-Сергие- ва монастыря. В разгар Смуты (гражданской войны и польско-литов ской интервенции) происходит стремительное возвыше ние Палицына: в 1608 году он становится келарем (заве дующим хозяйством) богатейшего, «государева» Троице- Сергиева монастыря в 70 км от Москвы, приобретает большой авторитет в русском обществе. Во время осады Москвы «тушинским вором» Лжедмит- рием Вторым и поляками Палицын помогал защитникам столицы хлебом и деньгами, посылал казакам Трубецко го боеприпасы, совершал молебны и рассылал грамоты К р см я надеж д с 3 - »>:■ ;5 ; *•, . ■'« Л ,j £ >:• Монастырь возрождается Еще с XIII века украшал окрестности Курска храм «Животворный источник», впоследствии рядом был построен мужской монастырь. В 20-е годы на шего столетия их постигла участь многих культовых сооружений нашей страны: не стало ни храма, ни монастыря. Сегодня эти места возрождаются: нача ты реставрационные работы. Построены 17 келий, где поселились 11 послушников и первый монах, организовано подсобное хозяйство будущего мона стыря. НА СНИМКЕ: послушник Григорий Маэун следит за стадом. (ТАСС) 13 НАШЕ СЛОВО» - — -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz