Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

о ю о 5 ЬЗ а <п: ими Ш Ш Ш Н Н Щ В А Кл Си ««=: о t=< сз я и<»=: ,о Е >8 <s о х 12 Каким был Кольский Север в далеком прошлом! Как жили здесь и чувстпосали себя постоянные обитатели 50, 100 и более лет! Взглянуть на Мурман XIX века мы мо­ жем лишь глазами людей, оставивших записки о своем пребывании в нашем крае. Конечно, это будут отдельные зарисовки, а не целостная картина. Но и они дают неко­ торое представление о земле, называвшейся тогда Рос­ сийской Лапландией. Итак, посмотрим на ушедшую жизнь глазами ее оче­ видцев. * • • Известный путешественник, позднее президент Петер­ бургской Академии наук Федор Петрович ЛИТКЕ знако­ мился с Мурманом летом 1822 года. Оставив на взморье бриг «Новая Земля», исследователь на гребной лодке прибыл «в знаменитую столицу» Лапландии — Колу... «Строение в ней, — пишет Литке, — все деревянное, кроме о.дной каменной церкви. Улицы вымощены доска­ ми, На берегу роки Колы около середины города нахо­ дится деревянная крепость, имеющая вид четырехуголь­ ника с пятью башнями... Стены крепости служат вместо ограды для Соборной церкви, а башни обращены в ма- газейны (склады). Число жителей обоего пола, считая чи­ новников, граждан и мещан, простирается до 800 человек. Подобно как громкие имена Лондон, Париж и т. п. вле­ кут невольно за собою мысль о непостижимом великоле­ пии, непрерывной веселости и всегдашнем счастии, так название Колы рождает понятие о каком-то ужасно уны­ лом место, о гнезде вечной нищеты, совершенно отдель­ ном от просвещенного света, объятом всегдашнею ночью, обитаемом не людьми, а только медведями. Но вообра­ жение человека не знает границ и никогда не умеет дер­ жаться средины, и оттого последнее понятие столько же несправедливо, как и первое. Чиновники и купечество кольское ведут между собой образ жизни весьма мало различествующий от столичного. Они так же сходятся по вечерам на партию бостона или виста, так же заботятся о происшествиях в Греции н в Новом Спете, узнавая о них только тремя неделями позже жителей Петербурга». Здесь требуется небольшое пояснение. Речь идет о со­ бытиях того времени: восстании греков против турецкого гнета и о национально-освободительных движениях в Ла­ тинской Америке, К этому тексту Литке делает примеча­ ние: «Заниматься политикою научили их англичане, кото­ рые в 1809 году останавливались в Екатерининской гава­ ни (ныне г. Полярный) и посетили их на двух вооружен­ ных шлюпках... сожгли у них несколько лодой...» Коляне, продолжает Литке, «не имеют недостатка в потребностях, необходимых при политических прениях: напитки или колониальные продукты, которые они полу­ чают частью из Архангельска, частью из портов Норве­ гии, у них немногими процентами дороже, чем в сих ме­ стах. Что до наружной красоты города принадлежит, Кола немного чем уступает Холмогорам, Лодейному полю и многим другим городам: улицы чистые, домы довольно красивые, отчасти двуетажные. Вид Колы от севера пре­ красен: она стоит на возвышенном отрубистом берегу, от коего простирается обширная площадь, с трех сторон о к р у ж е н н а я высокими горами; вправе — быстрая и вели­ ч е ств е н н а я р е к а Т у л о м а » . • • • В марте 1842 года в Коле во время масленицы жил ве­ ликий финский лингвист и этнограф Матиас КАСТРЕН. Ес­ ли Литке говорит о Кольской «интеллигенции» і легкой иронией, то Кастрен рисует с натуры юмористическую картинку поведения чиновников после праздника: «Уезд­ ный врач сидит, полуразвалившись, на своем широком диване и толкует о тяжелом воздухе и о необходимости предохранять себя от скорбута (цинги). Таможенный при­ став жалуется на тяжелые времена, обложившие даже и табак пошлиной. Друг его, учитель, советует ему курить все-таки беспошлинный табак, уверяя, что и это Бог про­ стит ему. Сам учитель страдает злокачественной сыпью; исправник — ревматизмом; заседатель показал нам жел­ тые пятна на груди. Стряпчий сидит подле истеричной дочери своей. У городничего и других болит голова. Что же у судьи, решить трудно, потому что он не говорит ни слова. Дамы сидят все по домам и — едят капусту...» Кастрен отмечает гостеприимство колян: «Все пригла­ шали и принимали нас ласково», угощали щедро — под­ носили «бесчисленные рыбные кушанья... множество раз­ ноцветных наливок». Путешественник описывает катание с гор «в маленьких оленьих санках» и многові другое. «Меня, — пишет ученый, — всего больше занимала русская народная одежда, особенно наряд мещанок и красивых их дочек, Наиболее бросалась в глаза шубей­ ка, покрытая красным сукном или бархатом, с богатым золотым шитьем и блестящими жемчугами. Она очень широка, без рукавов и доходит до чресл (бедер). Не ме­ нее пышен и головной убор девушек... Наряд этот и в наше богатое жемчугами время стоит от трех до пяти сот рублей». На гулянии «все девицы одеты в шелковые, на легком меху шубейки, в цветные сиіцевые платья с крас­ ными передниками; на голове только повязка, на руках черные бархатные перчатки... девушки порхают живо и весело а одушевленной мазурке». В 1856 году архангельский краевед И. ПОРОМОВ соста­ вил описание Кольского уезда, в котором приведены сле­ дующие наблюдения о^характеро местных жителей: «Ко­ ляне свыкаются с морем с самого детства и хладнокров­ но, на утлом челне, пускаются в даль кипящей бездны. В этом случае закаленный отвагою Кольский рыбак заслу­ живает удивления. Он спокойно испытывает все опасно­ сти родного ему моря и при угрожающей гибели смело смотрит в лицо самой смерти. При всем этом, он свыкся с суровостью своей отчизны, любит ее, доволен своею судьбою и счастлив по своему. Он предпочтет... свое се­ верной сияние прекрасному блестящему небу юга и не променяет своей опасной жизни на море на трудный, бе­ зопасный плуг земледельца». * * • Множество интересных сведений можно найти в «Пу­ тевых заметках» Александра Григорьевича СЛЕЗСКИНСКО- ГО, обследовавшего Мурман в 1896 году. Приводу лишь один пассаж — высказываний колянки о жизни в запо­ лярном городке. «У нас, — говорила она, — очень весо- ло... Особенно летом привольно... Днем работаем по до­ му, а вечером гуляем, песни поем, катаемся (на лодках) и даже иногда, в тихую погоду, выезжаем в ближайшие колонии. Зимою собираемся на вечера; кто в карты иг­ рает, кто танцует — бывает весело. Танцуем под песни и од^ гитару, на которой из нас отлично играет казначей­ ский чиновник... Не заметишь, как время бежит». К этому рассказу Слезскинский сделал добавление: «Что кольские обыватели любят песни, я сам убедился. Когда пришлось порядочно ожидать отхода парохода то мимо нас по направлению от Колы к взморью постоянно скользили лодки, переполненные людьми, и с каждой не­ пременно раздавалась какая-нибудь русская удалая пес- В дореволюционной литературе о Русском Севере со­ держится масса интересных наблюдений, многие из кото­ рых заслуживают нового опубликования, хотя бы в вндо соорника наиболее ценных выдержек. Ш Д Й ' ' щ ш т ш Колокола... Глашатаи побед, вестовые бедствий, спутни­ ки мирной жизни народа. Некоторые из них имеют соб­ ственные имена [Царь-колокол, Алексеевский, Сысой, Свя­ той Иван и т. д I и даже свою историю. Знаменит Углич- скии колокол, благовестивший в час гибели царевича Дмитрия 15 мая 1591 года, за что колокол был бит кну- іпп И °,ТПраВЛСн D еибиРскУк> ссылку, длившуюся почти 300 лет (возвращен о 1892 году). Но лишена интереса история русского колокола, про­ бывшего в английском плену 58 лет. * * • . • В памяти жителей Кольского Севере и Поморья долго сохранялись военные события 1854— 1855 годов. В каж­ дом селении из поколения в поколение передавались рас­ сказы о грабежах и насилиях английских и французских моряков. О похождениях «англичанки» (британской эскад­ ры) ходили легенды и байки. Фактические происшествия с годами обрастали домыслами. ■ Одним из самых распространенных сюжетов было пре­ дание о «чудесном спасении» Соловецкого монастыря благодаря покровительству святых основателей обители Зосимы и Савватия. То, что произошло в Соловках, действительно походит на чудо. В результате яростной 13-часовой бомбардиров­ ки в монастыре никто не пострадал, даже какая-либо пти­ ца из тучи чаек, не возникло пожаров. Английские ко­ рабли «Бриск» и «Миранда» бесславно отошли к Заяцко- му острову и разграбили здесь небольшую церковь Анд­ рея Первозванного, построенную в августе 1702 года по распоряжению Петра I. ' ' Чтобы прикрыть позор своей неудачи под Соловецкой крепостью, англичане решили захватить какой-либо впе­ чатляющий трофей — видимый знак их «побед» в Рос­ сии. Они взяли в каком-то селении колокол и выдали его за соловецкий. Шли годы и десятилетия. Менялась международная об­ становка. С 1907 года началось сближение Англии с Рос­ сией. Бывшие политические противники, опасаясь герман­ ской агрессии, заговорили о дружбе и единении. Участи­ лись взаимные визиты деятелей двух стран. В 1908 году Соловки посетил член Лондонской торго­ вой палаты Эдвард Келарт. Здесь он услышал рассказ об увозе в Англию русского колокола ■ 1854 году. Британец обещал по возвращении на родину выяснить судьбу л о ­ го трофея. Вскоре пришло сообщение, что «соловецкий колокол» хранится в Морском соборе города Портсмута и будет рассмотрен вопрос о возвращении его прежнему владельцу. Что представлял из себя загадочный колоколТ Он был довольно изящным, весил 139,2 кг (по русскому весу — 8 пудов 28 фунтов), имел в основании диаметр 59 см, вы­ соту — 64 см. На Крайнем Севере, по дороговизне коло­ колов, обычно довольствовались небольшими размерами их. Самые крупные в нашем крае были: в Коле — весом 75 пудов, в Кандалакше — 25 пудов, а Варзуге — 25 пу­ дов 11 фунтов. По масштабам сельских церквей Поморья пленный колокол считался «большим» (благовестным). На нем имелось изображение иконы Казанской божьей ма­ тери и надписы «1852 г. Лили сей колокол Влтской гу­ бернии города Слободского братья Бркулевы». Архангельский историк Александр Никонович Давыдов ■ 1979 году отверг принадлежность колокола Соловецко­ му монастырю и на основе изучения двух разных источ­ ников пришел к выводу, что англичане взяли его в село Ковде. В архиве Ковдской церкви, хранящемся в Мурманске, есть письмо кемского благочинного, датированное 3 сен­ тября 1854 года и адресованное «причту ІСовдской церк­ ви». Благочинный требовал от священника Н. И. Шмакова немедленно прислать в Архангельскую Духовную консис­ торию «подробное объяснение», где находились служите­ ли церкви «во время бытности» в селе английского крей­ сера, которым «снят с колокольни колокол и увезен с собою?» Копии ответа священника в дело нет. Подробные сведения о всех происшествиях в крае, по время Крымской войны 1853— 1856 годов сохрани.Ж-ь в I осударственном архиве Архангельской области. Английские корабли пытались взять Соловецкий мона­ стырь 6— 7 июля 1854 года, затем отошли на юг, к За- яцким островам. Защитники монастыря после ухода п р о ­ тивника собрали 800 ядер и извлекли из неразорвавших- ся снарядов 2 пуда пороха. Далее в донесении местных властей говорится о грабежо на Заяцком острове: а н гл и ­ чане взломали дверь, забрали серебряные вещи, и зо р в а ­ ли в алтаре напрестольную пелену. Медныо деньги (п о ­ жертвования паломников) разбросали по полу и с тем ушли. О взятии какого-либо колокола но упоминается. О нападении на Ковду сообщается в донесении приста­ ва 1 стана Кольского уозда Потра Соколова от 5 августа 185-1 года на имя архангельского губернатора. Английский «трехмачтовый винтовой фрегат-пароход в 250 сил под •начальством капитана Оммани с экипажем в 250 человек» подошел к Ковдо 22 июля и высадил десант, который «снял, с ворот церковной ограды медный крест, в церкви разбил кружку (в которую богомольцы опускали Монеты); на общественном кладбище забрал все медные кресты и образа (иконки), врезанные в поставленные пред могила­ ми столбики, опрокинув оные»; о питейном доме побил посуду, отнял у крестьян пять ружей-винтовок, 6 кос, 1 топор, 40 овец и 35 кур. В числе захваченного имущества указаны два колокола с Никольской церкви: 9-пудовый и 30-фунтовый, взамен которых англичане остоаили где-то похищенный ими ко­ локол весом 1 пуд 2 фунта. Вес колоколов обычно указывался приблизительный. Іак, в описи имущества Ковдской церкви, составленной в году, сказано, что в верхнем ярусе колокольни ви­ сели три колокола: «первый весом 3 пуда, второй — 2 и третии — 1 пуд». Увезенный «девятипудовый» колокол в действительности мог быть весом 8 пудов 28 фунтов. Но полностью загадка происхождения пленного колокола этим не снимается. Церемония возвращения «соловецкого» колокола про­ исходила в 1912 году. До начала первой мировой войны оставалось менее двух лет. Будущие союзники в борьбе с германским блоком стремились провести это мероприя­ тие возможно торжественнее, как демонстрацию единст­ ва великих держав. . S0 июля английский пароход «Кеннет» доставил пл$^^>,-.- ка в Архангельск. В присутствии многих горожан антйй- С-Ив " ТЯШв ГвРольД Г рвнфелль и управляющий губерни­ ей В. Н. Брянчанинов огласили «Акт» о передаче Велико­ британией трофейного колокола русской стороне. На Уіышном банкете, устроенном по этому поводу, произно­ сились тосты и взаимные приветствия, исполнялись гимны и марши. В городе шли торжественные богослужения, обе­ ды, многолюдные собрания жителей на Соборной площа­ ди, на которых звучали крики одобрения и радости бра­ тания русских с англичанами. Газеты «Архангельск», «Се­ верное утро» и «Архангельские губернские ведомости» обстоятельно описывали «встречу пленного колокола». Затем пароход «Вера», украшенный флагами, отправил­ ся в Соловки. Здесь 4 августе происходило н а с т о я щ е е столпотворение) гудели и трезвонили колокола в честь «собрата»; толпы монахов и богомольцев стеклись к при­ стани, куда причалил бот «Царевич» с прибывшим из Анг­ лии колоколом, вдруг ставшим знаменитым. Дорога от причала до ворот монастыря была устлана красным су­ кном и усыпана цветами. Снова произносились речи. Ар­ химандрит Иоанникий собственноручно трижды ударил в прибывший колокол. После чего его освятили и подвеси­ ли в западном пролете Царской колокольни рядом с по­ даренным Александром II в 1860 году колоколом «Бла- госестник». Так в монастыре появилась новая реликвия. Никто но интересовался, как взяли англичане «девятипу­ довый» колокол в Соловках, если монастырь захватить им не удалось. Монастырские власти в 1913 году издали в Москве бро- «Возвращение из Англии пленного монастырского к о ло ко л а в Соловецкую обитель 4 августа 1912 года», в котор ой подробно описали торжества, завершившиеся от- г.рагкой благодарственной телеграммы обожаемому мо- нерху Николаю Второму. год археологические открытия расширяют наши познания древнейшей истории Русского Севера, но счастливые на­ ходки нечасты. Поздней осенью 1989 года в окрестностях города Ар ­ хангельска был обнаружен клад, содержавший около 2 тысяч серебряных монет и более десятка ювелирных из­ делий. Основная масса монет — западноевропейские денарии X— XI векоз, отчеканенные в герцогствах Англии и на бе­ регах Рейна, и вместе с ними — несколько дирхемов X__ XI веков восточного (арабского) происхождения. Среди вещей замечательны два браслета. Один спле­ тен из толстых серебряных проволок, с двумя вставками из камней и украшении в виде зерни (припаянных дро­ бинок). Другой браслет — пластинчатый, с окончаниями, оправленными вставками цветного стекла и украшенны­ ми зерныо, которая образует причудливый геометричес­ кий узоры. Интересны также две парные серебряные за­ стежки. Общий вес серебра в кладе — более полутора кило­ граммов. Оно молочно-белого оттенка. Клад передан на хранение в Архангельский краеведче­ ский музей. Археолог Олег Владимирович Овсянников, крупный спе­ циалист по истории Русского Севера, на основании соста­ ва монет дает точную датировку клада — конец XI __ начало XII века. Это время проникновения новгородцев в Югру (Северное Зауралье), о чем рассказано в Повести временных лет под 1096 годом. Новгород тогда (до 1136 года) еще являлся частью Киевской Руси. Лишь столетие спустя в летописи появится упоминание о «терском дан­ нике». Архангельский клад является неопровержимым свиде­ тельством развития в Поморье оживленной торговли, в которую были втянуты коренные русские земли. «Ювелирные изделия, выполненные в типичной для эпо­ хи Древней Руси технике плетения и зерни, — пишет О. В. Овсянников, — придают архангельской находке об­ щерусское звучание и делают ев значительным явлением в истории художественной жизни Древней Руси». Совершенно справедливо ученый делает вывод: «Не кра­ ем полярного «мрака» и дикости предстает Нижнее По- двинье в начало XII столетия.., Эта территория уже тогда участвовала в оживленной трансконтинентальной европей­ ской торговле и представляла собой самую крайнюю се­ веро-восточную часть великого торгового пути средневе­ ковья, простиравшегося от берегов далекой Англии до предгорий Полярного Урала». Архангельский клад проливает новый свет на жизнь Русского Севера, скрытую от нас девятью веками истек­ шего времени. Становится более понятным тот факт, что в XIII веке земля Тер (Тре) уже входила на правах «воло­ сти» в состав новгородских владений, хотя заселение ее русскими людьми относится к XV веку. по городам с призывом к населению присылать в Моск­ ву ратникос. В решающем сражении с армией гетмана Ходкевича под Москвой в августе 1612 года Палицын проявил сме­ лость и находчивость, помог Минину и Пожарскому одер­ жать победу. В критический момент битвы Авраамий на­ правился к казакам Трубецкого, которые стояли в бездей­ ствии, не желая сражаться вместе с ополченцами «Бога- ти пришли из Ярославля, — говорили оборванцы-казаки, — и одни отстоятся от гетмана». Авраамий, прибыв к ним, обратился с пламенной речью: «Вы первые, — говорил келарь, — крепко стали за веру и отечество, многие ра­ ны приняли, голод и нищету претерпели. Слава о вашей храбрости и о вашем мужестве, как гром гремит в ближ­ них и дальних государствах! И что же? Неужели то доб­ рое дело... вы теперь... погубить захотите?.. Идите и сра­ жайтесь I» Казаки на конях тут же ринулись в атаку и смяли поляков. Это был перелом в ходе трехдневного сражения, решившего судьбу российской столицы. Авраамий использовал свой авторитет и высокую дол­ жность для прекращения усобиц и восстановления поряд­ ка в стране, С Лобного места на Красной площади он уго­ варивал народ одобрить избрание на царство 16-летнего Михаила Романова. Когда выбор состоялся, Авраамий Па­ лицын был тем человеком, который 14 марта 1613 года в Костромском Ипатьеве монастыре вручил юноше царский посох — символ государственной власти. В 1619 году по старости Авраамий удалился «на покой» и остаток жизни (он скончался 13 сентября 1626 года) провел в Соловецком монастыре, где создал новую наи­ более полную (77 глав) редакцию своего знаменитого со­ чинения «История в память предъидущим родом» (буду­ щим поколениям), которое более известно под названи­ ем «Сказание Авраамия Палицына». Это — выдающееся произведение, наиболее читаемое в XVII веке. Крупнейший специалист в области древне­ русской литературы академик Дмитрий Сергеевич Лиха­ чев отнес его к числу классических, дав в книге «Великое наследие» следующее пояснение: «Авторов этих класси­ ческих произведений мы называем классиками: писателя­ ми не только образцовыми, но и ставшими как бы сим­ волом русской культуры. Знание классических произведе­ ний, умение ценить их достоинства, чувствовать их внут­ реннюю красоту и совершенство — обязательное усло­ вие образованности». Бывший Кольский воевода, как видим, сыграл замет­ ную роль в русской истории и оставил замечательный па­ мятник древнерусской литературы. °дним из самых темных вопросов истории нашего края *спяется вопрос о времени первоначального освоения юморья русскими людьми. Когда обосновались славяне нп Крайнем Севере! В существующей литературе встре­ чаются разные мнения, как правило, не подкрепляемые "одежными источниками. • • • ‘ 0поРУ научных представлений составляют две летопме- ни° эаг>иси: в 1032 году новгородцы во главе с Улебом достигли побережья Белого моря, но из трудного похо- -* вернулись не «се («мало и* прииде»); а 1216 году под и Рьевом Польским, на реке Липицв, в сражении с суз- ^«льцами погиб новгородский сборщик дани с Терской -•емли (так тогда звался Кольский полуостров) — «тер- скии Денник» Семьюн Петриловиц. Между этими двумя датами есть еще одна веха — ' sLVj. князя Святослава Ольговича 1137 года. В этом до­ ’ “ W je речь идет об отчислениях новгородскому еписко­ ПУ ‘* о и дани, собираемой с северных владений Новгоро- ^4- Среди селений, куда поступала дань с местных жите- еи, упомянуты, в частности, погост на устье реки Емцы, ^«Дающей в Северную Двину (позднее здесь находился "оцкий городок), Иван погост (на месте будущих Хол- г?бГ° Р) И ^РР01" на Реко Онеге (в 24 км от устья). Таким ; Разом, русская колонизация достигла низовий Двины и " неги. Сведений о Терской земле нет. Дань платили пушниной, обычно по 800 белок с пого- a' ° с живущих «на мори» — солью. 0 ^нУД°сть письменных источников не позволяет судить ^ численности населения и его этническом составе. Най- ННЬ|° в последние сорок лет берестяные грамоты мало ^рслснили интересующий нас вопрос. Между тем история и ■‘Наваема лишь в той мере, насколько это позволяют очники. Тайны прошлой жизни хранит земля. Каждый В историю Кольского Севера прочно вошло имя Авер- кия Ивановича ПАЛИЦЫНА — первого воеводы в нашем крас. Он был прислан в Колу Иваном Грозным о тревож­ ном 1582 году, когда датские военные корабли бесчинст­ вовали на морс, не пропуская из Англии и Голландии торговые суда на Мурман. Палицын провел ряд реформ в Заполярье: устроил го­ стиный двор для иноземцев, «поставил весы с норвеж­ скими гирями, стал собирать со всего десятину и ввел другие усовершенствования», — пишет голландец Симон ван Салинген. Аверкий Палицын родился около 1552 года в селе Про­ тасове близ Ростова Ярославского в дворянской семье. Предком его, согласно родословному списку, являлся Иван Микулаевич, выехавший на Русь в 1373 году, — за семь лет до Куликовской битвы. По преданию, его прозвали Палицею за то, что, будучи очень сильным и храбрым, он бился в сражениях железной палицей весом в полтора пуда (почти 25 кг). На фамильном гербе Палицыных на од­ ной половине щита изображен орел в золотой короне, не другой — всадник с палицею. В Коле Палицын пробыл около года и возвратился ■ Москву. В 1588 году он подвергся репрессиям Бориса Го­ дунова, заподозрившего в нем сторонника Шуйских, ко­ торые стремились устранить Годунова от власти. Палицы- на сослали в Соловецкий монастырь, где он постригся в монахи, приняв имя Авраамия, и углубился в изучение отечественной литературы. После шести лет пребывания в Соловках Авраамий Па­ лицын вернулся в столицу, выполнял различные прави­ тельственные поручения, числясь иноком Троице-Сергие- ва монастыря. В разгар Смуты (гражданской войны и польско-литов­ ской интервенции) происходит стремительное возвыше­ ние Палицына: в 1608 году он становится келарем (заве­ дующим хозяйством) богатейшего, «государева» Троице- Сергиева монастыря в 70 км от Москвы, приобретает большой авторитет в русском обществе. Во время осады Москвы «тушинским вором» Лжедмит- рием Вторым и поляками Палицын помогал защитникам столицы хлебом и деньгами, посылал казакам Трубецко­ го боеприпасы, совершал молебны и рассылал грамоты К р см я надеж д с 3 - »>:■ ;5 ; *•, . ■'« Л ,j £ >:• Монастырь возрождается Еще с XIII века украшал окрестности Курска храм «Животворный источник», впоследствии рядом был построен мужской монастырь. В 20-е годы на­ шего столетия их постигла участь многих культовых сооружений нашей страны: не стало ни храма, ни монастыря. Сегодня эти места возрождаются: нача­ ты реставрационные работы. Построены 17 келий, где поселились 11 послушников и первый монах, организовано подсобное хозяйство будущего мона­ стыря. НА СНИМКЕ: послушник Григорий Маэун следит за стадом. (ТАСС) 13 НАШЕ СЛОВО» - — -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz