Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

На Руси письменность стала применяться в на­ чале X века» Принятие христианства в 988 году спо­ собствовало дальнейшему распространению письмен­ ности и росту грамотности в русских землях. Из Византии и Болгарии на Русь в большом количест­ ве шла разнообразная литература. В древнерусском государстве возникло летописание, появились собст­ венные сочинения. Образованные люди в Киевской Ру си любили кни гу . «Велика ведь бывает польза от учения книжного, — читаем мы в Повести временных лет под 1037 годом. — Книги наставляю т и поучают нас пути покаяния , ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных . Это реки, напояющие вселенную, это источники муд­ рости , в кни гах ведь неизмеримая глубина ; ими мы в печали утешаемся ... получаем для души великую поль­ зу». Составитель Изборника 1076 года писал : «Добро есть , братие, чтение книжное; оно т а к же необходимо праведнику , нак воину оружие, а кораблю п ар у са * . До XVI века книга на Руси была рукописной. Пе­ репиской книг занимались преимущественно монахи, по нередко и грамотные горожане, и профессиональ­ ные гг’сцы при княжеских и боярских дворах. Высокой грамотностью отличалось население Новго­ рода Великого. В берестяной грамоте X IV века (№ 271) новгородец Яков писал своему приятелю Максиму: «...Пришли мне чтения доброго». К настоящему време­ ни в Новгороде при раскопках найдено уже 690 бере­ стяны х грамот, написанных , как правило, простыми людьми. Древнерусская книга часто содержала не одно, а несколько произведений (иногда более 20—30). Та­ кой «изборник» (или «соборник») по сути являлся целой библиотекой, заключенной в одном переплете, включал в себя как религиозные тексты (молитвы, поучения, притчи, жития святых), так и светские сочинения (повести, сказания, «хожения» и т. п.). В старину существовал обычай собираться по ве­ черам и слушать чтеца, поразмышлять над книгой, подумать о собственной жизни. Благодаря этому произведения становились доступными и неграмот­ ному населению. Большинство древних книг не дошло до нас — погибли при пожарах, войнах, просто изнашивались от долгого употребления, а после революции, при массовом отходе верующих от религии, были вы­ брошены. Но сохранились многие описи книг, нахо­ дившиеся в библиотеках XVII —XVIII веков. Поэто­ му мы можем судить о том, что читали наши пред­ ки. Если обратиться к прошлому нашего края, то здесь древнерусская книга появилась вместе с псрвопоселен- цами-поморами на Терском берегу в XV веке. Состав книг у них был таким же, как и в Новгородской земле, откуда они пришли. В монастырских и церновных библиотеках преобла­ дали книги богослужебные и религиозно-нравоучитель­ ные, однако встречаются и сочинения общественно-по­ литического и научного х арак тера . В Кандалакшском монастыре в 1705 году имелось 158 книг, в том числе две грамматики , одна летопись, сочинения Нила Сор- ского — русско го писателя-гуманиста . сборники поуче­ ний. В собрании Кольско-Печенгского монастыря по опи­ си 1658 года находилось 59 рукописных и печатных кни г , среди них, в частности , указан Хронограф — из­ ложение всемирной истории. Книги поступали на Кольский полуостров из Соло­ вецкого монастыря, где работала книгопиг.ная мастер ­ ская , из Архан гельска и Москвы. Их привозили с со­ бой воеводы, ссыльные, богатые торговцы и потом да­ вали вкладом в местные монастыри и приходские церк­ ви . О бытовании книг на Кольском Севере в феодальную эпоху рассказано в моей книге «Кольская старина» , из­ данной в Мурманске в 1986 году. Праздник славянской письменности, отмечаемый .? і мая, — это праздник отечественной литературы, которая несла в народ идеи добра, гуманности, борь­ бы оа лучшую жизнь, социальную справедливость и дружбѵ наоодов. И. УШАКОВ, краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz