Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Страницы истории ЛЕТИТЕ, ГОЛУБИ! РАИ — «зело дальней ^ и оілеглой». Так ска­ зано о Мурмане в одной из грамот XVI века. И действи­ тельно: от Колы до обжито­ го Поморья простирались сотни верст бездорожья. В конце XVI века одно, временно с постройкой Коль­ ского острога правительство учредило ямскую гоньбу — транспортировку почты, ка­ зенных грузов и служилых людей по Лапландии и Бе­ ломорскому побережью. Зи. мою ездили на оленях, в теплое время пользовались лодками, а по сухопутью несли кладь на себе, пасса­ жиры же шли пешн. В ве­ сеннюю и осеннюю распути­ цу движение по ямскому тракту прекращалось. Однако в жизни Коль­ ского Заполярья происходи­ ли иногда события, о кото­ рых требовалось сообщить высшим властям немедлен, но. Так, в августе 1854 года, когда Россия воевала с Тур­ цией, Англией н Францией, английский корабль «Миран­ да» из 16 орудий крупного калибра обстрелял Колу. Известие же об этом дошло до Архангельска спустя две недели. Любопытную попытку ус­ корить доставку почты из Колы в Поморье сделал чи­ новник по крестьянским де­ лам Николай Николаевич Макшеев, человек образован­ ны!! и оригинально мыслив­ ши». Ему принадлежит весь, ма содержательное сочине­ ние «Терский берег, его население и промыслы» в сборнике петербургского жур­ нала «Нива». Осенью 1888 года Мак­ шеев выписал из Архангель. ска десять пар лучших поч­ товых голубей и, не ставя в известность начальство, за свой счет решил учредить голубиную почту по линии Кола — Кандалакша — Кемь — Сумской посад. На­ чинание Макшеева не про­ шло незамеченным. В «Рус­ ских ведомостях» появилась корреспонденция «Из По­ морского края», которая по­ пала в поле зрения архан­ гельского губернатора князя Голицына. Последовал за­ прос Макшееву: достоверна ли опубликованная в москов­ ской газете информация? В своем ответе чиновник Макшеев сообщил, что со­ держание статьи ему неиз­ вестно и о появлении ее он не знал. Извещать прави­ тельство о своем замысле не стал потому, что проект создания голубиной почты власти сочли бы делом «не­ мыслимым», поэтому преж­ де чем обратиться с подоб­ ным предложением офици­ ально. он «решился сделать опыт на свои страх». Почтовые голуби, достав, ленные в Колу, писал Мак­ шеев, вполне удовлетвори­ тельно переносят заполяр­ ный климат, и он надеется на «благополучное воспита. нис выводков... Проект орга­ низации голубиной почты разрабатывается мною все­ сторонне и во всех подроб­ ностях. Недостатка в людях, требующихся для присмотра за почтово-голубиными стан­ циями, не предвидится, так как уже в настоящее время несколько человек заявили мне о желании принять на себя обязанность смотрите­ лей или начальников стан­ ций, и одно из таких заявле­ ний поступило даже из С. Петербурга от ліща, кото­ рое уже знакомо с этим де­ лом, а от одного из обыва­ телей села Кандалакши по­ ступило заявление о жела­ нии принять на свой счет как устройство местной стан­ ции, так и содержание поч. товых голубей...» Неизвестно, каких резуль­ татов достиг Макшеев в ра­ боте с голубями, но в кон­ це XIX века было принято решение о сооружении те­ леграфной линии Кемь — Кола—Ворьема (норвежская граница), которая вступила в строи осенью 1896 года. Не­ обходимость в голубиной поч­ те, естественно, отпала. Серь­ езное начинание стало любо­ пытным случаем местной истории. И. УШАКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz