Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Факты против легенд (Из истории Кольского Севера) ПРАВДА ПЕЧЕНГСКОМ МОНАСТЫРЕ (Окончание. Начало в №№ 2 5 - 2 6 .) П ЕЧЕНГСКИЕ мо нахи не могли служить примером вы соконравственного по ведения. Ссоры между собой, пьянство, кар тежные 'игры и другие «непотребства» были предметом насмешек местного населения. Священник Борисо глебской церкви Симеон Борисбв на расспросе у архиепископа Афанасия в 1696 году сообщил «истинную правду» о каждом монахе: Тихон — «хмельное питие пьет в пьянство и в нраве ма ло постоянен», прозва ние имел Кабакукин (вероятно, от слова «ка бак»?); Алимпий — «хме льного пития держится не в мале»; Сильверст Молвистой — «живет своевольно с братиею мало согласно и пьянст- венного пития держится не в мале»; Илья — «живет совершенно пьянственно и монастыр ские избытки, где что можно, похищает воров ски»; Иринарх — «жи тие живет меж братством ропотливое и из монасты ря в мирские домы хо дит почасту неведомо для каного случая»; Каллист — «живет он совершенно пьянствен но, мало и с кабака схо дит...» Таков моральный об лик печенгской бра тии. Умри — лучше не скажешь! Из 14 мо нахов только один гра мотен. Лишь двое одо брительны в поведении: лопарь Алимпий — «смирен и между бра тиею любовен», Сера фим — -«житие его к воздержанию посредст венно и в трудех по слушен». В начальный период своего существования Печеигский монастырь сыграл некоторую по ложительную роль в освоении и подъеме экономики Крайнего Севера. Но с середи ны XVII века монас тырь все более и бо лее приходил в упадок. Монахи сами почти не занимались промысла ми, а отдавали, угодья в аіэенду вольным про мышленникам за ус ловленную плату. Кре постные саамы, жив шие по рекам Печенге и Большой Лиде, за пользование монас тырскими угодьями от давали монахам поло вину. улова. Без вся ких хлопот печеигская братия получала доход, обеспечивавший ей без бедную жизнь. В 1701 году архие пископ Афанасий, известный сторонник реформ Петра I, доно сил царю: печенгскне монахи, «живя пьянст венно и без опасения», обитель свою «разори ли и всякие угодья за- пустошилн... денежную казну пропили и про- воровали» и «злым своим житием зазор и многим людям досаду учинили». Правитель ству пришлось пере дать монастырь в ве дение Холмогорского архиерейского дома. А в т о р и т е т мо настыря в глазах верующих упал до предела. Приток по жертвовании почти прекратился. Чтобы поправить материаль ное положение мона стыря, монахи стали насаждать культ Три фона, которого объ явили святым. Первое упоминание о паломничестве к мо гиле Трифона относит ся к 1698 году: поль ский воевода Иван Воронецкий «по обе щанию своему» ез дил на корабле' с пя тью пушками и двумя знаменами «Трифону чудотворцу помолит- ца». Служители архие рейского дома отыска ли хранившиеся у «благочестивых почи тателей» Трифона «малые книжицы» сто летней давности, со державшие сведения об «устроении обите ли и крещении лопа рей» на Печенге. Эти «писания краткие» ос тавили «самовидцы» деятельности Трифо на. Внешне он выгля дел так: ростом «не мал, нагнб (сгорблен), плотню крепок, мало- нлешив, брадою сед». Поселившись среди са амов, прежде чем скло нять их в новую веру, Трифон «начал беседы творитн о куплях» (перспективах торгов ли). Используя безыс кусные «памятные записи» сподвижни ков Трифона, неизве стный нам духовный писатель начала XVIII столетия составил «Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопа рей». В нем помимо правдивых историчес ких сведений помеще ны рассказы о чудесах (без чудес святой уже не святой!), со вершенных Трифоном как при ясизни, так и после кончины. Среди последних — спасение царя Федора Иванови ча во время войны в Ливонии «от злого за- мышления» шведов (святой явился царю во сне и посоветовал покинуть шатер: как выяснилось вскоре, шведы окружили рус ский обоз и навели пушки па лагерь ца ря). Вероятно, это был не маловажный довод, ко гда монахи добивались у монархов государст венных пособий и льгот для «обители Трифона». Но Петр I едва ли ве рил в чудеса. Он требо вал от каждого поддан ного полезного дела на благо Отечества и весь, ма нелестно отзывался о монахах. «Большая часть» их, писал царь, «суть тунеядцы... а что говорят молятся, так и все молятся... Что же прибыль обществу от сего? Воистину токмо старая пословица: ни богу, ни людям; понеже большая часть бегут (в монастыри) от податей и от лености, дабы да ром хлеб есть», потому что «в монахах всо го товое». Для печенгской бра тин наступили худые времена. В 1764 году захире лый Кольско - Печенг- скиіі монастырь был упразднен, и место его отдано под кладбище. Христианские писатели — проповедники монаше ства — утверждали, что в миру люди погрязли в грехах. Идеальным же местом для очищения от пороков и страстей является монастырь. Здесь, в отрешении от мирской суеты и соблазнов, желаю щий спасти душу получает наилучшие условия для нравственного самосовершенствования и выработ ки в себе угодных богу добродетелей. Считалось: не имея полного набора доброде телей, нельзя попасть в рай. Богословы уподобля ли путь в царство небесное восхождению по лест нице, каждая ступень которой соответствовала оп ределенной добродетели. В «Поучениях» верующим и на иконах «Видение лествицы» изображалась та кая картина. От подножия храма на небеса ведет длинная лестница. Наверху, у ворот рая, правед ников ожидают Христос и его приближенные. А по лестнице взбираются монахи, но лишь один из. многих достигает цели. Остальные же, отягощен ные грехами и сталкиваемые ангелами, срываются и падают, на радость бесам; в пропасть — ад. Великий грешник Трифон* удостоился причисле ния к лику святых. Ему, надо полагать, гарантиро ван рай без вступительных экзаменов за «особые заслуги». Что же касается наследников преподоб ного — печенгских старцев XVII—XVIII веков, то им, судя по всему, выше первых ступенек рай ской лестницы не подняться, а на четвертой сту пеньке (воздержание) им, грешным, наверняка предназначено расстаться с мыслью о вечном бла женстве и отправиться в преисподнюю-. - И. УШАКОВ, доктор исторических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz