Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Факты против легенд (Из истории Кольского Севера) ПРАВДА ПЕЧЕНГСКОМ МОНАСТЫРЕ (Окончание. Начало в №№ 2 5 - 2 6 .) П ЕЧЕНГСКИЕ мо­ нахи не могли служить примером вы­ соконравственного по­ ведения. Ссоры между собой, пьянство, кар­ тежные 'игры и другие «непотребства» были предметом насмешек местного населения. Священник Борисо­ глебской церкви Симеон Борисбв на расспросе у архиепископа Афанасия в 1696 году сообщил «истинную правду» о каждом монахе: Тихон — «хмельное питие пьет в пьянство и в нраве ма­ ло постоянен», прозва­ ние имел Кабакукин (вероятно, от слова «ка­ бак»?); Алимпий — «хме­ льного пития держится не в мале»; Сильверст Молвистой — «живет своевольно с братиею мало согласно и пьянст- венного пития держится не в мале»; Илья — «живет совершенно пьянственно и монастыр­ ские избытки, где что можно, похищает воров­ ски»; Иринарх — «жи­ тие живет меж братством ропотливое и из монасты­ ря в мирские домы хо­ дит почасту неведомо для каного случая»; Каллист — «живет он совершенно пьянствен­ но, мало и с кабака схо­ дит...» Таков моральный об­ лик печенгской бра­ тии. Умри — лучше не скажешь! Из 14 мо­ нахов только один гра­ мотен. Лишь двое одо­ брительны в поведении: лопарь Алимпий — «смирен и между бра­ тиею любовен», Сера­ фим — -«житие его к воздержанию посредст­ венно и в трудех по­ слушен». В начальный период своего существования Печеигский монастырь сыграл некоторую по­ ложительную роль в освоении и подъеме экономики Крайнего Севера. Но с середи­ ны XVII века монас­ тырь все более и бо­ лее приходил в упадок. Монахи сами почти не занимались промысла­ ми, а отдавали, угодья в аіэенду вольным про­ мышленникам за ус­ ловленную плату. Кре­ постные саамы, жив­ шие по рекам Печенге и Большой Лиде, за пользование монас­ тырскими угодьями от­ давали монахам поло­ вину. улова. Без вся­ ких хлопот печеигская братия получала доход, обеспечивавший ей без­ бедную жизнь. В 1701 году архие­ пископ Афанасий, известный сторонник реформ Петра I, доно­ сил царю: печенгскне монахи, «живя пьянст венно и без опасения», обитель свою «разори­ ли и всякие угодья за- пустошилн... денежную казну пропили и про- воровали» и «злым своим житием зазор и многим людям досаду учинили». Правитель­ ству пришлось пере­ дать монастырь в ве­ дение Холмогорского архиерейского дома. А в т о р и т е т мо­ настыря в глазах верующих упал до предела. Приток по­ жертвовании почти прекратился. Чтобы поправить материаль­ ное положение мона­ стыря, монахи стали насаждать культ Три­ фона, которого объ­ явили святым. Первое упоминание о паломничестве к мо­ гиле Трифона относит­ ся к 1698 году: поль­ ский воевода Иван Воронецкий «по обе­ щанию своему» ез­ дил на корабле' с пя­ тью пушками и двумя знаменами «Трифону чудотворцу помолит- ца». Служители архие­ рейского дома отыска­ ли хранившиеся у «благочестивых почи­ тателей» Трифона «малые книжицы» сто­ летней давности, со­ державшие сведения об «устроении обите­ ли и крещении лопа­ рей» на Печенге. Эти «писания краткие» ос­ тавили «самовидцы» деятельности Трифо­ на. Внешне он выгля­ дел так: ростом «не­ мал, нагнб (сгорблен), плотню крепок, мало- нлешив, брадою сед». Поселившись среди са­ амов, прежде чем скло­ нять их в новую веру, Трифон «начал беседы творитн о куплях» (перспективах торгов­ ли). Используя безыс­ кусные «памятные записи» сподвижни­ ков Трифона, неизве­ стный нам духовный писатель начала XVIII столетия составил «Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопа­ рей». В нем помимо правдивых историчес­ ких сведений помеще­ ны рассказы о чудесах (без чудес святой уже не святой!), со­ вершенных Трифоном как при ясизни, так и после кончины. Среди последних — спасение царя Федора Иванови­ ча во время войны в Ливонии «от злого за- мышления» шведов (святой явился царю во сне и посоветовал покинуть шатер: как выяснилось вскоре, шведы окружили рус­ ский обоз и навели пушки па лагерь ца­ ря). Вероятно, это был не­ маловажный довод, ко­ гда монахи добивались у монархов государст­ венных пособий и льгот для «обители Трифона». Но Петр I едва ли ве­ рил в чудеса. Он требо­ вал от каждого поддан­ ного полезного дела на благо Отечества и весь, ма нелестно отзывался о монахах. «Большая часть» их, писал царь, «суть тунеядцы... а что говорят молятся, так и все молятся... Что же прибыль обществу от сего? Воистину токмо старая пословица: ни богу, ни людям; понеже большая часть бегут (в монастыри) от податей и от лености, дабы да­ ром хлеб есть», потому что «в монахах всо го­ товое». Для печенгской бра­ тин наступили худые времена. В 1764 году захире­ лый Кольско - Печенг- скиіі монастырь был упразднен, и место его отдано под кладбище. Христианские писатели — проповедники монаше­ ства — утверждали, что в миру люди погрязли в грехах. Идеальным же местом для очищения от пороков и страстей является монастырь. Здесь, в отрешении от мирской суеты и соблазнов, желаю­ щий спасти душу получает наилучшие условия для нравственного самосовершенствования и выработ­ ки в себе угодных богу добродетелей. Считалось: не имея полного набора доброде­ телей, нельзя попасть в рай. Богословы уподобля­ ли путь в царство небесное восхождению по лест­ нице, каждая ступень которой соответствовала оп­ ределенной добродетели. В «Поучениях» верующим и на иконах «Видение лествицы» изображалась та­ кая картина. От подножия храма на небеса ведет длинная лестница. Наверху, у ворот рая, правед­ ников ожидают Христос и его приближенные. А по лестнице взбираются монахи, но лишь один из. многих достигает цели. Остальные же, отягощен­ ные грехами и сталкиваемые ангелами, срываются и падают, на радость бесам; в пропасть — ад. Великий грешник Трифон* удостоился причисле­ ния к лику святых. Ему, надо полагать, гарантиро­ ван рай без вступительных экзаменов за «особые заслуги». Что же касается наследников преподоб­ ного — печенгских старцев XVII—XVIII веков, то им, судя по всему, выше первых ступенек рай­ ской лестницы не подняться, а на четвертой сту­ пеньке (воздержание) им, грешным, наверняка предназначено расстаться с мыслью о вечном бла­ женстве и отправиться в преисподнюю-. - И. УШАКОВ, доктор исторических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz