Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
Факгьі . п р о т и в л е г е н д (Из истории Кольского Севера) ЕДВА ЛИ не са- ^ глыін известным религиозным деятелем в нашем крае был Три фон — основатель Пе- ченгского монастыря и один из крестителей саамов (лопарей). О своей жизни и деятельности Трифон поведал в личной бесе де голландскому куп цу Симону ван. Салин- гену: оказывается, до прихода на Печенгу он «на границе много крови пролил»,. «был грозным для . врагов воином, много народу ограбил и разорил ...в чем раскаялся» и ре шил, значит, искупить грехи приобщением язычников-лопарей к христианству. В конце 20-х годов XVI века он поселился как отшельник на са мой северо-западной окраине России. В скандинавских стра нах в это время утвер ждалось лютеранство. На смену католичеству пришла протестантская религия. На Руси опаса лись «люторсной ереси». Распространение люте ранства на земли саамов означало бы установле ние над ними иностран ного господства. Дело в том, что территории, за селенные саамами, н§ были разграничены. Русские собирали дань 1 с Фннмаркена (Северная Скандинавия), фактиче ски принадлежавшего Дании, а датские чинов ники брали дань с саа мов Кольского полуост рова, давно входившего в сферу русской госу дарственности. Перед правящими верхами Рос сии стала задача огра дить саамов Кольского полуострова от обраще ния их в лютеранство. Время и место посе ления Трифона ясно показывают, что он действовал по подсказ ке русского духовен- І ства, хотя пря.мо нигде об этом не сказано. Скорее всего, уходя на Север, Трифон имел задание обратить саамов в «русскую ве ру» — православие — и прочнее закрепить за Россией ее заполяр ные владения. С тоіі же целью отправился к Кольскому заливу со ловецкий монах Фео- дорнт. Прожив среди саамов- язычников несколько лет, Трифон убедил их принять «истинную» ре лигию — христианство (около 1532 года). Затем при поддержке прави тельства и новгородского духовенства он собрал братию, построил на Печенге церковь и я;и- лые кельи. В 1554 году обитель Трифона уже именуется монастырем. Монахи- завели семужьи и тргсковые промыслы, солеварение, скотные дворы, стали занимать ся торговлей. Однако богатства . монастыря создавались не столько собствен ным трудом монахов, сколько безжалостной . эксплуатацией саамов и рыбаков Мурмана. Трифон обложил побо рами «повокрещенных лопарей», силой рели гиозного внушения по буждал их давать в монастырь «вкладом » промысловые угодья и разное имущество, принимал от «скорбл- В щих» приношения ры- I боіі и салом, брал гіла? В ту за поминание г» мо- '«Грамматики», «Хроно граф» (сочинение по всемирной истории), «Книга Летописец» (из ложение отечественной истории) и сборники ли тературных произведе ний. пожертвованные мо настырю разными лица ми, но монахи по негра мотности их не читали. Когда кольский воевода Василий Эверлакос в 1682 году пожелал для себя снять копию с «Хронографа», то, не найдя писца среди мона хов, поручил переписку книги стрельцу Проко фию Ледуношникову. М ОНАСТЫРСКАЯ братия нередко пополнялась людьми с темным прошлым и закоренелыми порока ми. Англичанин Джильмс Флетчер, по знакомившись с поряд ками в России в кон це XVI века, писал: «Монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ, ■что и заставля ет многих надевать монашескую рясу как ПРАВДА ПЕЧЕНГСКОМ И т. д. В • 1556—1557 Родах Трифон побывал в Нов городе и Москве, был принят знатными бояра ми и духовными особа ми, удостоился царских милостей. Правительст во надеялось на то, что монастырь на Печенге станет щитом от прони кновения лютеранства и преградой от военных вторжений западных со седей России. Иван Гроз ный пожаловал Трифону крупную сумму «сереб ра», освободил монас тырь от всяких податей. Позднее, в 1581 году, царь отдал монастырю «в вотчину» два саам- сних погоста — Печенг- ский и Мотовский. Пе- ченгский : монастырь превратился в феодала, на землях которого мо гла бы уместиться вся Бельгия. По меркам Крайнего Севера монастырь был многолюдным: в 1572 году в нем насчитыва лось около 50 монахов и не менее 200 слу жек и работников. Од нако монастырь, как форпост русской обо роны в Заполярье,- не О МОНАСТЫРЕ выполнил своего назна чения. Хотя при жиз ни Трифона (он умер в конце 1583 года) монастырские люди дважды отразили на падение шведов, но осенью 1589 года ино земцы захватили мона стырь. Они перебили 116 монахов и слу жек, взяли богатую добычу («сосудов се ребряных и денег, и платья, и сукон, и со болей, и лисиц... по смете на 55 тысяч рублев») и, уходя, со жгли все постройки. Находившиеся в отъ езде монахи после разгрома монастыря обосновались в Коле, Ьозле стен острога (деревянной крепости). Защиту края прави тельство возложило на стрельцов и пушка рей польского гарнизо на. Д АЛЬНЕЙШАЯ ис тория Трифонова монастыря совершенно бесславная. Монашес кая братия, не прино ся никакой пользы об ществу, превратилась в дармоедов, эксплуа таторов народа, на хлебников государства. Известно, что монахи на Руси порой выполня ли важные функции: переписывали книги, ве ли летописи, обучали детей грамоте и тем спо собствовали развитию культуры, сохранению ценных памятников дре внерусской письменно сти. О печеигских стар цах этого сказать нель зя. Почти все они бы ли неграмотными, не мо гли даже вести запись 'денежных поступлений и учета имущества. В монастырской библио теке в 1658 году храни лось 59 нмиг, среди ко торых имелись две лучшую броню против этого... Некоторые идут в монастыри как в места неприкосновен ные и постригаются в монахи, чтобы избег нуть наказания, кото рого заслужили по за конам государства, ибо успевший поступить в монастырь и надеть рясу прежде, нежели его схватят, пользует ся навсегда защитой против всякого зако на, все равно, какое бы ни совершил пре ступление, исключая измену государству». Другой иностранец, Генрих Штаден, слу живший в опричном войске Ивана IV, от мечал: «Если кто раз бойннчал, убивал и грабил, а потом с доб ром и деньгами бежал в монастырь, то в мо настыре он был свобо ден от преследования». Состав монашества Кольско. - Печенгского монастыря полностью подтверждает эти со общения. В документе 1696 года мотивы ухо да в монастырь указа ны следующие: монах Илья — «постригся в иночество от беды, ко торая прплучнлась ему от воровства»: монах Ефрем — «постригся от многих своих дол гов»: монах Ирннарх .Чистых — «учинил Кандалакшскому мона стырю от пожару раз- зорение»; монах Герои- тий — «учинил растра ту казенного провиан та и постригся от ну леды...» ( Окончание следует. Начало а Л® 25).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz