Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

Факгьі . п р о т и в л е г е н д (Из истории Кольского Севера) ЕДВА ЛИ не са- ^ глыін известным религиозным деятелем в нашем крае был Три­ фон — основатель Пе- ченгского монастыря и один из крестителей саамов (лопарей). О своей жизни и деятельности Трифон поведал в личной бесе­ де голландскому куп­ цу Симону ван. Салин- гену: оказывается, до прихода на Печенгу он «на границе много крови пролил»,. «был грозным для . врагов воином, много народу ограбил и разорил ...в чем раскаялся» и ре­ шил, значит, искупить грехи приобщением язычников-лопарей к христианству. В конце 20-х годов XVI века он поселился как отшельник на са­ мой северо-западной окраине России. В скандинавских стра­ нах в это время утвер­ ждалось лютеранство. На смену католичеству пришла протестантская религия. На Руси опаса­ лись «люторсной ереси». Распространение люте­ ранства на земли саамов означало бы установле­ ние над ними иностран­ ного господства. Дело в том, что территории, за­ селенные саамами, н§ были разграничены. Русские собирали дань 1 с Фннмаркена (Северная Скандинавия), фактиче­ ски принадлежавшего Дании, а датские чинов­ ники брали дань с саа­ мов Кольского полуост­ рова, давно входившего в сферу русской госу­ дарственности. Перед правящими верхами Рос­ сии стала задача огра­ дить саамов Кольского полуострова от обраще­ ния их в лютеранство. Время и место посе­ ления Трифона ясно показывают, что он действовал по подсказ­ ке русского духовен- І ства, хотя пря.мо нигде об этом не сказано. Скорее всего, уходя на Север, Трифон имел задание обратить саамов в «русскую ве­ ру» — православие — и прочнее закрепить за Россией ее заполяр­ ные владения. С тоіі же целью отправился к Кольскому заливу со­ ловецкий монах Фео- дорнт. Прожив среди саамов- язычников несколько лет, Трифон убедил их принять «истинную» ре­ лигию — христианство (около 1532 года). Затем при поддержке прави­ тельства и новгородского духовенства он собрал братию, построил на Печенге церковь и я;и- лые кельи. В 1554 году обитель Трифона уже именуется монастырем. Монахи- завели семужьи и тргсковые промыслы, солеварение, скотные дворы, стали занимать­ ся торговлей. Однако богатства . монастыря создавались не столько собствен­ ным трудом монахов, сколько безжалостной . эксплуатацией саамов и рыбаков Мурмана. Трифон обложил побо­ рами «повокрещенных лопарей», силой рели­ гиозного внушения по­ буждал их давать в монастырь «вкладом » промысловые угодья и разное имущество, принимал от «скорбл- В щих» приношения ры- I боіі и салом, брал гіла? В ту за поминание г» мо- '«Грамматики», «Хроно­ граф» (сочинение по всемирной истории), «Книга Летописец» (из­ ложение отечественной истории) и сборники ли­ тературных произведе­ ний. пожертвованные мо­ настырю разными лица­ ми, но монахи по негра­ мотности их не читали. Когда кольский воевода Василий Эверлакос в 1682 году пожелал для себя снять копию с «Хронографа», то, не найдя писца среди мона­ хов, поручил переписку книги стрельцу Проко­ фию Ледуношникову. М ОНАСТЫРСКАЯ братия нередко пополнялась людьми с темным прошлым и закоренелыми порока­ ми. Англичанин Джильмс Флетчер, по­ знакомившись с поряд­ ками в России в кон­ це XVI века, писал: «Монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ, ■что и заставля­ ет многих надевать монашескую рясу как ПРАВДА ПЕЧЕНГСКОМ И т. д. В • 1556—1557 Родах Трифон побывал в Нов­ городе и Москве, был принят знатными бояра­ ми и духовными особа­ ми, удостоился царских милостей. Правительст­ во надеялось на то, что монастырь на Печенге станет щитом от прони­ кновения лютеранства и преградой от военных вторжений западных со­ седей России. Иван Гроз­ ный пожаловал Трифону крупную сумму «сереб­ ра», освободил монас­ тырь от всяких податей. Позднее, в 1581 году, царь отдал монастырю «в вотчину» два саам- сних погоста — Печенг- ский и Мотовский. Пе- ченгский : монастырь превратился в феодала, на землях которого мо­ гла бы уместиться вся Бельгия. По меркам Крайнего Севера монастырь был многолюдным: в 1572 году в нем насчитыва­ лось около 50 монахов и не менее 200 слу­ жек и работников. Од­ нако монастырь, как форпост русской обо­ роны в Заполярье,- не О МОНАСТЫРЕ выполнил своего назна­ чения. Хотя при жиз­ ни Трифона (он умер в конце 1583 года) монастырские люди дважды отразили на­ падение шведов, но осенью 1589 года ино­ земцы захватили мона­ стырь. Они перебили 116 монахов и слу­ жек, взяли богатую добычу («сосудов се­ ребряных и денег, и платья, и сукон, и со­ болей, и лисиц... по смете на 55 тысяч рублев») и, уходя, со­ жгли все постройки. Находившиеся в отъ­ езде монахи после разгрома монастыря обосновались в Коле, Ьозле стен острога (деревянной крепости). Защиту края прави­ тельство возложило на стрельцов и пушка­ рей польского гарнизо­ на. Д АЛЬНЕЙШАЯ ис­ тория Трифонова монастыря совершенно бесславная. Монашес­ кая братия, не прино­ ся никакой пользы об­ ществу, превратилась в дармоедов, эксплуа­ таторов народа, на­ хлебников государства. Известно, что монахи на Руси порой выполня­ ли важные функции: переписывали книги, ве­ ли летописи, обучали детей грамоте и тем спо­ собствовали развитию культуры, сохранению ценных памятников дре­ внерусской письменно­ сти. О печеигских стар­ цах этого сказать нель­ зя. Почти все они бы­ ли неграмотными, не мо­ гли даже вести запись 'денежных поступлений и учета имущества. В монастырской библио­ теке в 1658 году храни­ лось 59 нмиг, среди ко­ торых имелись две лучшую броню против этого... Некоторые идут в монастыри как в места неприкосновен­ ные и постригаются в монахи, чтобы избег­ нуть наказания, кото­ рого заслужили по за­ конам государства, ибо успевший поступить в монастырь и надеть рясу прежде, нежели его схватят, пользует­ ся навсегда защитой против всякого зако­ на, все равно, какое бы ни совершил пре­ ступление, исключая измену государству». Другой иностранец, Генрих Штаден, слу­ живший в опричном войске Ивана IV, от­ мечал: «Если кто раз бойннчал, убивал и грабил, а потом с доб­ ром и деньгами бежал в монастырь, то в мо­ настыре он был свобо­ ден от преследования». Состав монашества Кольско. - Печенгского монастыря полностью подтверждает эти со­ общения. В документе 1696 года мотивы ухо­ да в монастырь указа­ ны следующие: монах Илья — «постригся в иночество от беды, ко­ торая прплучнлась ему от воровства»: монах Ефрем — «постригся от многих своих дол­ гов»: монах Ирннарх .Чистых — «учинил Кандалакшскому мона­ стырю от пожару раз- зорение»; монах Герои- тий — «учинил растра­ ту казенного провиан­ та и постригся от ну­ леды...» ( Окончание следует. Начало а Л® 25).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz