Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

ФА К ТЫ ПРОТИВ ЛЕ Г ЕНД (Из истории Кольского Севера) В последнее время православные богословы в статьях, в проповедях стремятся прославить цер­ ковь как носителя прогресса, культуры и высокой нравственности, как движущую силу народа, сти­ мулятор всего общественного развития. Бурную деятельность в этом направлении развернула буржуазно-клерикальная пропаганда. Цель ее, как известно, ~ вызвать у верующих и неверующих негативное отношение к Советской власти любой ценой. Активизировали подрывную деятельность клерикальные антикоммунистические радиостанции, ведущие передачи на Советский Союз. Изыскива­ ются любые возможности, чтобы выставить напо­ каз якобы однозначно позитивную роль церкви В истории нашего государства. У нас — иная точка зрения. Наука и сама ис­ тория доказывают, что церковь всегда была опо­ рой феодализма, самодержавия, крепостничества и в конечном итоге выступала против прогрессивной культуры, науки, просвещения. Не с «крещения Руси», как утверждает церковь, начинается отечественная история. И не она «стоя­ ла у истоков русского национального самосозна­ ния, государственности и культуры». «Истины» же, проповедуемые сегодня всякого рода отщепенцами из русской церковной эмигра­ ции и клерикальными антисоветскими центрами за рубежом, не только искажают историческую прав­ ду. Цель всей этой шумихи — оклеветать наш строй, опорочить его в глазах как верующих, так и неверующих. Сегодня клуб активных пропагандистов атеизма начинает публиковать серию материалов, раскры­ вающих истинную роль церкви в истории Коль­ ского Севера. Предлагаем вашему вниманию ма­ териал, подготовленный специально для клуба «Истина» доктором исторических наук, профессо­ ром кафедры истории Мурманского педагогичес­ кого института И. Ф. Ушаковым. Автор рассказывает о существовавшем некогда на Кольской земле Печенгском монастыре. Исто­ рические факты убедительно опровергают домыс­ лы, и в частности, миф о том, что монастыри были экономическими и культурными центрами на Руси. , КАѴБ АК ТИ ВНЫ Х ПРОПАГАНДИСТОВ АТЕИ ЗМ А или райской, или бес­ конечным мучением в аду. Церковь учила ве­ рующих почитать вер­ ховных правителей как выразителей воли бо­ жьей, безропотно ис­ полнять распоряжения властей, трудиться в поте лица на господ, соблюдать «заповеди божьи» и постоянно помнить о том, что ожидает человека в будущем. Сочиненная церков­ никами притча «О сла­ дости жизни» зримо, на иллюстрациях нра­ воучительных книг изображала беспечного человека, который си­ дит на дереве и лако­ мится его плодами,, а тем временем внизу две мыши — белая (день) и черная (ночь) Правдао Печенгском монастыре Как жить? Как ве­ сти себя в обществе? К чему стремиться? За что бороться? За­ чем живем? — вечные вопросы, которые рано или поздно встают пе­ ред каждым мысля­ щим человеком. В про­ шлом исключительное право давать ответы на них брала на себя церковь. Согласно христиан­ ской догматике, чело­ век и окружающий его мир созданы богом, жизнь же человека на земле непродолжи­ тельна, она только подготовительная ста­ дия к жизни вечной — загробной. II эта «бу­ дущая», в зависимо­ сти от поведения че­ ловека, может быть — сменяясь, подгры­ зают дерево, и оно по­ немногу клонится в сторону ямы, кишащей змеями и свирепыми Хищниками. Это ад. Он уготован челове­ ку. не думающему о «спасении души». В старину люди бы­ ли, как правило, рели­ гиозными. Многие иск­ ренне верили во все­ могущего бога, загроб­ ную жизнь, рай и ад и далеко небезразлич­ но относились к на­ ставлениям церкви. Всякие действия, осуж­ даемые христианским вероучением, счита­ лись грехами, подле­ жащими наказанию бо­ жьему. Церковь внуша­ ла верующим: настанет «страшный суд господ­ ний», и только правед­ ники пойдут в рай, по­ лучат «вечное блажен­ ство», а грешников ожидает «ад кромеш­ ный». На иконах, и стенах храмов в назидание людям часто рисовали сцены мучений греш­ ников в аду: их жари­ ли черти на костре, терзали лютые звери и всякие чудовища. При одном взгляде на такие картины верую­ щих охватывал ужас. Невольно возникал вопрос; как избежать подобной участи? Ведь |грехи» , если поис­ кать, найдутся у каж­ дого... Некоторые ухо­ дили в монастырь, да­ вали обет безбрачия $ жизни в труде, постах и молитвах. Большин­ ство же оставалось «В миру» § старалось* жить праведно 0 бла­ гочестиво, то §стъ как предписывала церковь: гнуть всю йшзрЬ СПЙ« ну й нб роптать. (Продолжение следует)*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz