Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
ФА К ТЫ ПРОТИВ ЛЕ Г ЕНД (Из истории Кольского Севера) В последнее время православные богословы в статьях, в проповедях стремятся прославить цер ковь как носителя прогресса, культуры и высокой нравственности, как движущую силу народа, сти мулятор всего общественного развития. Бурную деятельность в этом направлении развернула буржуазно-клерикальная пропаганда. Цель ее, как известно, ~ вызвать у верующих и неверующих негативное отношение к Советской власти любой ценой. Активизировали подрывную деятельность клерикальные антикоммунистические радиостанции, ведущие передачи на Советский Союз. Изыскива ются любые возможности, чтобы выставить напо каз якобы однозначно позитивную роль церкви В истории нашего государства. У нас — иная точка зрения. Наука и сама ис тория доказывают, что церковь всегда была опо рой феодализма, самодержавия, крепостничества и в конечном итоге выступала против прогрессивной культуры, науки, просвещения. Не с «крещения Руси», как утверждает церковь, начинается отечественная история. И не она «стоя ла у истоков русского национального самосозна ния, государственности и культуры». «Истины» же, проповедуемые сегодня всякого рода отщепенцами из русской церковной эмигра ции и клерикальными антисоветскими центрами за рубежом, не только искажают историческую прав ду. Цель всей этой шумихи — оклеветать наш строй, опорочить его в глазах как верующих, так и неверующих. Сегодня клуб активных пропагандистов атеизма начинает публиковать серию материалов, раскры вающих истинную роль церкви в истории Коль ского Севера. Предлагаем вашему вниманию ма териал, подготовленный специально для клуба «Истина» доктором исторических наук, профессо ром кафедры истории Мурманского педагогичес кого института И. Ф. Ушаковым. Автор рассказывает о существовавшем некогда на Кольской земле Печенгском монастыре. Исто рические факты убедительно опровергают домыс лы, и в частности, миф о том, что монастыри были экономическими и культурными центрами на Руси. , КАѴБ АК ТИ ВНЫ Х ПРОПАГАНДИСТОВ АТЕИ ЗМ А или райской, или бес конечным мучением в аду. Церковь учила ве рующих почитать вер ховных правителей как выразителей воли бо жьей, безропотно ис полнять распоряжения властей, трудиться в поте лица на господ, соблюдать «заповеди божьи» и постоянно помнить о том, что ожидает человека в будущем. Сочиненная церков никами притча «О сла дости жизни» зримо, на иллюстрациях нра воучительных книг изображала беспечного человека, который си дит на дереве и лако мится его плодами,, а тем временем внизу две мыши — белая (день) и черная (ночь) Правдао Печенгском монастыре Как жить? Как ве сти себя в обществе? К чему стремиться? За что бороться? За чем живем? — вечные вопросы, которые рано или поздно встают пе ред каждым мысля щим человеком. В про шлом исключительное право давать ответы на них брала на себя церковь. Согласно христиан ской догматике, чело век и окружающий его мир созданы богом, жизнь же человека на земле непродолжи тельна, она только подготовительная ста дия к жизни вечной — загробной. II эта «бу дущая», в зависимо сти от поведения че ловека, может быть — сменяясь, подгры зают дерево, и оно по немногу клонится в сторону ямы, кишащей змеями и свирепыми Хищниками. Это ад. Он уготован челове ку. не думающему о «спасении души». В старину люди бы ли, как правило, рели гиозными. Многие иск ренне верили во все могущего бога, загроб ную жизнь, рай и ад и далеко небезразлич но относились к на ставлениям церкви. Всякие действия, осуж даемые христианским вероучением, счита лись грехами, подле жащими наказанию бо жьему. Церковь внуша ла верующим: настанет «страшный суд господ ний», и только правед ники пойдут в рай, по лучат «вечное блажен ство», а грешников ожидает «ад кромеш ный». На иконах, и стенах храмов в назидание людям часто рисовали сцены мучений греш ников в аду: их жари ли черти на костре, терзали лютые звери и всякие чудовища. При одном взгляде на такие картины верую щих охватывал ужас. Невольно возникал вопрос; как избежать подобной участи? Ведь |грехи» , если поис кать, найдутся у каж дого... Некоторые ухо дили в монастырь, да вали обет безбрачия $ жизни в труде, постах и молитвах. Большин ство же оставалось «В миру» § старалось* жить праведно 0 бла гочестиво, то §стъ как предписывала церковь: гнуть всю йшзрЬ СПЙ« ну й нб роптать. (Продолжение следует)*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz