Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
f М У РМ АН Е досоветско- ^ го периода написано немало. Среди многочис ленных публикаций о на шем крае работы сотруд ника солидного московско го журнала «Русская мысль» Е. В. Гешина отли чает подлинно прогрессив ный взгляд на жизнь цар ских окраин. В эпоху на чинающегося нового рево люционного подъема жур налист-демократ познако мил русскую публику с действительным положе нием глухих российских провинций, бывших, по ут верждению официальной прессы, предметом неус танной заботы царского правительства. Боевая, по литическая публицистика Е. Б. Гешина разоблачала фальшивые утверждения буржуазно - монархиче ской печати о благоденст вии северных окраин Рос сии. Журналист посетил Мурманское побережье летом 1911 года, и резуль татом его знакомства с краем стали две статьи «И з путевых впечатле ний», опубликованные в июле 1912 года и мае 1913 года. К этому времени на Мурманском побережье жило более 3 тысяч чело век, в большинстве своем занимавшихся рыбным промыслом. ...Три с половиной века на Мурмане господство вал покрут — кабальная организация труда, при ко торой опутанная долгами беднота работала на кула ков, находясь от них в лич ной зависимости. Развитие капитализма разрушило эту систему. На смену по- круту пришел вольный на ем. « П о кр ут, п р ед став лявш и й гр у б ую , к р е п о стн и ч е ско го о т те н к а ф орм у эк с п л у а та ц и и тр у д а рабочего, — писал Е. В. Геш и н , — о тош ел в об л а с ть м и н увш е го . Пх> край ней м ере, я , и н те р е су я сь этим вопросом, всегда при свои х б е седах и с п р о м ы ш л е н н и к а ми, и с лю дьм и , близко к ним сто ящ и м и , сп р аш и в ал о с у щ ество вании п о к р у та , но по сто ян н о получал о тр и ц а тель ный о тв ет. П о кр у т исчез, и с чез до таной сте п е н и , что ж и в ущ ие на М урм ане года 3 —4 даж е требовали поясне ний от меня это го понятия, к ак им соверш енно н еи зве ст ного». В. И. Леінин предвидел падение покрута. Еще в щ ествованим м урманца ма ло радости, ж и зн ь его н не ую тн а , и уб о га...». Среди бумаг, поступив ших к чиновнику по крестьянским делам, Е. В. Гешин обратил внимание на прошение терибероких колонисток. «Н ельзя ли ... — обращ а ли сь они, — уп р о си ть Отца России батю ш ка нашего Ц аря... за к р ы ть на Мурмане винны е лавочки, а главное у нас в Тср и б ер ке*. Ж енщ ины освещением, моторными лодками, цветущим сель ским хозяйством, с его комфортом». В монастыре было 85 строений — пре красная гостиница, боль шой кирпичный завод, кузнечная, слесарная, сто лярная, сапожная и другие мастерские, динамо-маши на, все здания соединены телефоном, превосходное шоссе. «Казалось, — гоііо- С Т Р Л Н И Ц Ы И С Т О Р И И Таким был Мурман конце X I X века он обра тил внимание на то, что старая система труда на мурманских промыслах «сменяется капиталисти ческой организацией про мысла с вольнонаемными рабочими». Однако в Рос сии даже в эпоху импе риализма продолжали су ществовать пережитки крепостничества, в числе которых Ленин называл отработки — труд кресть ян на помещика за поль зование его земельным участком. Отрабатывали также ссуды, получ енные при нехватке хлеба, — в таких случаях за работу платили особенно мало. Аналогичную картину увидел Е. В. Гешин и в на шем крае. «Н а М урм ане, — отм ечал ж у р н а л и с т, — ц ар ит си стем а отр аб о тко в. Уж е зим ою ра бочий н ач и н ает заб и р ать у своего хо зяи н а и д е н ь ги , и п р о д укты авансом ... Т акая си сте м а, заби ран ие в до лг, в конечном сч ете со здаст б е зы схо д н ую , беспр осветную к аб ал у, сетью о п уты в аю щ ую и сам о го рабочего, и его сем ью : подростки гоже у ч а с тв у ю т в о тр а б о тк а х... В су- ж ал о в али сь, что и х м уж ья в промысловое время п ь я н с т вую т, «моторы гроши н аж и в ут, и те сн о ся т в лаво чку, хо тя без к у с к а хлеба о ста вай ся... На море ед ут п ьян ы ... С тр аш н о ж и ть ... в дом ах р аз биваю т двери и рамы, посу д у наповал всю , детей и ж ен про го няю т на у л и ц у , бродим середь ночи по сум етам ...». П еречислив имена и ф ам и лии про сительниц , нолонист- ка М атрена Синякова пояс н ял а: « ...У нас все неграм от ны , даж е клейм а своего по с та в и ть неком у, все одной за всех надо... Пишем тай н о ... Если м уж ья у зн аю т, т у т нам и беда будет». Подавленный «тяжелы ми картинами чисто мур манской жизни. почти первобытной неорганизо ванностью ее хозяйствова ния, ее почти полной бес помощностью пред лицом суровой природы, ее ник чемностью и убожеством, ее хаотичностью, всем тем ужасом жизни, от которой полудикий мурманец ищет забвения в водке», путе шественник прибыл в Пе- ченгский монастырь и увидел оазис совсем дру гой жизни — «с его ма стерскими, водяными дви гателями, электрическим рит о своих впечатлениях Е. В. Гешин, — что это только сон, от которого сейчас очнешься и ока жешься у грязного, раско лотого корыта мурманской дикости., с ее голодом, х о лодом...». Как же монастырь до стиг такой благоустроен ности и культуры? В конце X I X века с по мощью царских властей монахи изгнали «с этих лучших в крае мест» ко лонистов, получили огром ные земельные владения и денежные пожертвования от правительства. Глава монастыря фанатик Иона фан безжалостно эксплуа тировал богомольцев, сот нями стекавшихся к «свя тому Т р и ф о н у » в надежде получить милость от бога. Обманутые религиозной пропагандой, они бесплат но выполняли любые, са мые тяжелые работы, не зная отдыха. Трудники «по обету» работали так 1—2 года. «Все благополу чие монастыря, — указы ' вал Е. В. Гешин, — созда лось благодаря примене нию крайне дешевого, почти дарового труда» этих несчастных людей. Официальная пресса трубила о том, что мона стырь играет «роль куль турного светоча », бл иго- творно влияет на жизнь о кружа юіцего насел ония. «Так ли ;>то?» — ставит вопрос автор статей. На оборот, отвечает он: мона стырь играет «прямо отри цательную роль... борет у населения много, берет все, что ему нужно для существования и процве тания, и взамен этого ни чего не дает тому же на селению». Д о стиж ени я к у л ь ту р ы сл у ж а т одним ли ш ь руководите лям м о насты р я. «Являясь к у л ь ту р н о й колонией.,. — п и ш ет Е. В. Геш и н, — мона с ты р ь , нахо дящ и й ся среди у ж асаю щ его м р ака, и бед ности, и ди ко сти , в ноторых ж и в е т м урманец, ничем не со гр евает, не освещ ает и н« у л у ч ш а е т его ж и зн и . Н уж ды нет, что полудикий мур' манец, влачащ ий ж алкое с у щ ество вание, видит, КА К можно ж и ть в т е х же кр аях. Этого зрелищ а мало. Оно не д а е т ем у возможности и сам ом у т а к ж и ть . И значе ние м онасты р я среди окру ж ающ его его населения по добно значению прекрасного аэр оплана, в блеске и с си лой красиво проносящего ся над головами каких-ни будь П апуасов». Журнал «Русская мысль» выходил тиражом 13 тысяч экземпляров. Читала его преимущест венно либеральная интел лигенция. Таким образом, русская общественность услышала правдивый го лос журналиста, имевшего возможность познако миться с действительно ужасной жизнью дорево люционного Мурман а. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского педагогического инсти тута. ИвЫДГГЗ 1 !(£.ЬДіНГй 1 'flit
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz