Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).

1_|ЕРЕДКО говорят, что * і Кольский полуостров в прошлом был краем «не­ хоженых троп и н еп у ­ ганых птиц». Это верно лишь в том смысле, что населения в Заполярье было очень мало. Но лю ­ ди заселили его и посто­ янно живут на Кольской земле около 9 тысяч лет — об этом рассказывают многочисленные стоянки, селища, лабиринты и др у­ гие свидетельства обита­ ния здесь древнего чел о­ века. Они разбросаны по всей территории края — и на морских побережьях, и во внутренней части Коль­ ского полуострова, в л есо­ тундре. “ Из памятников глубо­ кой старины наиболее и з­ вестны сейды — соор уж е­ ния из камней, по форме отдаленно напоминающие О Ч ЕМ ГОВОРЯТ КАМНИ либо человека, либо ж и ­ вотных. По-видимому у древних обитателей нашего края существовали и идолы — каменные скульптуры бо­ гов. В августе 1887 года со ­ биратель саамского фольк­ лора К. П. Щеколдин, «бе­ седуя с одним пазрецким саамом, узнал о том, что «на тундре м еж ду П азр е- кою и Печенгою» н аходи т­ ся «каменная баба». По рассказу саама, она стоя­ ла не на самой вершине горы, а немного ниже; «ка­ мень не черный, а серова­ тый», высотою 80—90 сан­ тиметров («поболее арши­ на»), располагался «на не очень большом камне, пра­ вая рука полож ена поп е­ рек груди, а левая оп ущ е­ на». Саамы очень у в аж и ­ тельно относились к К. П. Щеколдину. К тому ж е им не было никакого рас­ чета вводить его в забл у­ ждение. Поэтому сообщ е­ ние о существовании «ка­ менной бабы» нельзя от­ вергать как выдумку. Но поисками идола никто не занимался. З а истекшие 90 лет в печати не появи­ лось каких-либо сведений об идолах на Кольской земле. Но открытие их вполне возможно в наше время, j С давних пор ученым известны выбитые на кам ­ ня х изображ ения — п ет­ роглифы. И х много в К а­ релии . по берегам реки Выг, близ впадения ее в Б елое море и у Он еж ско­ го озера. Есть они и в Се­ верной Норвегии. Но ни ­ кто никогда не видел п ет ­ роглифов на Кольском по­ луострове. И вот летом 1973 года в среднем течении реки П о­ ной, у мыса Чалмн-Варре, археологическая эксп еди­ ция во главе с В. Я. Ш ум ­ киным нашла шесть кам ­ ней, на которых и зобра­ ж ены олени, лоси и люди. Размер фигурок — 10—15 сантиметров. Понойские петроглифы — чрезвычайно важное открытие. По находкам орудий труда и предметов обихода мы непл охо пр ед­ ставляем себе хозяй ст­ венную ж и знь древних людей, но мало знаем об их внутреннем , духовном мире. Рисунки на камнях в известной мере позволя­ ют нам заглянуть в идей­ ную сф еру ж и зни перво­ бытного человека: его ве­ рования, обычаи, религи­ озные ритуалы, стремле­ ния, миропонимание. На одном и з понойских камней внимание ученых привлекла фигура .челове­ ка в молитвенной позе, с воздетыми кверху рука­ ми, ' в головном уборе с тремя рогами. Считают, что это — ш аман в риту­ альном танце. И зображ ения «рогатых» фигур встречаются и в Северной Финляндии и в Прибайкалье, и в Саянах. Некоторые исследователи объясняют сходство и зо­ браж ений наличием в древности свя зей м еж ду этими районами. На дн я х вышла и з печа­ ти новая работа главного специалиста по первобыт­ ной истории нашего края доктора исторических на­ ук Н. Н. Гуриной, в кото­ рой она обстоятельно опи ­ сывает и дает соответству­ ющую оценку понойских петроглифов («Новые и с­ следования древней ис­ тории Кольского полуост­ рова» — в книге «Приро­ да и хозяйство Севера»), Много ещ е хранит н е­ раскрытых тайн Кольская земля. Можно надеяться, что будут найдены и др у­ гие камни — исторические памятники. Приближается пора л ет­ них отпусков и массового туризма. Сотни и тысячи людей в это время совер­ шают походы по Кольской земле. И х наблюдения мо­ гут оказать науке боль­ шую помощь. О всех на­ ходк ах надо извещать об­ ластной краеведческий м узей или общество о хр а­ ны памятников истории и культуры. Вместе с тем следует помнить, что н ельзя без соответствующего р а зр е­ ш ения производить ка­ кие-либо раскопки, п ер е­ возку памятников, пр ед­ принимать действия, ко­ торые могут принести вред науке и сохранности ар­ хеологических ценностей. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского пединститута. * , НА СНИМКАХ : сейд, понойсний петроглиф и I внизу — «вавилон» (лаби- | ринт).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz