Ушаков И. Ф. Страницы истории : подборка статей из периодических изданий, 1966 - 2006 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (171 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.03.2022).
1_|ЕРЕДКО говорят, что * і Кольский полуостров в прошлом был краем «не хоженых троп и н еп у ганых птиц». Это верно лишь в том смысле, что населения в Заполярье было очень мало. Но лю ди заселили его и посто янно живут на Кольской земле около 9 тысяч лет — об этом рассказывают многочисленные стоянки, селища, лабиринты и др у гие свидетельства обита ния здесь древнего чел о века. Они разбросаны по всей территории края — и на морских побережьях, и во внутренней части Коль ского полуострова, в л есо тундре. “ Из памятников глубо кой старины наиболее и з вестны сейды — соор уж е ния из камней, по форме отдаленно напоминающие О Ч ЕМ ГОВОРЯТ КАМНИ либо человека, либо ж и вотных. По-видимому у древних обитателей нашего края существовали и идолы — каменные скульптуры бо гов. В августе 1887 года со биратель саамского фольк лора К. П. Щеколдин, «бе седуя с одним пазрецким саамом, узнал о том, что «на тундре м еж ду П азр е- кою и Печенгою» н аходи т ся «каменная баба». По рассказу саама, она стоя ла не на самой вершине горы, а немного ниже; «ка мень не черный, а серова тый», высотою 80—90 сан тиметров («поболее арши на»), располагался «на не очень большом камне, пра вая рука полож ена поп е рек груди, а левая оп ущ е на». Саамы очень у в аж и тельно относились к К. П. Щеколдину. К тому ж е им не было никакого рас чета вводить его в забл у ждение. Поэтому сообщ е ние о существовании «ка менной бабы» нельзя от вергать как выдумку. Но поисками идола никто не занимался. З а истекшие 90 лет в печати не появи лось каких-либо сведений об идолах на Кольской земле. Но открытие их вполне возможно в наше время, j С давних пор ученым известны выбитые на кам ня х изображ ения — п ет роглифы. И х много в К а релии . по берегам реки Выг, близ впадения ее в Б елое море и у Он еж ско го озера. Есть они и в Се верной Норвегии. Но ни кто никогда не видел п ет роглифов на Кольском по луострове. И вот летом 1973 года в среднем течении реки П о ной, у мыса Чалмн-Варре, археологическая эксп еди ция во главе с В. Я. Ш ум киным нашла шесть кам ней, на которых и зобра ж ены олени, лоси и люди. Размер фигурок — 10—15 сантиметров. Понойские петроглифы — чрезвычайно важное открытие. По находкам орудий труда и предметов обихода мы непл охо пр ед ставляем себе хозяй ст венную ж и знь древних людей, но мало знаем об их внутреннем , духовном мире. Рисунки на камнях в известной мере позволя ют нам заглянуть в идей ную сф еру ж и зни перво бытного человека: его ве рования, обычаи, религи озные ритуалы, стремле ния, миропонимание. На одном и з понойских камней внимание ученых привлекла фигура .челове ка в молитвенной позе, с воздетыми кверху рука ми, ' в головном уборе с тремя рогами. Считают, что это — ш аман в риту альном танце. И зображ ения «рогатых» фигур встречаются и в Северной Финляндии и в Прибайкалье, и в Саянах. Некоторые исследователи объясняют сходство и зо браж ений наличием в древности свя зей м еж ду этими районами. На дн я х вышла и з печа ти новая работа главного специалиста по первобыт ной истории нашего края доктора исторических на ук Н. Н. Гуриной, в кото рой она обстоятельно опи сывает и дает соответству ющую оценку понойских петроглифов («Новые и с следования древней ис тории Кольского полуост рова» — в книге «Приро да и хозяйство Севера»), Много ещ е хранит н е раскрытых тайн Кольская земля. Можно надеяться, что будут найдены и др у гие камни — исторические памятники. Приближается пора л ет них отпусков и массового туризма. Сотни и тысячи людей в это время совер шают походы по Кольской земле. И х наблюдения мо гут оказать науке боль шую помощь. О всех на ходк ах надо извещать об ластной краеведческий м узей или общество о хр а ны памятников истории и культуры. Вместе с тем следует помнить, что н ельзя без соответствующего р а зр е ш ения производить ка кие-либо раскопки, п ер е возку памятников, пр ед принимать действия, ко торые могут принести вред науке и сохранности ар хеологических ценностей. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского пединститута. * , НА СНИМКАХ : сейд, понойсний петроглиф и I внизу — «вавилон» (лаби- | ринт).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz