Ушаков, И. Ф. Ссылка на Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 167 с. : ил., портр.
одобрила предложение Вяземкого. Со Стрелеткова взяли подписку, чтобы он «под опасением строжайшего наказания» о самозванном Петре III «во всю свою жизнь никому никог да и ни под каким видом разглашать не осмеливался» и че рез Петрозаводск под конвоем отправили в ссылку81. Лица, обязанные подпискою не разглашать тех или иных нежелательных для правительства сведений, считались «сек ретными» поселенцами. Центральные власти посылали в место ссылки лишь инструкцию, как их содержать, не рас крывая подробности их преступления. Однако сохранилось немало следственных дел, где такие материалы имеются. 8. ЖЕРТВЫ ДУХОВНОЙ ДИКТАТУРЫ — ТИТОВ И ДРУГИЕ Р усская церковь и царское правительство неустанно обе регали православную веру как единственно истинную религию, строго наказывали любого, пытавшегося истолко вать её догматы на свой лад, по своему разумению. Вековая практика борьбы с расколом показала малую результативность телесных наказаний. Екатерина II в Нака зе о сочинении проекта нового Уложения (свода законов) отмечала, что «зараженные пороком... ложной святости» не страшатся побоев, считая муки за подвиг, который принесет им «славу и пищу». Императрица рекомендовала заблудших- ся лишать прав и удалять от храмов82. Во второй половине XIII века на юге России стала рас пространяться иконоборная ересь (анабаптизм). Привержен ные ей отрицали необходимость церковной службы, отказы вались поклоняться иконам и выполнять предписания влас тей как светских, так и духовных. В 1778 году на поселение в Колу прислали четыре семьи донских казаков-иконоборцев: Степана Фадеева, Антона Филиппова, Василия Редечкина и Антона Поцелуева — всех 12 человек, в том числе 5 женщин. Годных к военной службе зачислили в солдаты кольского гарнизона. Семьи размести ли в домах местных жителей. Сосланным разрешалось «уп 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz