Ушаков, И. Ф. Ссылка на Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 167 с. : ил., портр.
Русь, на озере Лаче, томился выдающийся писатель Даниил по прозвищу Заточник; в начале XVII века здесь окончил свою жизнь известный бунтарь Иван Болотников. Только с сере дины XVII столетия началась ссылка в Кандалакшу, точ нее — в монастырь, находившийся против крестьянского се ления, на левом берегу реки Нивы. В царствование Михаила Романова в Кандалакше числилось 40 податных дворов, из которых половина несла повинности в пользу монастыря20. Помимо семужьих ловель, монастырь имел пять варниц и ежегодно отправлял на Двину восемь лодей с солью. Из цар ской казны монахам выдавалось денежное пособие (руга) по 23 рубля 70 копеек в год. По жалованной грамоте, выданной 13 марта 1622 года, монастырь освобождался от взимания пошлин «с продажной соли 10 ОООпудов и с судов, и с лю дей, и с покупных запасов про монастырской обиход»21. Первым в Кандалакшский монастырь под бдительный надзор попал крупный духовный деятель, 63-летний Иван Неронов. Он происходил из крестьян села Лом под Волог дой (настоящее имя, полученное после рождения, — Гаврил Миронов). В молодости, живя в Троице-Сергиевом монас тыре, приобрел обширные знания путем «непрестанного чте ния книг божественного писания», стал священником Казан ского собора на Красной площади в Москве. Высокообразованный протопоп обладал даром крас норечия, часто выступал с поучениями перед народом в людных местах, излагал свои мысли убедительно и доход чиво — «толковаше всяку речь ясно и зело просто». Послу шать его блестящие проповеди в Казанском соборе прихо дил сам царь Алексей Михайлович. В марте 1653 года патриарх всея Руси Никон, по инициа тиве правительства, начал энергично проводить обрядовую реформу с целью поднять авторитет церкви и сблизить Рос сию с Украиной и православными народами на Балканах. Вводились по греческому образцу поясные поклоны вместо земных (до пола), исправлялись богослужебные книги, ве лено было креститься не двумя перстами (пальцами), а тре мя, имя Христа писать не «Исус», а «Иисус» и т. д. В глазах верующих реформа Никона походила на свято татство — отход от исконных обычаев, закрепленных поста новлением Стоглавого собора 1551 года. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz