Ушаков, И. Ф. Ссылка на Кольский Север в досоветское время / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2007. - 167 с. : ил., портр.
Монахи, наряду с хозяй ственной деятельностью, про поведовали в среде язычников лопарей и карелов христиан ское вероучение. Соловецкий постриженик Феодорит около 1526 года приобщил к «рус ской вере» — православию — лопарей, живших близ рек Канды и Нивы (лешую лопь)6, а затем поселился среди но- тозерских и муномашских лопарей, близ устья Колы. В 1532— 1533 годах Феодорит крестил их и поставил неболь шую церковь для закрепления православной веры в своих учениках. На реке Печенге христианство проповедовал Трифон — выходец из-под Торжка (Новгородская земля), сын священника, посвятивший себя обращению лопарей в «русскую веру»7. Приобщение лопарей Кольского полуострова к правосла вию имело огромное значение как для их духовного разви тия, так и для закрепления края за Россией. Около 1553 года появились монастыри Кандалакшский и Печенгский. Во второй четверти XVI века на Мурмане (так называ лось пространство между Святым Носом и северной Норве гией) возник морской рыбный промысел — лов трески и палтуса, на который сходились по весне и летом жители бе ломорских селений. В 1556 году в финляндском источнике впервые упомяну та Кола. Девять лет спустя ее посетили голландцы. Это была рыбацкая деревенька, состоявшая из трех жилых дворов8. Но уже в 1574 году в Коле насчитывалось 44 податных двора, из которых 7 принадлежали сторонним жильцам9. Росту Колы способствовали два фактора: развитие мурманских промыс лов, для которых она служила базой (местом зимней стоян ки судов и хранения припасов), и возникновение торговли с иноземцами — западноевропейскими купцами. Иноземцы 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz