Ушаков И. Ф. Рецензии : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (19,8 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 03.03.2022).
IІ! 111 II 11 i 11111111111111 IIIi 1111111 ] 11111111 II 11 lit 1111111 IIIIII 11111 !IIIIII 111 ! 1 }ill) I)in 11 ПП 11 lllll 11 ! 111111111111111111 i 11111111111 ) 111 in 1111111111111111111 ( 11 U 111111 !II 1111111 ]II Ml 111 n 1 11 I)l) IП 1 I lu КРИШНА И БИБЛИОГРАФИЯ Издательство «Наука» выпусти ло в свет две новые работы о саа мах — научно-этнографический очерк Т. В. Лукьянченко «Саамы (лопари)»* в серии «Народы мира» и книгу В. В. Чарнолуского «Леген да об олене-человеке» (Москва, 1965 г., тираж 33.000). Саамы — коренное население нашего края, живущее на Коль ском полуострове с незапамятных1 времен. Общая численность их — около двух тысяч человек. Работа Т. В. Лукьянченко содер жит краткое историческое введе ние и разделы: «Народное хозяйст во и материальная культура», «Се мейная и общественная жизнь», «Духовная культура». Очерк иллю стрирован фотоснимками разных лет, которые дают представление об огромных сдвигах в жизни са амской народности. В тундре исче зают старые хижины — на их ме сте возникают современные дома. Советское государство предостав ляет саамам всестороннюю по мощь в устройстве новой жизни. Так, сообщает автор, при сооруже нии домов 25 процентов стоимости строительства берет на себя госу дарство. Работа Т. В. Лукьянченко дает целостный обзор жизни и быта са амов в прошлом и настоящем, она содержит сведения о языке, рели гиозных верованиях, остатках ро дового строя, жилищах, одежде, пище, свадебных и других обря дах, хозяйственных занятиях и многом другом. Автор показывает, как саамы — «Отсталый, стоявший на грани вымирания народ» — в годы Советской власти приобщи лись к достижениям современной культуры, получили все возмож ности для полнокровной жизни. Автор — научный сотрудник Ин ститута этнографии Академии на ук СССР — излагает материал в соответствии с общими требойания- ми научного издания. Кратко и точно он описывает самое основ ное, что надо сообщить читателю о саамах. Появление такой работы надо только приветствовать. Необ ходимость в ней ощущалась дав но. Хорошо бы было Мурманскому издательству выпустить этот не большой, но весьма содержатель ный очерк отдельной брошюрой, так как в настоящем издании сн мало доступен широкому читате лю. О Ф В Ы В Р Ш І І * «Народы Европейской части СССР», том 2, МОсква, 1964, стр. 377 —398, тираж 4.000. Книга В. В. Чарнолуского посвя щена в основном устному творче ству саамов. Автор уж е известен читателю книгой «Саамские сказ ки», изданной три года назад 50- тысячным тиражом. В. В. Чарнолуский в 1927 году со вершил две поездки по Кольскому полуострову, во время которых старательно записывал произведе ния народного творчества. Дело это было нелегкое: саамы, по уко ренившемуся поверью, считали за грех рассказывать посторонним людям сзои легенды, песни и сказ ки. Приходилось преодолевать также немалые трудности по н е знанию языка и его диалектов Автор понимал, как важно со хранить для науки и будущих по колений духовные ценности про шлого. А. М. Горький говорил, что нельзя знать подлинной истории трудового народа, не зная его уст ного народного творчества. В. В. Чарнолускому удалось по частям собрать и воссоздать цикл песен и сказаний о Мяндаше, ко торый он оценивает как «замеча тельное художественное произве дений лопарского народа». Помимо текстов саамского эпо са, Чарнолуский дает литератур ные зарисовки своих встреч с за мечательными саамами — охотни ками и оленеводами, приводит их рассказы о прошлой жизни и обы чаях народа. Вот, например, как старик Илья повествует о кочевках зимою по тундре: «Нужда застав ляет идти — корму добывать... Р е бята мерзнут, ревут... В тундре вет ры да мхи... Поставят шалаш, огонь разведут, воды принесут, на рубят рыбу, в котел положат ее и сварят уху. А хлеба-то нет, муки нет, чаю нет... И всю жизнь так вот и жили... великим трудом. Те- перь-то что!» В. В. Чарнолуский побывал у са амов в первые годы Советской власти, когда еще только начина лось социалистическое строитель ство. Повсюду можно было видеть наследие дореволюционной жизни. Медицинской помощи почти не было. «Большая часть жителей Иоканги, — рассказывает автор,— оказалась больной: рваные раны на руках, на животе, нарывы, ф у рункулы, гноящиеся глаза, чесот ка, сломанные пальцы, выковы- ренные из орбит оленьими рогами глаза, ссадины, порезы. Все это за мОтано грязными тряпками, заячь им мехОм, смоченным слюной». Читаешь эти строки и думаешь, как ж е далеко шагнула тундра за последние 35—40 лет! Йедь ничего этого не осталось и в помине. Саамы — прекрасные знатоки тундры — оказали неоценимую помощь русским ученым в изуче нии Кольского полуострова. Чар нолуский знакомит читателя с Ми' хайлом Петровичем Китовым — «дедом Мыхкалом», который был проводником и экспертом у акадв' мика А. Е. Ферсмана. Предки деда Мыхкала помогали в исследовани ях края биологу Озёрецковскому, геологу Рамзаю, сопровождали в поездках по полуострову писателя Вас. Немировича-Данченко. Книга Чарнолуского содержит много этнографического материа ла: знакомит с видами жилищ в тундре, одеждой и обувью саамов (даны иллюстрации, в том числе рисунки автора). В последнем раз деле автор сопбставляет сюжеты саамских сказаний о Мяндаше с изображениями на древних мед ных бляшках Камского края и приходит к выводу о существова нии в прошлом связей саамов с населением Северного Урала. На блюдения автора могут служить ещё одним доводом В пользу мне ния о восточном происхождении саамов. К сожйлёнию, ценная работа В. В. Чарнолуского не свободна от ряда серьезных ошибок, происте кающих от слабого знания исто рии саамского народа, от попыток воссоздать прошлое на основе ле генд и отрывочных сведёний исто рических документов. На стр. 12 автор упоминает русско-нОрвеж ский договор о сборе дани с саа мов, который будто бы был заклю чен «около IX века». Давно уже установлено, что этот Договор Отно сится к 1251 году. Не лучше обсто ит дело и с другими датами. Чар нолуский, например, утверждает, что Петр I «отменил крепостную зависимость лопарей от монасты рей» (стр. 17). На самом деле это произошло в 1764 году при общей секуляризации духовных вотчин. «Примерно к середине XIX века,— пишет Чарнолуский, — местные колъские кулаки уж е вышли з купцы» (стр. 18). В действительно сти образование купеческого со словия происходило при проведе нии городской реформы в 1780— 1781 гг. Примеры подобных неточ ностей можно продолжить. Досадные погрешности допуще ны в публикуемых автором исто рических документах. Так, на стр. 16 говорится, что сборщики д з - ни «им, лопаришкам. чинят всякое насильство, проводят себе на них езды». Можно подумать, что сбор щики дани ездили на саамах. В подлиннике ж е сказано совсем иное: «правят на них езды», то есть взыскивают расходы на езду. В вводном очерке «Лопари» ав тор, знакомя читателя с историче ским прошлым саамов, использует легенды о батраке Иване Совкине. жившем в XVIII веке, и Гавриле Шенгине, о времени жизни которо го ничего не сообщается, для ил люстрации трагического положе ния тех, кто поднимался на борьбу с угнетателями. Оба рассказа со вершенно неправдоподобны, носят чисто фольклорный характер, и место им, конечно, не в историче ском очерке, а в разделе устного народного творчества. Большие нарекания вызывает карта на странице 10. Зимний бе рег на ней обозначен на месте Ка рельского берега, «Поморие» (шведские владения по Финскому и Ботническому зализам) как сле дует из текста, приведенного на стр. 13, попало в район Лешей Ло- пи, Мурманский берег • показан только к востоку от Кольского за лива, а к западу помещена «об ласть Коло», которой вообще не су ществовало (это была территория Кончанской Лопи); «область Трь» и «Терский берег» обозначены, как различные земли. На самом деле, это одно и то же. Подобные недочеты снижают ценность книги, носящей гриф Академии наук СССР. В целом, нельзя не порадоваться появлению работ, посвященных жизни и быту саамов. Думается, . что жители Заполярья с интере сом прочтут эти работы. И. УШАКОВ. Доцент кафедры истории Мурманского пединститута, кандидат исторических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz