Ушаков И. Ф. Рецензии : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (19,8 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 03.03.2022).

IІ! 111 II 11 i 11111111111111 IIIi 1111111 ] 11111111 II 11 lit 1111111 IIIIII 11111 !IIIIII 111 ! 1 }ill) I)in 11 ПП 11 lllll 11 ! 111111111111111111 i 11111111111 ) 111 in 1111111111111111111 ( 11 U 111111 !II 1111111 ]II Ml 111 n 1 11 I)l) IП 1 I lu КРИШНА И БИБЛИОГРАФИЯ Издательство «Наука» выпусти­ ло в свет две новые работы о саа­ мах — научно-этнографический очерк Т. В. Лукьянченко «Саамы (лопари)»* в серии «Народы мира» и книгу В. В. Чарнолуского «Леген­ да об олене-человеке» (Москва, 1965 г., тираж 33.000). Саамы — коренное население нашего края, живущее на Коль­ ском полуострове с незапамятных1 времен. Общая численность их — около двух тысяч человек. Работа Т. В. Лукьянченко содер­ жит краткое историческое введе­ ние и разделы: «Народное хозяйст­ во и материальная культура», «Се­ мейная и общественная жизнь», «Духовная культура». Очерк иллю стрирован фотоснимками разных лет, которые дают представление об огромных сдвигах в жизни са­ амской народности. В тундре исче­ зают старые хижины — на их ме­ сте возникают современные дома. Советское государство предостав­ ляет саамам всестороннюю по­ мощь в устройстве новой жизни. Так, сообщает автор, при сооруже­ нии домов 25 процентов стоимости строительства берет на себя госу­ дарство. Работа Т. В. Лукьянченко дает целостный обзор жизни и быта са­ амов в прошлом и настоящем, она содержит сведения о языке, рели­ гиозных верованиях, остатках ро­ дового строя, жилищах, одежде, пище, свадебных и других обря­ дах, хозяйственных занятиях и многом другом. Автор показывает, как саамы — «Отсталый, стоявший на грани вымирания народ» — в годы Советской власти приобщи­ лись к достижениям современной культуры, получили все возмож­ ности для полнокровной жизни. Автор — научный сотрудник Ин­ ститута этнографии Академии на­ ук СССР — излагает материал в соответствии с общими требойания- ми научного издания. Кратко и точно он описывает самое основ­ ное, что надо сообщить читателю о саамах. Появление такой работы надо только приветствовать. Необ­ ходимость в ней ощущалась дав­ но. Хорошо бы было Мурманскому издательству выпустить этот не­ большой, но весьма содержатель­ ный очерк отдельной брошюрой, так как в настоящем издании сн мало доступен широкому читате­ лю. О Ф В Ы В Р Ш І І * «Народы Европейской части СССР», том 2, МОсква, 1964, стр. 377 —398, тираж 4.000. Книга В. В. Чарнолуского посвя­ щена в основном устному творче­ ству саамов. Автор уж е известен читателю книгой «Саамские сказ ки», изданной три года назад 50- тысячным тиражом. В. В. Чарнолуский в 1927 году со­ вершил две поездки по Кольскому полуострову, во время которых старательно записывал произведе­ ния народного творчества. Дело это было нелегкое: саамы, по уко­ ренившемуся поверью, считали за грех рассказывать посторонним людям сзои легенды, песни и сказ­ ки. Приходилось преодолевать также немалые трудности по н е ­ знанию языка и его диалектов Автор понимал, как важно со­ хранить для науки и будущих по­ колений духовные ценности про­ шлого. А. М. Горький говорил, что нельзя знать подлинной истории трудового народа, не зная его уст­ ного народного творчества. В. В. Чарнолускому удалось по частям собрать и воссоздать цикл песен и сказаний о Мяндаше, ко­ торый он оценивает как «замеча­ тельное художественное произве­ дений лопарского народа». Помимо текстов саамского эпо­ са, Чарнолуский дает литератур­ ные зарисовки своих встреч с за ­ мечательными саамами — охотни­ ками и оленеводами, приводит их рассказы о прошлой жизни и обы­ чаях народа. Вот, например, как старик Илья повествует о кочевках зимою по тундре: «Нужда застав­ ляет идти — корму добывать... Р е ­ бята мерзнут, ревут... В тундре вет­ ры да мхи... Поставят шалаш, огонь разведут, воды принесут, на­ рубят рыбу, в котел положат ее и сварят уху. А хлеба-то нет, муки нет, чаю нет... И всю жизнь так вот и жили... великим трудом. Те- перь-то что!» В. В. Чарнолуский побывал у са­ амов в первые годы Советской власти, когда еще только начина­ лось социалистическое строитель­ ство. Повсюду можно было видеть наследие дореволюционной жизни. Медицинской помощи почти не было. «Большая часть жителей Иоканги, — рассказывает автор,— оказалась больной: рваные раны на руках, на животе, нарывы, ф у ­ рункулы, гноящиеся глаза, чесот­ ка, сломанные пальцы, выковы- ренные из орбит оленьими рогами глаза, ссадины, порезы. Все это за ­ мОтано грязными тряпками, заячь­ им мехОм, смоченным слюной». Читаешь эти строки и думаешь, как ж е далеко шагнула тундра за последние 35—40 лет! Йедь ничего этого не осталось и в помине. Саамы — прекрасные знатоки тундры — оказали неоценимую помощь русским ученым в изуче­ нии Кольского полуострова. Чар нолуский знакомит читателя с Ми' хайлом Петровичем Китовым — «дедом Мыхкалом», который был проводником и экспертом у акадв' мика А. Е. Ферсмана. Предки деда Мыхкала помогали в исследовани ях края биологу Озёрецковскому, геологу Рамзаю, сопровождали в поездках по полуострову писателя Вас. Немировича-Данченко. Книга Чарнолуского содержит много этнографического материа­ ла: знакомит с видами жилищ в тундре, одеждой и обувью саамов (даны иллюстрации, в том числе рисунки автора). В последнем раз­ деле автор сопбставляет сюжеты саамских сказаний о Мяндаше с изображениями на древних мед­ ных бляшках Камского края и приходит к выводу о существова­ нии в прошлом связей саамов с населением Северного Урала. На­ блюдения автора могут служить ещё одним доводом В пользу мне­ ния о восточном происхождении саамов. К сожйлёнию, ценная работа В. В. Чарнолуского не свободна от ряда серьезных ошибок, происте­ кающих от слабого знания исто­ рии саамского народа, от попыток воссоздать прошлое на основе ле­ генд и отрывочных сведёний исто­ рических документов. На стр. 12 автор упоминает русско-нОрвеж­ ский договор о сборе дани с саа­ мов, который будто бы был заклю­ чен «около IX века». Давно уже установлено, что этот Договор Отно­ сится к 1251 году. Не лучше обсто­ ит дело и с другими датами. Чар­ нолуский, например, утверждает, что Петр I «отменил крепостную зависимость лопарей от монасты­ рей» (стр. 17). На самом деле это произошло в 1764 году при общей секуляризации духовных вотчин. «Примерно к середине XIX века,— пишет Чарнолуский, — местные колъские кулаки уж е вышли з купцы» (стр. 18). В действительно­ сти образование купеческого со­ словия происходило при проведе­ нии городской реформы в 1780— 1781 гг. Примеры подобных неточ­ ностей можно продолжить. Досадные погрешности допуще­ ны в публикуемых автором исто­ рических документах. Так, на стр. 16 говорится, что сборщики д з - ни «им, лопаришкам. чинят всякое насильство, проводят себе на них езды». Можно подумать, что сбор­ щики дани ездили на саамах. В подлиннике ж е сказано совсем иное: «правят на них езды», то есть взыскивают расходы на езду. В вводном очерке «Лопари» ав­ тор, знакомя читателя с историче­ ским прошлым саамов, использует легенды о батраке Иване Совкине. жившем в XVIII веке, и Гавриле Шенгине, о времени жизни которо­ го ничего не сообщается, для ил­ люстрации трагического положе­ ния тех, кто поднимался на борьбу с угнетателями. Оба рассказа со­ вершенно неправдоподобны, носят чисто фольклорный характер, и место им, конечно, не в историче­ ском очерке, а в разделе устного народного творчества. Большие нарекания вызывает карта на странице 10. Зимний бе­ рег на ней обозначен на месте Ка­ рельского берега, «Поморие» (шведские владения по Финскому и Ботническому зализам) как сле­ дует из текста, приведенного на стр. 13, попало в район Лешей Ло- пи, Мурманский берег • показан только к востоку от Кольского за ­ лива, а к западу помещена «об­ ласть Коло», которой вообще не су­ ществовало (это была территория Кончанской Лопи); «область Трь» и «Терский берег» обозначены, как различные земли. На самом деле, это одно и то же. Подобные недочеты снижают ценность книги, носящей гриф Академии наук СССР. В целом, нельзя не порадоваться появлению работ, посвященных жизни и быту саамов. Думается, . что жители Заполярья с интере­ сом прочтут эти работы. И. УШАКОВ. Доцент кафедры истории Мурманского пединститута, кандидат исторических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz