Ушаков И. Ф. Рецензии : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (19,8 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 03.03.2022).

Автор вспоминает ве­ ликих предков и завер­ шает стихотворение призывом: "Рассейте стаю дерзких воров И бейте их, как бил Суворов!". В стихотворении А. Форштеттера "Две рати" (56 строк) пока­ зано стремление армий Колчака и Деникина "Родину им дорогую от зла и неволи спасти": На тяжком пути неуклонном Прольют они братскую кровь, Но движет их подвигом бранным К заблудшим собратьям любовь. М урман периода белой власти на­ чинается с ликвидации совдепов. 18 октября 1918 года из Архан­ гельска в Мурманск поступила телеграмма В. В. Ермолова, начальника Кольской Ба­ зы, гласившая: "Краесовет упразднен... Я назначен помощником генерал-губернато­ ра по управлению Мурманским районом". Кончился период жизни под красным флагом, на смену ему пришел трехцветный, означавший новый государственный строй. Настроения жителей Мурманска этого времени нашли отражение в творчестве местных поэтов, которых было более де­ сятка. Они печатались преимущественно под псевдонимами, и сейчас трудно уста­ новить их настоящее имя. Почти все они - сторонники белой власти, выступали про­ тив большевизма. Был ли самиздат, неиз­ вестно. А в официальных публикациях произведения большевистского характера не могли появиться. Тематика стихотворений так или иначе связана с гражданской войной, тяготами жизни, неуверенностью в своем будущем. На умонастроение жителей сильное влияние оказывал ход боевых действий - наступления Деникина и Колчака, успехи белых войск, предвещавшие вроде бы ско­ рую победу над большевизмом. В разных вариациях проявлялась жажда мира, по­ рядка, нормальной жизни. Многие произ­ ведения публицистические. Но и в лириче­ ских отражалась тоска по утраченной спо­ койной и обеспеченной жизни. В Мурманске почти нет коренного насе­ ления - народ пришлый, заброшенный сю­ да строительством порта и железной доро­ ги. Интеллигенция в большинстве случаев - служащие гражданских и военных учреж­ дений. Особого объединения пишущей братии нет, за исключением коллектива журналистов "Мурманского вестника", на страницах которого и появлялись извест­ ные нам стихотворения. Публикация поэтических произведений началась 16 января 1919 года стихотворе­ нием "Заря" (авторская принадлежность означена тремя звездочками), метафориче­ ски выражающем надежду на приближе­ ние конца смуты: Ночь полярная, долгая, страшная ночь, В темном небе загадочно бродят сиянья. Не живем мы, а ждем - силы нет превозмочь, Пересилить всех мук ожидания... Солнце близко - исчезни, проклятая ночь! День взойди - судный день воздаяния! Автор уповает на победу Колчака: "На востоке заря... От сибирских равнин... из- за Камы и Волги реки... надвигаются стройно полки". В другом, в эстрадно-куплетном, жанре выступает 19 января 1919 года "Б. П." (Бо­ рис Полевицкий - городской инженер, электрик с высшим образованием). Он ополчается на людей равнодушных к судь­ бам Родины, сетующих на тяготы жизни, готовых удрать за границу, а пока прима­ завшихся к Британскому кантину - пункту снабжения союзных войск и избранной русской публики. Вот некоторые строки стихотворения "И смех, и горе": ...А на Мурмане - то же,все то же... А упреков и жаюб... О,боже! Де живем мы, как узники, Majio кормят союзники. Джин и виски на рынке так дороги, Курса денег падение. Из квартир выселение, И костят всех друзей, словно ворога. ... "Виноваты союзники" - Порешили все "узники". ...Как? Неужто уходят? Все уныло вдруг бродят: Комиссаров не сладко правление... И не будет кантина. Улетят и запасы,и стерлинги... В том же духе им написано стихотворе­ ние "Есть на Севере селенье..." (50 строк). Показан город, "где все Божие творенье не по правилам живет": Где все нации собрались. Те, что с немцами сражались, Тач, где много есть морошки. Хлеба ж черного - ни крошки; У казны, где денег мало, Вместо денег платят "шпалы"; Англичане где, как боги, И где власти крайне строги... Там, где в жаркий день водицы Не найти, чтобы напиться, Зато все, кто к бриттам близки, Без конца пьют сода-виски". ...Где альянса крепко узы Держат дамы и французы; Итальянцев где рулады И девиц где кавалькады; Где в почете чудный пол, Но над всем царит футбол. Е сть описание быта мурманской зна­ ти, сделанное А. А. Гефтером, кото­ рый жил в Мурманске зимой 1918­ 1919 гг. Оно вполне совпадает со стихами "Б. П.". "В Мурманске, - сообщал очевидец, - было несколько домов, поставленных на вполне приличную ногу. Это были дома лиц, занимавших высшее служебное поло­ жение... Руководящую роль играли дамы...". Третье стихотворение озаглавлено "По­ ра". Автор гневно осуждает живущих не по совести, уклоняющихся от обществен­ ного долга: Довольно лжи, снимите маски, Взгляните смело все на свет, Довольно жить нам по указке, Пора дать совести ответ! Довольно ныть и лицемерить, Словами в обществе играть; Словам того лишь можно верить, Кто мог их делом доказать! ...Уж бьет тот час,когда решенье Придется каждому принять, Отбросив всякое сомненье, Ответ пред совестью держать! ...И многие из нас готовы Души святыню погубить, Чтоб благоденствие утробы Как можно дольше сохранить! ...Пусть озарит всех ярко пламя, Веселый свет разгонит мрак, И мы увидим, кто не с нами, А кто не с нами, тот нам враг! Автор не причисляет себя к белому лаге­ рю. Он только призывает принять реше­ ние, с кем быть, руководствуясь совестью, провозглашает "довольно жить нам по указке". Показательна последняя фраза - "тот нам враг", взятая из лексикона боль­ шевиков. Может быть, поэтому после па­ дения белого режима, в период чекистских репрессий, Б. А. Полевицкий получил должность заведующего Центральной го­ родской электростанцией. Совсем другой тон стихотворений Кузи­ на, акцизного чиновника 14 участка Желез­ нодорожного ведомства. Горьким укором вершителям судьбы России звучит стихо­ творение "Комиссарам-большевикам": ...Без вас процветала страна: Мы были одеты и сыты,- Теперь голодает и гибнет она, И всеми мы в мире забыты. Где церкви, где школы, где пища души, Где ваши плоды просвещенья? Убийства,разврат, грабежи - Наследники злого ученья. Народу сулили вы счастье и мир, А где же тот мир и то счастье?.. Другое стихотворение Кузина называет­ ся "Рассвет". Автор мечтает о времени, ко­ гда прекратится война и "нивами оденутся поля": Когда же Русь - страдалица святая, Опять увидишь ты своих родных детей; Когда же перестанет литься кровь родная Среди твоих обширнейших полей; Когда же палачей-врагов ты одолеешь...? Два ярких стихотворения опубликовал штабной работник, корнет В. Р. Менсбир. Первое названо "Могильщикам" (30 строк) и адресовано большевикам: ...Вы,советчики мирных,гуманных путей. Где ж пути? Иль вы сбились с дороги? Вы, носители громких, бессмертных идей, Вы кладете ведь ваших же лучших детей На свои ж похоронные дроги! Второе стихотворение - "Вавилон" - со­ держит обращение к мятежной народной массе: Вы, сотворившие кумира, Вам не решить проблемы мира И не достичь желанной нови Путем пролитья братской крови! Забудьте, временно хоть, споры И устремите ваши взоры На скорбь великую России, На лик страдающий Мессии! Двум ратям выпала трагическая задача бороться "со своим же народом", который обманут большевиками: В годину тяжелых лишений К измученным людям пришли, Погрязши во лжи и пороке, Но святости маску надев, Вещали они, как пророки, И был их заманчив напев. И русскому темному люду Вливали безумия яд, И ими отравленный всюду Народ был безумьем объят... В стихотворении Пашкова "Стоерос" (грубый, необразованный, но нахрапи­ стый человек), содержащем 56 строк, пока­ зано, как это "безумие" проникало в на­ род. Дезертир, пьяница, зараженный боль­ шевизмом, возвращается в родную дерев­ ню и устанавливает в ней новые порядки: Приехавши домой, Стал смуту заводить, Штыком, что взял с собой, Стал каждому грозить. Щадил лишь "Стоерос" Лентяев и глупцов, Поддержку красный нос Имел от подлецов. При помощи-то их Совет открыл он свой, Товарищей своих Отправил на разбой. И вот они сидят - "Правители страны", В Совете том галдят, Как дети сатаны... Л етом 1919 года сторонники белых надеялись на скорый крах Совет­ ской власти. Посильное участие в борьбе с большевиками принял и Мурман­ ский фронт. На позишш кроме мобилизо­ ванных жителей были отправлены и доб­ ровольцы. Некий поэт, под псевдонимом "И", опубликовал им бодрящее напутствие - "Благородным" (32 строки): Вы встали, готовые к честному бою, Чтоб грудью единой встретить врагов И жизнью героев кровавой ценою Низвергнуть тяжелое бремя оков... Горят ваши души. Широким путем Вы смело идите туда, где селенья Объяты тревогой... Вас ждут с нетерпеньем... Вперед... к великому царству заветных свобод. Тот же призыв звучит в стихотворении А. А. Викторова "Молодой России", но уже когда Колчак и Деникин потерпели поражение. Старослужащий обращается к новобранцам: Настало в России тяжелое время, Время лишений, невзгод, Но не падайте духом, сыны боевые, И смело идите вперед... Неправда! Настанет то время, Кровавое знамя падет. Взойдет тогда солнце, лучи заиграют, Свободно вздохнет весь народ, Взовьется высоко трехцветное знамя... (3 февраля 1920 г.). Ну как тут не вспомнить известную пес­ ню: "...Не падайте духом, поручик Голи­ цын". До конца белой власти на Мурмане оставалось 18 дней. Печатались и слабые стихи, тоже отра­ жавшие нелегкую жизнь того времени Железнодорожник Н. Здравомыслов обра­ щался к сослуживцам: Скорее из конторы вылезайте, Побыстрее вы дров нам дайте. А простуды - так не бойтесь, Не умрете, не беспокойтесь. Уже повеяло пролетарской культурой. Любовный жанр представлен поэмой Михаила Романова "Левтина" - довольно муторной, с такою концовкой: Утихни же, сердце! Над тенью Левтиш Тоску свою в песне излей. ^ К ступеням души ея тихой святыни Приникни с тоскою своей. Тема тоски варьируется в ряде произве­ дений. Некто под псевдонимом "Забытьи1 грустит по Италии: ..Здесь вечно жить,не знать страдав* И все прошедшее забыть... Дора Кондорская опубликовала стих* "Север" (40 строк). Жительница Мурман­ ска находит "отраду" в красоте природы своеобразии быта местного населения: Холодный Север, одинокий, Застыла в нем душа моя. Здесь нет садов темно-зеленых, Не слышны трели соловья... Но край суровый, величавый, Красою дикою пленит... Спеша на промыслы свои, Гребут поморки молодые В костюмах ярких и цветных, Смеются, весело болтая, И эхо смех разносит их... В. Зайкин олицетворяет происходят как борьбу моря и гранитного берега. Белого моря холодные волны Бьются о берег в неравной борт, Дерзкой отваги и гордости полны Бросили вызов жестокой судьбе... Им не залить берег Белого моря- А. Волжский в стихотворении "Б-К^ вдали огни...”, опубликованном 25 ф«вг ля 1919 года, пишет о безнадеж ности св' судьбы: Увы! Кажись, не суждено Попасть туда, под сень покоя. Мне остается лишь одно - Идти все тою же тропою: Тропою горя, слез и бед, _ Тропою тяжких испытаний, Где не останется и след „ По смерти от моих страдании- Это настроение - предчувствие про»- белого дела. Поэты выступали на вечерах. В ча ‘: сти, упоминается некто "А. Г ", К0Т0Р^ феврале 1919 года в театре неоднокр "читал стихотворения собственного с нения". яоГ- З авершим обзор литературу творчества мурманских п°зТОВ',„ хотворением "Мать", опубли - ным без подписи 31 июля 1919 г®-{.а' ..#■ ее сын на гражданской войне. Уоит ^ поправимым горем, она с молитвоі >- щается к Богу: ...Повей дыханием любви На заблуждения людские, Потоки слез останови В твоей раскаянной России..■ 20 марта 2002 год. Коллаж Иринь’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz