Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ : . . - . : . Л гв *’" J i на КольёкЬм :: : . : . ^ полуострове Иван УШАКОВ, краевед 1. Закон жизни Жизнь человека полна превратностей. Ни богатство, ни знатность, ни отличное здоровье не гарантируют ему благополу чия. Болезни, пожары, войны, произвол на чальства, разгул стихии могли повергнуть людей в несчастье. Часто попавшему в бе ду человеку нужна поддержка. Взаимопомощь особенно важна на Крайнем Севере. Здесь жители занима лись рыболовством на море, били зверя на подвижных льдах, совершали дальние пла вания - в Архангельск, Северную Норве гию и даже на Грумант (Шпицберген), по стоянно рискуя попасть в шторм или быть затертыми льдами. Надо ли говорить, что промысловые занятия на море гораздо опаснее по сравнению с землепашеством или скотоводством? Но и на суше никто не мог быть уверенным, что его минует беда. С момента поселения на Кольском полу острове русские люди жили не разрознен но, а общинами (волостями). В случае не счастья - гибели судна, увечья или тяжкого недуга - мир (сходка жителей) решал, чем и как помочь несчастному. Материалы сельских обществ ХѴІІІ-ХІХ веков показы вают, что примерно десятая часть крестьян по разным причинам нуждалась в матери альной помощи. Вековой жизненный опыт повсюду выра ботал незыблемые правила поведения лю дей в обществе и среди них - нравственную обязанность помогать страждущим. Творить благо, иначе - делать добро, - первейший Божественный призыв ко всем христианам. В Нагорной проповеди Хри стос сказал: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (на Страшном су де). Религиозная литература учила верую щих не скупиться на подаяние, щедро жертвовать на богоугодные дела, выража ла надежду, что Бог вознаградит за это: "Да не оскудеет рука дающего!". Светское сочинение середины XVI столетия "Домо строй" содержало наказ отца сыну: "Ни щих и маломожных, и бедных, и скорбных, и странных пришельцев призывай в дом свой и по силе накорми и напои, и согрей, и милостыню давай от своих праведных трудов". Иностранцы удивлялись милосердию русских. "Они, - писал Яков Рейтенфельс в 1673 году, - отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным: для их просьб у них всегда откры ты уши и разжаты руки, так что в Москве зачастую можно видеть не без изумления, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу или иную ка кую милостыню". Отзывчивость воспитывалась в людях с малых лет. Подавать милостыню родители часто поручали детям. Факты показывают, что чувство состра дания было развито в жителях Кольского Севера в не меньшей степени, чем в корен ной России. 2. На храм Божий Храм являлся первейшей духовной по требностью верующего человека. Большинство церквей Кольского Севера строилось на средства местных жителей, по старинному выражению "тщанием при хожан". Собрав деньги, они подыскивали подрядчика, заключали с ним договор о сооружении храма. Если церковь ласкала взор своим "благолепием", сверх услов ленной платы мастера награждали дарени ем: пускали шапкупо кругу, и собравшиеся люди кидали в нее свою лепту строителю. Храм ремонтировался, пополнялся ико нами, книгами, украшениями и утварью за счет приношений верующих. Существовал обычай дарить храму лучшую рыбу из пер вого улова. Семга, извлеченная из ловушек в храмовые праздники, шла в пользу мест ной церкви. По окончании промыслового сезона каждая артель часть своего дохода выделяла на нужды храма. Так, в мае 1775 года варзужские крестьяне Тимофей Кот лов "с товарищи", придя "с торосового звериного промысла, доброхотно дали" Петропавловской церкви 48 рублей 11 ко пеек; другие две артели дали 45 рублей 6 копеек. Осенью "по окончании рыбного семужья промыслу дали богомольцы врознь 18 рублей". Всего в 1775 году при хожане пожертвовали храму 2 10 рублей 80 копеек. О размере этой суммы можно су дить по тому, что килограмм пшеничной муки стоил в Варзуге в это время 3,5 ко пейки, килограмм меда - 22,5 копейки. В 1776 году "доброхотных приношений" по ступило 179 рублей 64 копейки, в 1801 году - 2 35 рублей 65 копеек. Щедрыми дарителями на храмы явля лись лопари. Ежегодно на Сретение Гос подне (2 февраля) они съезжались из раз ных мест на Печенгу к могиле Трифона - крестителя их предков - и чтили его па мять. Лесничий К. Соловцов в 1861 году писал: "Лопари имеют обыкновение де лать преимущественно в этот день разные приношения в пользу церкви: оленей, ры бу, оленье мясо, меха, разные хозяйствен ные вещи и прочее". Писатель Василий Немирович-Данченко, побывавший в Лапландии в 1873 году, от мечал: "Часто священники на папертях церквей находят убитого оленя, груз рыбы или несколько мехов. Это приношение на церковь, причем жертвователь пожелал остаться неизвестным". В связи с приближением 300-летия со дня кончины святого Трифона (^ д е к а б ря 1583 года) возникла идея возобновить обитель на Печенге. Святейший Синод раз решил сбор средств на строительство мо настыря. За три года народных пожертво ваний поступило 20140 рублей 32 копейки. В 1886 году близ могилы Трифона появи лись первые здания православного мона стыря, просуществовавшего до 1920 года. В 1892 году на обновление Троицкой церкви, построенной в 1757 году старым Печенгским монастырем в устье реки Ко лы, на Кладбищенском острове, поступило добровольных пожертвований 474 рубля 80 копеек. На "добровольные пожертвования ры бопромышленников" в 1875 году была по строена церковь во имя пророка Ильи в Териберке, а затем еще в ряде поселений Мурманского берега. В Коле особым почтением пользовалась икона Иверской Божьей Матери (она уце лела в огромном пожаре 1854 года). По жертвования на ее украшение шли посто янно. Так, весной 1916 года прихожане опу стили в кружку на украшение иконы 16 рублей 50 копеек, летом - еще 18 рублей 58 копеек и в декабре того же года - 16 рублей 40 копеек. Одновременно собирались деньги на Трифоновскую часовню, на нужды Коль ского собора и на храмы, строившиеся б других местах. 3. В пользу страждущих Различные ведомства и благотворитель ные общества не раз обращались к насе лению с просьбой милосердно жертвовать деньги для лечения раненых воинов, на пособие инвалидам и другим людях-., по павшим в беду. В 181 2 году добровольные сборы прово дились "в пользу потерпевших от вторже ния врага в Отечество наше". Приглашение делать пожертвования исходило от импе ратрицы Елизаветы Алексеевны. Кольский уезд сильно пострадал от английских на падений в 1809-1810 годах и эпидемии 1811 года, поэтому весь сбор в Коле составил 5 рублей. Тоже самое произошло во время Крымской войны 1853-1856 годов, когда разоренные жители края сами нуждались в финансовой помощи. Во время русско-турецкой войны 1877 1878 годов, когда наши зсйскз несли сво боду братскому болгарском/ народу. з Ко ле возник местный комитет Общесг за по печения о раненых и больных воинах. Д у ховенство отчисляло ему один процент своего жалованья. Рядовые прихожане, занимавшиеся промыслами, опускали в церковную кружку кто сколько мог безы мянно, В комитет регулярно поступали сведения о пожертвованиях. Священник Константин Щеколдин из Пазреки А декаб ря 1877 года доносил: "Кружка открыта в церкви с июня месяца, и поступило пожер твований в Общество 12 рублей 2 5 копе ек". Священник Георгий Терентиев: Вы сылаю высыпанные из кружки, заведенной при Териберской церкви в пользу больных и раненых воинов... 2 рубля". В Печенг ском приходе в январе 1878 года было собрано 5 рублей, в Кольском соборе - 2 рубля 60 копеек, в Нотозере - 1 рубль 8 копеек, в Ловозере - 2 рубля 50 копеек. Суммы сборов кажутся довольно скромными. Но нужно иметь в виду мало людность селений того времени. В Коле, например, насчитывалось 118 частных до мов и 763 жителя обоего пола. Все "недви жимое имущество" города в 1878 году оценивалось в 2 1569 рублей. Лишь десятая часть горожан относилась к числу "доста точных". Многие по бедности, посещая церковь, жертвовали по 2-3 копейки. Сборы проходили на самые различные нужды: "в пользу балканских славян", на улучшение быта православных паломни ков в Палестине, "в помощь пострадавшим от неурожая", на приют для больных детей в Петербурге, "в пользу попечительства о слепых" и т. д. 22 февраля 1904 г о й последовал при зыв давать "пожертвования на санитарные нужды действующей армии” на Дальнем Востоке. Рекомендовалось "при входе в церковь раздавать бесплатно грамотным прихожанам воззвания, объявления и со беседования" о необходимости заботиться о больных и раненых воинах, проповедо вать это и на богослужениях; церковным старостам или почетным прихожанам по ручалось после литургии, всенощной и ут рени обходить верующих с блюдом и при нимать приношения. Весной 1904 года в Кольском соборе в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке было собрано 72 рубля 63 копейки и в период с июня по декабрь 1904 года - 31 рубль 1 копейка. В Терибер ке за три летних месяца прихожане пожер твовали 10 рублей 64 копейки. В канун нового 1905 года чиновники, во еннослужащие, предприниматели, сотруд ники Биологической станции и прочие "статские" города Александровска - 34 че ловека - пожертвовали по подписному лис ту больным и раненым воинам 67 рублей 50 копеек; на Пасху в 1905 году 2 3 жертво вателя дали 36 рублей 50 копеек. Всего в 1905 году в Александровский местный комитет Российского общества Красного Креста на помощь раненым и больным на Дальнем Востоке поступило 539 рублей 76 копеек, из них 73 процента - в первой половине года. Варзуга прислала в 1904 году 91 рубль 35 копеек, в первом полугодии 1905 года - 94 рубля 96 копеек; Кузомень за 6 месяцев собрала 111 рублей 97 копеек. Уполномоченными по приему пожертвований нередко являлись женщи ны (жена чиновника Елена Фурние в Алек- сандровске, попадьи Мария Щеколдимз е Пазреке, Александра Синцова в Чапом- ском приходе). Особого размаха благотворительность достигает в годы первой мировой войны. Правительство объявило ее "второй О те чественной" и призвало народ откликнуть ся на страдания тех, кто "проливает кровь за свою веру, Царя и Отечество". Во все волостные правления прислали "Воззвание Общества помощи пострадав шим на войне солдатам и их семьям, кото рое "состояло под высочайшим Его импе раторского величества покровительст вом". В воззвании говорилось: "В осиро тевшие семьи русские полетели вести пе чальные, скорбные. И раздался над рус ской равниной скорбный стон матерей и отцов, женщин-вдовиц и малюток-сирот, лишившихся своих поильцев-кормиль- цев... Подайте им ... кто и что может!" Уже в августе 1914 года стали поступать пожертвования страдальцам. Несли день ги поморы и лопари. Александровские чи новники постановили жертвовать ежеме сячно 1 процент "Обществу помощи" и 1 процент своего жалованья - Обществу Красного Креста. В волостях создавались Попечительства, на которые возлагался сбор средств и ока зание помощи бедствующим семьям рат ников, находящихся в армии и на флоте. Примером деятельности таких органов может служить Попечительство в селе Вар зуге. На сходе 14 сентября 1914 года жите ли избрали Совет Попечительства из 15 человек. Возглавил его священник Нико лай Попов. Делопроизводство поручили учителю Михаилу Филянову, должность казначея исполнял крестьянин Капитон Чу- рилов. Сбор пожертвований производился посредством ежемесячного обхода "с подписным листом по всему селу", а также путем обноса кружки во время богослуже ния в церкви. Члены Совета добровольно обложили себя ежемесячными взносами от 50 копеек до 1 рубля. (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz