Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ : . . - . : . Л гв *’" J i на КольёкЬм :: : . : . ^ полуострове Иван УШАКОВ, краевед 1. Закон жизни Жизнь человека полна превратностей. Ни богатство, ни знатность, ни отличное здоровье не гарантируют ему благополу­ чия. Болезни, пожары, войны, произвол на­ чальства, разгул стихии могли повергнуть людей в несчастье. Часто попавшему в бе­ ду человеку нужна поддержка. Взаимопомощь особенно важна на Крайнем Севере. Здесь жители занима­ лись рыболовством на море, били зверя на подвижных льдах, совершали дальние пла­ вания - в Архангельск, Северную Норве­ гию и даже на Грумант (Шпицберген), по­ стоянно рискуя попасть в шторм или быть затертыми льдами. Надо ли говорить, что промысловые занятия на море гораздо опаснее по сравнению с землепашеством или скотоводством? Но и на суше никто не мог быть уверенным, что его минует беда. С момента поселения на Кольском полу­ острове русские люди жили не разрознен­ но, а общинами (волостями). В случае не­ счастья - гибели судна, увечья или тяжкого недуга - мир (сходка жителей) решал, чем и как помочь несчастному. Материалы сельских обществ ХѴІІІ-ХІХ веков показы­ вают, что примерно десятая часть крестьян по разным причинам нуждалась в матери­ альной помощи. Вековой жизненный опыт повсюду выра­ ботал незыблемые правила поведения лю­ дей в обществе и среди них - нравственную обязанность помогать страждущим. Творить благо, иначе - делать добро, - первейший Божественный призыв ко всем христианам. В Нагорной проповеди Хри­ стос сказал: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (на Страшном су­ де). Религиозная литература учила верую­ щих не скупиться на подаяние, щедро жертвовать на богоугодные дела, выража­ ла надежду, что Бог вознаградит за это: "Да не оскудеет рука дающего!". Светское сочинение середины XVI столетия "Домо­ строй" содержало наказ отца сыну: "Ни­ щих и маломожных, и бедных, и скорбных, и странных пришельцев призывай в дом свой и по силе накорми и напои, и согрей, и милостыню давай от своих праведных трудов". Иностранцы удивлялись милосердию русских. "Они, - писал Яков Рейтенфельс в 1673 году, - отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным: для их просьб у них всегда откры­ ты уши и разжаты руки, так что в Москве зачастую можно видеть не без изумления, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу или иную ка­ кую милостыню". Отзывчивость воспитывалась в людях с малых лет. Подавать милостыню родители часто поручали детям. Факты показывают, что чувство состра­ дания было развито в жителях Кольского Севера в не меньшей степени, чем в корен­ ной России. 2. На храм Божий Храм являлся первейшей духовной по­ требностью верующего человека. Большинство церквей Кольского Севера строилось на средства местных жителей, по старинному выражению "тщанием при­ хожан". Собрав деньги, они подыскивали подрядчика, заключали с ним договор о сооружении храма. Если церковь ласкала взор своим "благолепием", сверх услов­ ленной платы мастера награждали дарени­ ем: пускали шапкупо кругу, и собравшиеся люди кидали в нее свою лепту строителю. Храм ремонтировался, пополнялся ико­ нами, книгами, украшениями и утварью за счет приношений верующих. Существовал обычай дарить храму лучшую рыбу из пер­ вого улова. Семга, извлеченная из ловушек в храмовые праздники, шла в пользу мест­ ной церкви. По окончании промыслового сезона каждая артель часть своего дохода выделяла на нужды храма. Так, в мае 1775 года варзужские крестьяне Тимофей Кот­ лов "с товарищи", придя "с торосового звериного промысла, доброхотно дали" Петропавловской церкви 48 рублей 11 ко­ пеек; другие две артели дали 45 рублей 6 копеек. Осенью "по окончании рыбного семужья промыслу дали богомольцы врознь 18 рублей". Всего в 1775 году при­ хожане пожертвовали храму 2 10 рублей 80 копеек. О размере этой суммы можно су­ дить по тому, что килограмм пшеничной муки стоил в Варзуге в это время 3,5 ко­ пейки, килограмм меда - 22,5 копейки. В 1776 году "доброхотных приношений" по­ ступило 179 рублей 64 копейки, в 1801 году - 2 35 рублей 65 копеек. Щедрыми дарителями на храмы явля­ лись лопари. Ежегодно на Сретение Гос­ подне (2 февраля) они съезжались из раз­ ных мест на Печенгу к могиле Трифона - крестителя их предков - и чтили его па­ мять. Лесничий К. Соловцов в 1861 году писал: "Лопари имеют обыкновение де­ лать преимущественно в этот день разные приношения в пользу церкви: оленей, ры­ бу, оленье мясо, меха, разные хозяйствен­ ные вещи и прочее". Писатель Василий Немирович-Данченко, побывавший в Лапландии в 1873 году, от­ мечал: "Часто священники на папертях церквей находят убитого оленя, груз рыбы или несколько мехов. Это приношение на церковь, причем жертвователь пожелал остаться неизвестным". В связи с приближением 300-летия со дня кончины святого Трифона (^ д е к а б ­ ря 1583 года) возникла идея возобновить обитель на Печенге. Святейший Синод раз­ решил сбор средств на строительство мо­ настыря. За три года народных пожертво­ ваний поступило 20140 рублей 32 копейки. В 1886 году близ могилы Трифона появи­ лись первые здания православного мона­ стыря, просуществовавшего до 1920 года. В 1892 году на обновление Троицкой церкви, построенной в 1757 году старым Печенгским монастырем в устье реки Ко­ лы, на Кладбищенском острове, поступило добровольных пожертвований 474 рубля 80 копеек. На "добровольные пожертвования ры­ бопромышленников" в 1875 году была по­ строена церковь во имя пророка Ильи в Териберке, а затем еще в ряде поселений Мурманского берега. В Коле особым почтением пользовалась икона Иверской Божьей Матери (она уце­ лела в огромном пожаре 1854 года). По­ жертвования на ее украшение шли посто­ янно. Так, весной 1916 года прихожане опу­ стили в кружку на украшение иконы 16 рублей 50 копеек, летом - еще 18 рублей 58 копеек и в декабре того же года - 16 рублей 40 копеек. Одновременно собирались деньги на Трифоновскую часовню, на нужды Коль­ ского собора и на храмы, строившиеся б других местах. 3. В пользу страждущих Различные ведомства и благотворитель­ ные общества не раз обращались к насе­ лению с просьбой милосердно жертвовать деньги для лечения раненых воинов, на пособие инвалидам и другим людях-., по­ павшим в беду. В 181 2 году добровольные сборы прово­ дились "в пользу потерпевших от вторже­ ния врага в Отечество наше". Приглашение делать пожертвования исходило от импе­ ратрицы Елизаветы Алексеевны. Кольский уезд сильно пострадал от английских на­ падений в 1809-1810 годах и эпидемии 1811 года, поэтому весь сбор в Коле составил 5 рублей. Тоже самое произошло во время Крымской войны 1853-1856 годов, когда разоренные жители края сами нуждались в финансовой помощи. Во время русско-турецкой войны 1877­ 1878 годов, когда наши зсйскз несли сво­ боду братскому болгарском/ народу. з Ко­ ле возник местный комитет Общесг за по­ печения о раненых и больных воинах. Д у­ ховенство отчисляло ему один процент своего жалованья. Рядовые прихожане, занимавшиеся промыслами, опускали в церковную кружку кто сколько мог безы­ мянно, В комитет регулярно поступали сведения о пожертвованиях. Священник Константин Щеколдин из Пазреки А декаб­ ря 1877 года доносил: "Кружка открыта в церкви с июня месяца, и поступило пожер­ твований в Общество 12 рублей 2 5 копе­ ек". Священник Георгий Терентиев: Вы­ сылаю высыпанные из кружки, заведенной при Териберской церкви в пользу больных и раненых воинов... 2 рубля". В Печенг­ ском приходе в январе 1878 года было собрано 5 рублей, в Кольском соборе - 2 рубля 60 копеек, в Нотозере - 1 рубль 8 копеек, в Ловозере - 2 рубля 50 копеек. Суммы сборов кажутся довольно скромными. Но нужно иметь в виду мало­ людность селений того времени. В Коле, например, насчитывалось 118 частных до­ мов и 763 жителя обоего пола. Все "недви­ жимое имущество" города в 1878 году оценивалось в 2 1569 рублей. Лишь десятая часть горожан относилась к числу "доста­ точных". Многие по бедности, посещая церковь, жертвовали по 2-3 копейки. Сборы проходили на самые различные нужды: "в пользу балканских славян", на улучшение быта православных паломни­ ков в Палестине, "в помощь пострадавшим от неурожая", на приют для больных детей в Петербурге, "в пользу попечительства о слепых" и т. д. 22 февраля 1904 г о й последовал при­ зыв давать "пожертвования на санитарные нужды действующей армии” на Дальнем Востоке. Рекомендовалось "при входе в церковь раздавать бесплатно грамотным прихожанам воззвания, объявления и со­ беседования" о необходимости заботиться о больных и раненых воинах, проповедо­ вать это и на богослужениях; церковным старостам или почетным прихожанам по­ ручалось после литургии, всенощной и ут­ рени обходить верующих с блюдом и при­ нимать приношения. Весной 1904 года в Кольском соборе в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке было собрано 72 рубля 63 копейки и в период с июня по декабрь 1904 года - 31 рубль 1 копейка. В Терибер­ ке за три летних месяца прихожане пожер­ твовали 10 рублей 64 копейки. В канун нового 1905 года чиновники, во­ еннослужащие, предприниматели, сотруд­ ники Биологической станции и прочие "статские" города Александровска - 34 че­ ловека - пожертвовали по подписному лис­ ту больным и раненым воинам 67 рублей 50 копеек; на Пасху в 1905 году 2 3 жертво­ вателя дали 36 рублей 50 копеек. Всего в 1905 году в Александровский местный комитет Российского общества Красного Креста на помощь раненым и больным на Дальнем Востоке поступило 539 рублей 76 копеек, из них 73 процента - в первой половине года. Варзуга прислала в 1904 году 91 рубль 35 копеек, в первом полугодии 1905 года - 94 рубля 96 копеек; Кузомень за 6 месяцев собрала 111 рублей 97 копеек. Уполномоченными по приему пожертвований нередко являлись женщи­ ны (жена чиновника Елена Фурние в Алек- сандровске, попадьи Мария Щеколдимз е Пазреке, Александра Синцова в Чапом- ском приходе). Особого размаха благотворительность достигает в годы первой мировой войны. Правительство объявило ее "второй О те­ чественной" и призвало народ откликнуть­ ся на страдания тех, кто "проливает кровь за свою веру, Царя и Отечество". Во все волостные правления прислали "Воззвание Общества помощи пострадав­ шим на войне солдатам и их семьям, кото­ рое "состояло под высочайшим Его импе­ раторского величества покровительст­ вом". В воззвании говорилось: "В осиро­ тевшие семьи русские полетели вести пе­ чальные, скорбные. И раздался над рус­ ской равниной скорбный стон матерей и отцов, женщин-вдовиц и малюток-сирот, лишившихся своих поильцев-кормиль- цев... Подайте им ... кто и что может!" Уже в августе 1914 года стали поступать пожертвования страдальцам. Несли день­ ги поморы и лопари. Александровские чи­ новники постановили жертвовать ежеме­ сячно 1 процент "Обществу помощи" и 1 процент своего жалованья - Обществу Красного Креста. В волостях создавались Попечительства, на которые возлагался сбор средств и ока­ зание помощи бедствующим семьям рат­ ников, находящихся в армии и на флоте. Примером деятельности таких органов может служить Попечительство в селе Вар­ зуге. На сходе 14 сентября 1914 года жите­ ли избрали Совет Попечительства из 15 человек. Возглавил его священник Нико­ лай Попов. Делопроизводство поручили учителю Михаилу Филянову, должность казначея исполнял крестьянин Капитон Чу- рилов. Сбор пожертвований производился посредством ежемесячного обхода "с подписным листом по всему селу", а также путем обноса кружки во время богослуже­ ния в церкви. Члены Совета добровольно обложили себя ежемесячными взносами от 50 копеек до 1 рубля. (Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz