Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ 10. “Жемчюг“ Отказ от религии в годы Советской власти привел к массовой гибели старинных книг. В них видели ненужный остаток "проклятого прошло­ го” . В результате уцелело совсем немного ори­ гинальных "четьих книг" - ценного культурного наследия наших предков. Среди рукописных книг в фондах краеведче­ ского музея едва ли не самой замечательной является кольский соборник, на котором имеют­ ся любопытные надписи. Первая из них гласит: Лета 172 1 году августа в 20 день Сия книга нарецаемая Жемчюг была брана у Колского салдата Прокопия Филипова сына Суханова в собой на Грулант ради читания. Пописывал придучи в Данскую землю из Груланта своею рукою В. Коръ. Немного ниже, той же уверенной рукой обра­ зованного человека, сделана вторая надпись: 172 3 году майя в 20 день Сия книга Жемчюг была брана у Колского салдата Прокопия Филипова сына Суханова всобь брал на море ради читания Пописал своеручно В. Къ. Автор "пописаний" - крестьянин села Канда­ лакша Василий Корташов. Об этом свидетельст­ вует надпись, сделанная позднее карандашом на пяти листах книги ниже текста: "Книга //братьев / / Корташовых //Василия// Ива­ на". Из приведенных надписей впервые узнаем, что поморы, отправляясь в арктические плава­ ния и в зимовья Шпицбергена, брали с собой из частной библиотеки книгу (и, вероятно, не одну) "ради читания". Книга состоит из десяти разнородных произ­ ведений. Часть текста в конце книги попорчена и утрачена. Сохранилось 118 листов. Оригиналь­ но название книги - оно не встречается ни в одной известной библиотеке Русского Севера. Жемчуг - олицетворение великолепия, блиста­ тельности. В данном случае - это перлы мудро­ сти, изречения античных писателей, отцов церк­ ви и лучших мыслителей. Этот тип произведения называется в литературоведении флорилегий. Таковым был сборник "Пчела" (конец X!I века). Близко подходит к нему по обилию афоризмов и образных сравнений известное "Моление Да­ ниила Заточника". Но "Жемчюг" в русской лите­ ратуре не известен. На 16 страницах приводятся выдержки из творений Плутарха, Платона, Ксе­ нофонта, Демокрита, Диогена, Менандра, Васи­ лия Великого, Иоанна Богослова, Сираха, Лест- вичника, высказывания Нила Сорского, тексты из Евангелия и Апостола, Мудростей Соломона и Иоанна Златоуста. За "Жемчюгом" следуют две коротенькие статьи о календаре ("Притча о годе" и "Царь некий"), небольшие "Слова" ("От жития Мака­ рия Пустынника", "О жидовине некоем", "О Да­ ниле, пророке вавилонском"), повести ("Чюдо святой великомученицы Прасковии Пятницы", "Чюдо о отроковице" и "О бесноватой Соломо- нии"). Завершается книга изложением бого­ словского спора московских книжников с Лав­ рентием Зизани по книге "Оглашение", которую он "из Литвы привез" (18 февраля 1627 года). Произведения, включенные в сборник, писа­ лись в разное время. Одно из сочинений можно датировать 1671 годом (писалось "в нынешнем 179 году, в Великий пост"). Сквозной нумерации листов нет. Каждая тетрадь имеет свою буквен­ но-цифровую (допетровскую) нумерацию. От братьев Корташовых книга перешла во владение кандалакшских крестьян Полежаевых. На обороте 49 листа сказано: "Сия книга канда- лакшанина Ивана Филиповичева сына Полежае­ ва. Пописывал сын его Иван. Месяца апреля 8-го дня 1748 году". Среди читавших книгу помечен "староста Еков Пушкарев". Один из грамотеев на листе 50-м, свободном от книжного текста, написал слова, заимствованные из "Моления Даниила Заточника" (сочинение первой трети XIII века): Когда синица орла пожрет, 4<огда камении по воде поплывут, Тогда безумный человек ума Себе наберет (пропущена третья строка: "Когда свинья на­ чнет на белку лаять"). Эта запись показывает знакомство поморов с древнерусской литературой. Вместе с тем она говорит и о другом: книгу читали не ради раз­ влечения, а желая "набрать себе ума". Чему учит книга "Жемчюг"? Наставлений и суждений много. Вот некото­ рые. "Да не будеши подобен токмо слушаю­ щим, а не творящим полезная". "Житие в мол­ чании славнейши и лутьчи многаго стяжания" (приобретения). "Блудных житие по вся дни из­ носится, яко мертвец смердящий". "Рода непра­ ведного (от неблагочестивых родителей) и отро- ды (ветви, побеги) злы и неправедны' . "Светла и славна мужа не родительная высота (знатное происхождение) творит, а душевная добродея- ния... Не от родителей добрых благороден бу­ дет, но добрые дела творяща". "Да не будет рука твоя простерта на лихоимание, а на даяние согбена". "Аще кто чюжаго желает... по своем начнет рыдати и плакати; лучше есть по малу прилагати к животу (имуществу) своему от своих праведных трудов со всяким утешением, неже­ ли внезапну возвыситеся чюжим..." ''Не тот бо есть благочестив и праведен, иже много дает (милостыни), но иже никого не обидит''. "Иже не требует чюжаго, но в довольстве своих трудов пребывая, тот всех богатее есть... Аще и всеа земли злато соберет... своим несытством... то горше есть осужден на темничника (чем сидя­ щий в тюрьме) исвязанного, он бо связан телом, а сей душою". Как благодетель прославляется прилежное учение юношества: "Чадо, в юности твоей от мудрых учителей прими... поучение от божест­ венного писания". Как сеятель надеется на воз­ даяние за труд, так и учащийся должен "ожидать благих плодов" от постижения книжной мудро­ сти. Пространная выдержка из сочинений Зла­ тоуста предостерегает от слушания нелепых рассказов о снах, преступлениях и путешестви­ ях, какие говорят на торжищах и пирах "мнози человецы... кощуны". Следует "с радостью и с прилежанием послушати святых отец жития" и другие "душеполезные словеса". Рекомендуется исправлять людей словесным воздействием, а не физическим насилием: "Иже разумеет... и хранится от всякого зла... Не всех меч устрашает. Лучши бо есть наказанием ду­ ховным учити и словом сладким... аще бо кого мучением и ранами начнешь нудити от прегре­ шений, то... на вражду возвращавши". Человека от злых дел должна удерживать боязнь Божьего наказания: "Страх Божий, с рассуждением в сердца наши вшед, прегрешения наши исправ­ ляет..." Власть не должна быть слишком жесто­ кой и наводящей страх на общество. Совет пра­ вителю: "Любовен восхощи быти при жизни во власти, нежели страшен во ярости и злобе; его же вси боятся, но последи и сам всех боятися имет". "Вельми славно дело и похвально есть, аще кто над обидящими не творит отмщения". Книга "Жемчюг" - не для легкого чтения на досуге. Она предназначена для серьезных раз­ мышлений. И такую книгу брали (возможно, за плату) из частной библиотеки и везли на Шпиц­ берген. Представим себе бородатых людей- зверобоев, сидящих за книгой в зимовье, зане­ сенном снегом, и под вой вьюги рассуждающих о смысле жизни, поведении в обществе, о добре и зле. И это не домысел: книгу брали "ради читания". Старинные книги проникнуты духом христи­ анской нравственности. В них много актуальных высказываний об отношениях людей, воспита­ нии детей, любви к ближнему и милосердии, праведной жизни. Конечно же, настоящие заметки не охватыва­ ют всей совокупности книг, бытовавших на Коль­ ском Севере в ХѴІ-ХѴНІ веках. Вне рассмотре­ ния остались Евангелие - самая читаемая книга о земной жизни Христа, Псалтырь, по которой учились чтению и постигали основы христианст­ ва, а также ряд других произведений, достаточ­ но известных среди верующих повсеместно. Но и этот - далеко не полный - обзор книг ясно показывает богатую духовную жизнь и высокий уровень культуры поморского населения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz