Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, краевед 9.“Держитеся старого благочестия" Патриарх Никон в 1653 году с одобрения царя решил привести русские церковные обряды, богослужебные тексты в соответ ствие с греческими. Он повелел крестить ся не двумя пальцами, а тремя, писать имя Христа не "Исус", а "Иисус” , земные по клоны заменил поясными. Часть верующих, особенно на Русском Севере, отказалась принять новшества Ни кона и объявила его слугой антихриста. Не признали реформу Никона Соловецкий монастырь, Кандалакша и ряд других по морских селений. Власти подвергли "рас кольников” (так называли всех противни ков реформы ) жестоким наказаниям, но сломить упорство раскольников не смог ли. Борьба между никонианами и "старо- любцами" породила литературу об "ис тинной вере” . И те, и другие доказывали свою правоту и обличали своих противни ков. Сочинения раскольников переписы вались и рассылались в разные места, в том числе и на Кольский полуостров. Среди книг Мурманского областного краеведческого музея есть раскольничья ' Книга Ответ на ложный увет", в 182 1 году принадлежавшая умбскому крестьянину Петру Осиповичу Лопинцеву. Книга состо ит из нескольких произведений, призван ных показать ложность никонианских цер ковных правил. Это - выписки из Еванге лий, Деяний апостолов, Апокалипсиса- Иоанна Богослова, О иноческом житии - Василия Великого, О соловецком сидении - Семена Денисова, с пометками в нужных местах: "Внимай, читателю!". Всего в книге 125 листов форматом 10,5x16 сантимет ров, написана одним почерком; тетради сшиты суровыми нитками и помещены в кожаный переплет с тиснением на кореш ке. Книга составлена в XV III веке, после учреждения Синода (1721 год). На втором листе книги имеется надпись: "Сия тетрадь Петра Ю гарова... Писали... в тюрьме по- седельцы "; на обороте листа как бы про должение: "Прошу моих родителей помя н уть... меня Петра вечно отдаю сию книш- ку” , далее надпись вытерта и красным ка рандашом помечено: "Петр Умбачев". Первое, заглавное сочинение - отповедь никонианцу Арсению "на ложный его увет" - содержит опровержения доводов о ере- тичности учения "старолюбцев" выдерж ками из произведений Иоанна Лествични- ка, Максима Грека, Печерского патерика. Подкрепив свое мнение высказываниями авторитетных писателей, автор "Ответа” укоряет Арсения: "Что ж ты мя раскольни ком именуешь? Сам же ты со еретики со- гласуешись. Пишешь бо ся проповедник слова Божия и учи тель...” Страстно осуж даются действия никониан: "Ими же ново исправные книги заведены, древния ж от ринуты ... Кому ж плод их ныне не явен есть: в пост мясо жрут, иконы обдирают, табакирки строят, часовни разорены. На месте же их кабаки построены. Их же по зволением и блудные домы везде заведе ны и ... школы на танцы, на скоки, на плясы на скверные и блудные песни и разные камидии, игры и особливые учители к бе совским делам приставлены. Божия же домы и монастыри опустели". Во всем этом автор сочинения видит "явное знамение о кончине света". Одна из глав названа "О табаке... иже зародился от нечистоты и мерзости". "Ны нешние правители,- говорится в ней, - не токмо возбраняют, но и сами его употреб ляют и иных научаю т..." Против этой фра зы на прле листа сделана приписка: "А кто сей скверны не приемлет, тех раскольни ками укоряют". Прославляются соловецкие иноки, кото рые "крепко сташа противо духоборцов. возмутивших благочестие", читатели при зываются неослабно "держатися старой отеческой веры". В составе другого сборника, находивше гося в Умбе, помещено "Прение отца Ав- раамия, нового исповедника и поборника о Церкви Христове. От ноеолюбителей по страда” . Авраамий - ученик вождя рас кольников Аввакума - рассказывает о сво ем заточении в 1670 году, споре о вере со следователями на допросе в патриарших палатах и о побоях, учиненных ему крутиц ким митрополитом Павлом. Старолюбца упрекали в "неведении" церковного уче ния: "Не учася риторства, ни философст- ва ... говорит выше ума своего". Но Авра амий показывает недюжинные познания б богословии, приводит веские свидетельст ва о том, что греки, находясь под властью турок, отошли от истинного православия и теперь у них "нет и следа благочестия". Приписка к Прению гласит: "З а имя Исус Христово чернец Авраамий... сожжен бысть в срубе со своею братиею, пострада на Москве". Ввиду преследований крестьяне храни ли раскольничьи сочинения в своих домах "потаенно". Они не отражались ни в каких описях книг, не давались вкладом в цер ковные библиотеки, и степень распростра нения их в народе определить невозмож но.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz