Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 9.“Держитеся старого благочестия" Патриарх Никон в 1653 году с одобрения царя решил привести русские церковные обряды, богослужебные тексты в соответ­ ствие с греческими. Он повелел крестить­ ся не двумя пальцами, а тремя, писать имя Христа не "Исус", а "Иисус” , земные по­ клоны заменил поясными. Часть верующих, особенно на Русском Севере, отказалась принять новшества Ни­ кона и объявила его слугой антихриста. Не признали реформу Никона Соловецкий монастырь, Кандалакша и ряд других по­ морских селений. Власти подвергли "рас­ кольников” (так называли всех противни­ ков реформы ) жестоким наказаниям, но сломить упорство раскольников не смог­ ли. Борьба между никонианами и "старо- любцами" породила литературу об "ис­ тинной вере” . И те, и другие доказывали свою правоту и обличали своих противни­ ков. Сочинения раскольников переписы­ вались и рассылались в разные места, в том числе и на Кольский полуостров. Среди книг Мурманского областного краеведческого музея есть раскольничья ' Книга Ответ на ложный увет", в 182 1 году принадлежавшая умбскому крестьянину Петру Осиповичу Лопинцеву. Книга состо­ ит из нескольких произведений, призван­ ных показать ложность никонианских цер­ ковных правил. Это - выписки из Еванге­ лий, Деяний апостолов, Апокалипсиса- Иоанна Богослова, О иноческом житии - Василия Великого, О соловецком сидении - Семена Денисова, с пометками в нужных местах: "Внимай, читателю!". Всего в книге 125 листов форматом 10,5x16 сантимет­ ров, написана одним почерком; тетради сшиты суровыми нитками и помещены в кожаный переплет с тиснением на кореш­ ке. Книга составлена в XV III веке, после учреждения Синода (1721 год). На втором листе книги имеется надпись: "Сия тетрадь Петра Ю гарова... Писали... в тюрьме по- седельцы "; на обороте листа как бы про­ должение: "Прошу моих родителей помя­ н уть... меня Петра вечно отдаю сию книш- ку” , далее надпись вытерта и красным ка­ рандашом помечено: "Петр Умбачев". Первое, заглавное сочинение - отповедь никонианцу Арсению "на ложный его увет" - содержит опровержения доводов о ере- тичности учения "старолюбцев" выдерж­ ками из произведений Иоанна Лествични- ка, Максима Грека, Печерского патерика. Подкрепив свое мнение высказываниями авторитетных писателей, автор "Ответа” укоряет Арсения: "Что ж ты мя раскольни­ ком именуешь? Сам же ты со еретики со- гласуешись. Пишешь бо ся проповедник слова Божия и учи тель...” Страстно осуж­ даются действия никониан: "Ими же ново­ исправные книги заведены, древния ж от­ ринуты ... Кому ж плод их ныне не явен есть: в пост мясо жрут, иконы обдирают, табакирки строят, часовни разорены. На месте же их кабаки построены. Их же по­ зволением и блудные домы везде заведе­ ны и ... школы на танцы, на скоки, на плясы на скверные и блудные песни и разные камидии, игры и особливые учители к бе­ совским делам приставлены. Божия же домы и монастыри опустели". Во всем этом автор сочинения видит "явное знамение о кончине света". Одна из глав названа "О табаке... иже зародился от нечистоты и мерзости". "Ны­ нешние правители,- говорится в ней, - не токмо возбраняют, но и сами его употреб­ ляют и иных научаю т..." Против этой фра­ зы на прле листа сделана приписка: "А кто сей скверны не приемлет, тех раскольни­ ками укоряют". Прославляются соловецкие иноки, кото­ рые "крепко сташа противо духоборцов. возмутивших благочестие", читатели при­ зываются неослабно "держатися старой отеческой веры". В составе другого сборника, находивше­ гося в Умбе, помещено "Прение отца Ав- раамия, нового исповедника и поборника о Церкви Христове. От ноеолюбителей по­ страда” . Авраамий - ученик вождя рас­ кольников Аввакума - рассказывает о сво­ ем заточении в 1670 году, споре о вере со следователями на допросе в патриарших палатах и о побоях, учиненных ему крутиц­ ким митрополитом Павлом. Старолюбца упрекали в "неведении" церковного уче­ ния: "Не учася риторства, ни философст- ва ... говорит выше ума своего". Но Авра­ амий показывает недюжинные познания б богословии, приводит веские свидетельст­ ва о том, что греки, находясь под властью турок, отошли от истинного православия и теперь у них "нет и следа благочестия". Приписка к Прению гласит: "З а имя Исус Христово чернец Авраамий... сожжен бысть в срубе со своею братиею, пострада на Москве". Ввиду преследований крестьяне храни­ ли раскольничьи сочинения в своих домах "потаенно". Они не отражались ни в каких описях книг, не давались вкладом в цер­ ковные библиотеки, и степень распростра­ нения их в народе определить невозмож­ но.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz