Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 8. "Зри святое писание" Некоторые старинные книги, бытовав­ шие в Поморье, сохранились до нашего времени и попали в библиотеки и музеи, где их можно видеть воочию. Нельзя без волнения держать в руках книгу, созданную несколько веков назад, в иную эпоху, людьми другого менталите­ та (образа мышления), побывавшую у множества читателей прошлого. Печатная публикация не дает полного представления о произведении и о книге в целом. Видя подлинник, можно судить о грамотности писцов, культуре оформле­ ния книги, нередко на книге есть надписи, содержащие сведения, где, когда и кем писалась книга, кому она принадлежала, кто и когда ее читал, кому продавалась или завещалась. Встречаются читатель­ ские пометки. Можно видеть переплет, бумагу, чернила, водяные знаки (изобра­ жения на просвете листа), рисунки и т. п. Все это позволяет лучше знать происхож­ дение книги, среду бытования ее, круг читателей, их интересы и отношение к прочитанному. В Мурманском областном краеведче­ ском музее имеется ряд рукописных книг, поступивших от жителей Кольского Севе­ ра. О них далее и пойдет речь. Вот книга, сшитая из 16 тетрадей (по 16-20 листов в каждой), без переплета и титульного листа, составленная из многих произведений. Это соборник (конволют). В пятой тетради есть надпись: "Божиею помощию написал сию книжицу, Цветник глаголемую, И. НИ., в Поморие Куіиерец- кой пустыни, кому по смерти моей". Имя составителя полностью не раскрыто, кому предназначалась книга после смерти "И. НИ", не указано. По-видимому, название книги "Цветник" относится не ко всему сборнику, а только к части сочинений, так как письмо и бумага других тетрадей рез­ ко отличается от той, где сделана надпись. Содержание книги пестрое, в основном - нравоучительное. Источники зачастую указаны, например: "Из книги Мирозри- тельного зерцала", "Поучения разные из прологов". Встречаются пояснения вро­ де: "З а ветхостью потерян лист до” ("По­ весть полезна зело. Лета 7004 (1496 го­ да)"); обращения к читателю: "О, челове- че, зри святое писание и последуй запове- дем, и спасешися", "Давай чести". Одна тетрадь повествует о житии печерских старцев Пимена, Марка, Феофила и Гри­ гория, проиллюстрированном акварель­ ными рисунками. Многие тексты адресованы монахам. В статье "Что есть инок" говорится: "Инок есть исполнитель заповедем Христовым. Инок есть совершенный христианин. Инок есть подражатель и сообщник страстем Христовым. Инок есть повседневный м у­ ченик. Инок есть самовольный мертвец - самоволие, самохотне умирает в трудех духовных Христа ради и царствия ради небесного. Инок есть столб терпению. Инок есть убо глубина смирению ..." Человек должен преодолевать дья­ вольские наваждения, не поддаваться на греховныесоблазны. "Душа и тело,- гово­ рится в одном из сочинений,- яко львы борются и ратуют (бью тся)... до сконча­ ния живота (жизни человека). Душа бо хочет спастися, а тело любит нежиться". Греховны "песни сатанинские, плескание и гудение... многовертимое плясание, за- не (потому что) отлучают человека от Бога и во дно адово сводят". Свободное время надо посвящать Богу: "Без Бога всяка ра­ дость печальна, всяко веселие есть сует­ н о ..." Обличаются пороки человеческие: кле­ вета, зависть, блуд, пьянство, стяжание, за которые человек понесет наказание на Страшном суде Божием, и делается вы­ вод: "лутше здесь скорби приимати и бе­ ды, нежели тамо". В книге приводятся выдержки из сочи­ нений Иоанна Дамаскина, Иоанна Злато­ уста, Иоанна Лествичника, Василия Вели­ кого, Нила Сорского. Дат, когда следует читать те или иные тексты, как в Прологе, здесь нет. Читатель выбирал то, что ему хотелось. Другая книга из музейного собрания - "Поучения святых отец". В ней 2 56 листов небольшого формата (18,5x15 сантимет­ ров), писана на голландской бумаге чет­ ким уставом; дано оглавление "книг бо­ жественного писания" и "Предисловие к читателю". Цель книги - показать, "како спастися". В 38 статьях рассказывается о любви, страстях, молитве, прелести бе­ совской, помрачении душевном, нераде­ нии, "о желаниях естественных и иже от бесов", ложных мечтаниях и т. п. 13 статей объясняют высшие добродетели. Это - вера; любовь и милосердие; пост; воз­ держание; бдение; молитвы; смирение; безмолвие; нестяжание; смиренномуд­ рие; чистота душевная и телесная; терпе­ ние; рассуждение. Каждая статья начина­ ется разрисованной буквой. Проводится мысль: "Скорбей избежать невозможно". Надо стойко переносить все невзгоды; святые отцы ради "спасе­ ния душ своих крепко страдали, а врагу (дьяволу) и похотем своим не покаряли- ся". На музейном Синоксаре (собрании праздничных служб) есть такая надпись: "Занимался чтением сей книги Кандалак­ шской дьячек Иван Иванович Постников сего 1842 года, августа 24 числа". Другая запись гласит: "Сия книга, называемая Синоксарь, крестьянина Михаила Гнида- ка". Последним владельцем являлся К а н ­ далакшский крестьянин Дмитрий Гручин (1907 год). Помимо текстов, заимствован­ ных из Триоди, в этой книге-конволюте приводятся грамоты восточных патриар­ хов Герасима, феофана и Софрония (на­ чало XVII века), Видения и сказания про­ роков, выдержка из Хронографа и Крат­ кая летопись событий русской истории за 1356-1598 годы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz