Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 7 . П р о л о г К разряду книг, наиболее читаемых в старину, относятся минеи - собрания ''чте ний", расположенных по дням памяти свя тых или по религиозным праздникам в том или ином месяце. Кроме того, в минеи включались тексты из сочинений отцов Церкви, исторических повестей и других произведений. Помесячные чтения, со бранные воедино, носили название Пролог (с ударением на первом слоге). Эту книгу Церковь рекомендовала верующим как 4 богоугодное чтение. В середине XVI века митрополит Макарий создал так называе мые Великие четьи минеи - 12-томное со брание канонических чтений (27 тысяч страниц, более 2 тысяч сюжетов). В XVII веке вышло пять печатных изданий Проло га. В библиотеке Кандалакшского монасты ря, согласно описи 1705 года, находилось 2 письменных и 2 печатных Пролога, 3 "об щих минеи" и 34 - одномесячных. В Коль- ско-Печенгском монастыре насчитывалось в 1722 году 14 отдельных миней, две об щих и "4 Пролога троемесячных" - все "писмяные, ветхие". Пролог содержит огромный и разнооб разный материал, прежде всего - жития святых и поучения церковных писателей, произведения, воспитывавшие людей в д у хе христианского учения. В нем можно най ти тексты почти по любой теме, волновав шей средневекового читателя или слуша теля. Так, на Русском Севере особенно чтили святого Николая Мирликийского. Дни па мяти его отмечались 6 декабря (Никола зимний) и 9 мая (Никола вешний). Под эти ми датами в Прологе описаны чудеса, со творенные святым. Дана масса наставлений, как следует ве сти себя в обществе, чтобы обрести "спа сение" - вечную жизнь в раю, в царствии небесном. При этом довольно сильно зву чит тема социальной справедливости. Стержневой мотив: "Богатии, милостивы б уд те... Убозии же, хваляще Бога, терпите скорби" (притча "О богатом и Лазаре", 11 июня). Социальное неравенство имеет свой смысл: "Того ради Бог богата и убога сотвори, да препитан будет убогий от бога того, и спасется богатый милостыни ради" (Поучение 20 июня). Милостыня выше мо литвы и поста, утверждает Пролог (24 ян варя). В Видении юродивого Андрея обри сован господин, который "был лют в своем житии... свою челядь моряше гладом и ранами, и наготою... во дни зимныя..." И это не осталось без Божьего наказания: Андрей видит, как богача после смерти препровождает в ад сам Сатана с бесами. Сурово осуждаются богатые, живущие не по вере, забывшие страх Божий, обижа ющие бедных и подвластных людей. Чер норизец Петр обличает "богатых мира", которые "и секутся и воюются... хотяще... прияти и власть, и честь, и славу, и зем лю ..." Один из главных пороков - стремле ние нажиться угнетением и ограблением людей: "Корень бо есть всем злым (делам) сребролюбие". Одобряется праведно добытое богатст во, трудолюбие и предприимчивость. Все дается на радость человеку: "и сан, и кра сота, и имение, и пища, и одежда... злато и сребро, скот и пажити (пастбища), земли и села", но обладатель богатства должен пользоваться им "с разумением", живя по "божественному закону" (Поучение 2 3 д е кабря). Осуждается непомерная роскошь, чревоугодие (обжорство) и скупость. Ми лостыня нищему рассматривается как по даяние самому Христу. Достойно внимания отношение древних нравоучителей к винопитию: "Добро убо мало испивати, немощи ради телесныя... Многое питие творит человека безумным в поругание, а мудрым в оплакание" (Поуче ние Антиоха, 7 октября). Неоднократно обличаются высокоме рие, жестокосердие, лихоимание, всякого рода притеснения слабых и неимущих. В слове к судиям (Чтение 19 мая) говорится: "Разумевай и право суди ... Не оправдай неправедного, аще и друг ти есть, и не обиди праведного, яко Божий суд истинен е сть... Огнь бо от Бога приходит в дом криво судящ их... И не приемли клеветы тай(но) шепчущих... Ни яростью распаляй ся, су д я ... Не гордися саном власти твоея, от Бога бо дано ти есть". Рекомендуется не унижать человека "ни словом, ни делом, ни мыслию". Настойчиво проповедуются мир и согла сие между людьми. "Смиряйтеся, братие, и любите друг др уга ... Ничто же бо есть мира и любве добрее, теми бо рать (воен ные столкновения) и всяка злоба разруша ется. Будите друг другу милосерди и блази (добры, уступчивы)... Любовь ближнему зла не творит... Лучше есть ясти хлеб сух с любовью, нежели телец (теленка) упитан ный со враждою" (Поучение о мире и люб ви, 18 августа). Порицается зависть. Поучение Василия Великого (Чтение 10 августа) гласит: " З а висть бо скорбь сердцу и тля души, сушило телу, разорение любви, ко всем вражда, отлучение роду, спона (преграда) добро детели, залог мучению". Пролог учит не падать духом в трудных обстоятельствах: "Несть добро в безмер ную печаль предавшуся изнемогати... Не даждь печали души твоей, многи бо погуби печаль... Печаль бо враждает сердца кре пость. Якоже бо моль в ризе и червие во др е ве ..." В Прологе имеется множество историче ских сведений. Рассказывается о житии князя Владимира, крестителя Руси, муче ников Бориса и Глеба, Александра Невско го, Даниила Московского, Михаила Твер ского, Феодора Смоленского, Михаила Черниговского... Показываются их заслуги в утверждении христианства, защите Роди ны, прекращении усобиц и т. д. Включены повести о нашествиях Батыя, Тимура, А х мата на Русь, рассказ о гибели царевича Дмитрия в Угличе, 19 чтений о русских цер ковных деятелях - митрополитах Киприане, Петре, Алексее, Филиппе и других. Приво дятся рассказы о юродивых и странниках. Некоторые сочинения - притчи, видения, разные иносказания и изречения - доволь но трудны для понимания малообразован ных людей. Рекомендуется настойчиво по стигать книжную мудрость: "Прилежно и всем сердцем,- советует Иоанн Златоуст,- ...прочитай словеса... не ленися, но и двок- ратно и трикраты прочитай... да разумев ши силу их" (Чтение 16 сентября). Отрок спрашивает отца своего: "Что, отче, труж- даюся в книгах и ничто же разумеір?" Ро дитель наставляет: "Учися елико можеши без лености... Навыкнеши... данноготи времени и силы не погуби унынием". Не читающий книг не прочен в вере, лег ко может поддаться искушению и сойти с пути истины: "Ащ е кто не умея книг мудр ствует, таковой подобен столпу или оплоту без подпор стояшу: аще будет ветр, то падется". Так и человек, когда "греховный дхнет ветр, то падет, не имея подпор сло вес книжных", потому что книги "всю не- приязненну (дьявольскую) лесть обнажа ют" (Чтение 1 апреля). Чтение - лучшее учение. Современному читателю старинных книг также нужны некоторые усилия для пони мания написанного. Многие слова уже вы шли из обихода. Но вдумайтесь - и вы почувствуете красоту нашего древнего языка, не испохабленного нелепыми нова циями, удивляющего образностью, ритми кой речи и даже поэтичностью. Примеров сколько угодно: "И бысть ветр велик в мо р и ...'1, "Все небо облачно бысть и темно", "И пустившие стрелы, яко дождь мог на град", "В то время безбожный царь Батый много земли поплени и прииде на Россий скую зем лю ..." Некоторые тексты звучат, как стихи. Индийский царь Авенир запре тил говорить своему юному сыну "ни о смерти, ни о старости, ни о нищете - да не возмутит его печаль... повеле уготовити коня ему, и оружники, и игрецы - да ездит в веселии... да не видит стара, ни нища, ни глуха, ни слепа" (о Варлааме и Иоасафе, 19 ноября). Проложные поучения напоминают о кратковременности земной жизни и при зывают не откладывая творить добрые де ла. Только они дают человеку спасение, будь то мирянин или монах. "Ащ е кто в монастырь или в пустыню идет, а злых дел не оставляет, то не спасется" (Поучение Нифонта, 16 апреля). Круг чтений, включенных в Пролог, не обозрим, но все они наставляют людей жить благочестиво и творить благодеяния.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz