Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ ЧТОч ж 4Ш1 іѣЛжі 1 ВСТАРЬ ІНУ ПОМОІш 1 Иван УШАКОВ, краевед 6. Повесть о Варлааме Керетском Это произведение не относится к числу наиболее распространенных. Литерату­ роведам известно лишь 7 списков сочине­ ния о жизни Варлаама Керетского. При­ влекает к себе личность этого святого, весьма популярного в Поморье чудотвор­ ца, который "заклял" морских червей, прогрызавших днища судов у Святого Но­ са. "Повесть о преподобном Варлааме Ке­ ретском" сложилась в два этапа. Сначала возникло "Житие" (по мнению исследова­ телей, в конце XVI века), а затем оно было дополнено "Чудесами" в середине XVII века. Автором целостной "Повести..." яв­ лялся, вероятно, тот же писатель, который создал "Житие Трифона Печенгского",- Сергий Шелонин. Произведение опубли­ ковано в "Памятниках литературы Древ­ ней Руси" (М ., 1989, XVII век, книга 2, с. 305-309). "Житие" содержит основные биогра­ фические сведения о святом. Он родился и воспитывался во время правления Ива­ на Грозного в селе Керети, в Поморье, "научен же бысть книгам", стал священ­ ником "в Кольском граде в церкви Нико­ лы чюдотворца, и тамо пребываше до­ бре", поучал людей "закону Божьему яко истинный пастырь". Однако в его правед­ ную жизнь, "всяческими добродетелями украшенную", вторгается дьявол, кото­ рый подтолкнул его на убийство своей жены. Осознав содеянное, Варлаам обре­ кает себя на тяжкий труд - "с мертвым телом по морской пучине с места на место плавати, дондеже (пока) оно, мертвое те­ ло, тлению предастся". Так он плавал на карбасе "от Колы около Святого Носа да­ же и до Керети... и весла из рук своих не выпущаше", желая искупить свой грех. Все это время Варлаам молил Бога об отпущении греха, проливая слезы и стра­ дая душою. Видя искреннее раскаяние Варлаама, Бог дарует ему чудодействен­ ную силу, благодаря которой он навсегда избавил мореходов от страшной опасно­ сти - сотворил путь чист около Святого Носа, "прежде того непроходного места" из-за "множества червей морских, иже (которые) творяху многи пакости над ло- диями мореходцам". Получив прощение, Варлаам принял монашество и удалился “ в пустыню" близ родной Керети, где и скончался ("с миром ко Господу отиде в Чюпской губе"). А вскоре Бог явил "труды своего угодника преподобного Варлаама": его молитвами спаслась на море во время бури лодья Каргопольского купца Евфимия Болнище- ва. Вторая часть произведения - "Поведа- ние от чудес" - содержит четыре рассказа о помощи преподобного Варлаама лю­ дям, попавшим в беду и болезнь. В одном случае Варлаам ("старец сед брадою") является рыбакам, когда "возъ- ярися море волнами" и стало заливать карбас водою. Преподобный избавил судно "от потопления", а затем отвел его в безопасное место - "за коргою (камени­ стый грядой) у брега” . В другом "чуде" Варлаам очищает путь мореходам от льда и подбадривает их, советует идти "в Ке- реть, и Бог даст им путь чист". Еще одно "чудо" поведал двинянин Никифор. Он возвращался "с мурманского рыбного промыслу". Возле Святого Носа буря со­ рвала у лодьи паруса, сломала мачту, вол­ ны заливали судно. Несколько дней лодью носило по морю, и люди уже ожи­ дали своей кончины. Но плавание завер­ шилось благополучно: "Явися тому Ники­ фору во сне преподобный отец Варлаам и начал ему глаголати: "Что вы впадаете во отчаяние... Промышляйте (действуй­ те), не плошитеся - Бог вас вынесет!" По­ моры поставили парус и при попутном ветре, дарованном святым Варлаамом, на третий день достигли устья Двины. Пока­ зательно, Варлаам не просто своим дей­ ствием спасает гибнущих, но воодушевля­ ет их самих "промышлять", не плоховать, а искать парус и весла, "уготовлять лодью в путь". Так же поступает Варлаам и в "чуде" о тяжело больном кольском воеводе Гурии Ивановиче Волынцеве. Преподобный не исцеляет его, а только ободряет, предре­ кая выздоровление. Дело происходило в Кольском остроге при царе Михаиле Ф е ­ доровиче "после Литовския войны" (име­ ется в виду набег литовцев и разбойных казаков в 1614 году на Поморье до Канда­ лакши). Г. И. Волынцев, как свидетельст­ вуют царские грамоты, воеводствовал в Коле в декабре 1614 и в 1615 году. О болезни Волынцева поведал составителю "Повести" старый помор Петр Буторин. По его словам, к упавшему духом воеводе явился "во образе иноческом святый Вар­ лаам, глаголя: "Не скорби, человече, из­ бавит тя Бог от тоя болезни... А з есмь Варлаам ис Керети" Оправившись от бо­ лезни, Волынцев стал расспрашивать, кто такой Варлаам? "И поведаша ему во граде живущии: "Той в древняя лета... священ­ ствовал в Кольском остроге и после жил в Керети иноком, тамо и преставися". Воевода отыскал в Коле "пришельца, Керецкие волости жильца" Василия Мухи­ на, который подробно рассказал все о святом и что место, где он погребен, ос­ тается "в небрежении". Тогда воевода ре­ шил поставить на могиле святого крест и сень, дал на это деньги Василию Мухину, и тот, "взяв сребро и прииде в Кереть, по повелению оного воеводы содела гробни­ цу над гробом святаго Варлаама". "Поведение от чудес в отличие от "Ж и­ тия" написано простонародным языком, с употреблением бытовых поморских слов, со знанием местной географии и море­ ходной практики. Публикатор и исследователь "Повести” Л. А . Дмитриев отметил характерную особенность произведения. В нем "свя­ тым становится не подвижник во славу веры, Церкви, а человек, совершивший тяжкое преступление, человек с несчаст­ ной судьбой. Подвиг его - это не отшель­ ничество, не деяния, укрепляющие могу­ щество Церкви, а тяжкий повседневный труд в м о р е ...” Возможно, поэтому официально цер­ ковь не канонизировала его, а причислила только к местно чтимым святым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz