Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 5. Житие Трифона Слава основателя Печенгского монасты­ ря Трифона, умершего 15 декабря 1583 года, как чудотворца началась не сразу после создания обители. В качестве свято­ го он впервые упомянут в описи соловец­ кого книгохранилища 1657 года, в котором отмечены "2 канона (церковных песнопе­ ния) новым святым Трифону Печенгскому да Варламу Керецкому". Долгое время исследователи не могли установить личность составителя и время появления Жития Трифона. Лишь недавно стало известно, что Житие написал соло­ вецкий монах Сергий Шелонин, в миру - Семен Михайлович Москвитин (умер в 1667 году). В его распоряжении находились рас­ сказы учеников Трифона в виде "писаний кратких... в малых книжицах", которые со­ хранили благочестивые почитатели из люб­ ви к праведному старцу. На основе свиде­ тельств "самовидцев" деятельности Три­ фона Сергий Шелонин "понудихся Службу и Житие преподобного, во едину книгу со­ вокупив, написати". Списки Жития Трифона появились на Кольском Севере уже в ХѴІМ веке. В описи библиотеки Кольско-Печенгского мона­ стыря, составленной в 1754 году, сказано: "В анбаре под колокольнею, в верхней жи­ ре (этаже), сундук с печатными и писмяны- ми книгами". В числе 57 названий отмече­ ны "Житие преподобного Трифона" и д р у ­ гая книга - "Служба и Житие преподобного Грифона Печенгского чудотворца, писана уставом ", то есть четким, торжественным начерком. Типографски это произведение, существовавшее в нескольких списках, на­ печатано в 1859 году в "Православном со­ беседнике" (выпуск 2, Казань). Занимает оно 27 страниц. Трифон, повествует Житие, родился в семье сельского священника "близ града Торжка” в новгородской земле, был в "юности своея изряден постник, мило­ стив". Но ранний период его жизни, пока он не явился "на приморие великого моря О киян а... на реку Печеньгу, в народ лопар­ ский", почти не описывается; главное д е я ­ ние Трифона - приобщение лопарей-языч- ников к христианству. В центре Жития - подвиг Трифона, совершенный по Господ­ ней заповеди: "Шедш е, научите вся языки" истинной вере. Основной рассказ в Житии - "Об устроении обители и просвещении лопарей". Дело, за которое взялся Трифон, требо­ вало большого упорства, сметки, жертвен­ ности. Предстояло наладить быт в пригра­ ничной, обитаемой лишь лопарями-кочев- никами местности, вдали от русских селе­ ний, вполне освоить лопарскую речь, до ­ биться доверия полудиких язычников, по­ знакомить их с христианским вероучением и обрядами, добиться согласия на приня­ тие православия. Трифон принес с собой несколько книг, икону Святой Троицы, плотницкий инстру­ мент, срубил себе в лесу келью и после длительного общения с окрестными лопа­ рями стал проповедовать им "русскую ве­ ру" - показывал "камень Иисуса Христа и его кровь", рассказывал "о истинном в Троице славивом Бозе, и о потопе, и о раз- сеянии языков, и о А вр а ам е ... пришествие Сына Божия, и о его воплощении, и о стра- стех (мучениях), и о воскресении..." Одно­ временно Трифон указывал на выгоды торговли с христианами-русскими- начал, как сообщает Житие, "творити беседы о куплях". Смена религии - дело не простое. Про­ поведь христианства на первых порах встречала сильное противодействие кебу- нов - служителей языческого культа, кото­ рые "Трифона за власы торкаху и о землю метаху, и бияху, и п ха х у ..." Постепенно, беседуя с лопарями, Трифон склонил их к принятию новой веры. Он соорудил на Пе- ченге небольшую церковь и крестил часть окрестных жителей. По летописи, это про­ изошло в 1532 году. Затем Трифон занялся созданием монастыря. Он посетил Новго­ род и Москву, получил щедрые пожертво­ вания от бояр и духовенства. Сам царь Иван IV дал ему в дар колокола, ризы и церковную утварь. Правящие верхи под­ держали стремление Трифона оградить Русский Север от проникновения с Запада протестантской религии - "от тамо блиских стран, от люторския и калвинския ереси". О деятельности Трифона после креще­ ния печенгских лопарей рассказывается в главах: "О хождении преподобного в Вели­ кий Новгород милостыни ради” , 'О ноше­ нии жерновных каменев из Колы во оби­ тель старопеченгскую", "О звери, сотвор- шем преподобному пакост". Перед смер­ тью Трифон предсказал тяжкие испытания, которые выпадут его обители, и дал мона­ хам наказ: "Не ослабевайте, братия, упова­ нием на Бога" (глава "Преставление (кон­ чина) преподобного отца нашего Трифона, печенгского чудотворца"). Прижизненные "ч удеса" Трифона (вро­ де изгнания медведя из кельи) едва ли могут считаться таковыми. Святость пе­ ченгского старца доказывается посмерт­ ными чудесами, из которых наиболее зна­ чимо спасение царя Ф едор а Ивановича на ливонском фронте от пушечного обстрела (во сне царю, в молодости подарившему Трифону свои одежды , явился инок и сооб­ щил, что шведы навели пушки на шатер Ф едор а Ивановича, и велел ему немедлен­ но уйти в безопасное место). Глава "Об избиении иноков Печенгского монастыря" повествует о том, как шесть лет спустя после кончины Трифона сбы­ лось его предсказание: на монастырь на­ пали шведы и "ради казны" истязали мона­ хов - "оружием язвяще и огнем жгуще". Погибло 116 человек братии и монастыр­ ских слуг. Завершается произведение сообщени­ ем об устройстве Ново-Печенгского мона­ стыря в городе Коле, сначала при Благове­ щенской церкви, а затем - на острове, в устье реки Колы, где и "доныне пребывает сохранно". Житие Трифона содержит ряд ценных сведений о лопарском народе и хозяйст­ венном освоении Мурмана в XIX веке. За­ печатлен облик основателя Печенгского монастыря: ростом "святый не мал, нагиб (сгорблен), плотию (телом ) крепок, мало­ плешив, брадою се д ". Подвижническая жизнь Трифона служи­ ла образцом высоконравственного пове­ дения человека. На одном из списков Жи­ тия сделана характерная надпись: "Сию книгу приемши, подражай жительству его, таковым бо нравом путь праведный своего спасения не соделаеши ". Позднейшие списки Жития Трифона до­ полнялись его новыми чудесами. В печат­ ном издании Жития, вышедшем в 1891 го­ ду, приводятся такие случаи. Сын Кольско­ го стрельца Игнатий Пастухов три года бо­ лел, оглох и ослаб. Родители дали обет потрудиться в монастыре один год, что и исполнили. О трок, помолившись у могилы Трифона, стал здоров. Другое посмертное чудо Трифона - исцеление колянина Илла­ риона, проткнувшего на промысле рыбо­ ловным крючком "веж ды ока” . Поморы нередко спасались во время бури на море, призвав на помощь святого Трифона. ; Житие сделало имя Трифона весьма по­ пулярным на Русском Сев ер е . Память о нем особенно прочно держ алась у лопа­ рей. Известный путешественник Ф . П. Лит­ ке, побывав на Мурмане в 182 2 году, пи­ сал. Печенга есть Мекка того края: каж­ дый благочестивый лопарь считает обязан­ ностью поклониться, хотя бы раз в жизни, мощам святого угодника; в затруднитель­ ных случаях даю т они обеты идти в Печенгу на богомолье , многие дел аю т это для из­ лечения от болезней".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz