Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 5. Житие Трифона Слава основателя Печенгского монасты ря Трифона, умершего 15 декабря 1583 года, как чудотворца началась не сразу после создания обители. В качестве свято го он впервые упомянут в описи соловец кого книгохранилища 1657 года, в котором отмечены "2 канона (церковных песнопе ния) новым святым Трифону Печенгскому да Варламу Керецкому". Долгое время исследователи не могли установить личность составителя и время появления Жития Трифона. Лишь недавно стало известно, что Житие написал соло вецкий монах Сергий Шелонин, в миру - Семен Михайлович Москвитин (умер в 1667 году). В его распоряжении находились рас сказы учеников Трифона в виде "писаний кратких... в малых книжицах", которые со хранили благочестивые почитатели из люб ви к праведному старцу. На основе свиде тельств "самовидцев" деятельности Три фона Сергий Шелонин "понудихся Службу и Житие преподобного, во едину книгу со вокупив, написати". Списки Жития Трифона появились на Кольском Севере уже в ХѴІМ веке. В описи библиотеки Кольско-Печенгского мона стыря, составленной в 1754 году, сказано: "В анбаре под колокольнею, в верхней жи ре (этаже), сундук с печатными и писмяны- ми книгами". В числе 57 названий отмече ны "Житие преподобного Трифона" и д р у гая книга - "Служба и Житие преподобного Грифона Печенгского чудотворца, писана уставом ", то есть четким, торжественным начерком. Типографски это произведение, существовавшее в нескольких списках, на печатано в 1859 году в "Православном со беседнике" (выпуск 2, Казань). Занимает оно 27 страниц. Трифон, повествует Житие, родился в семье сельского священника "близ града Торжка” в новгородской земле, был в "юности своея изряден постник, мило стив". Но ранний период его жизни, пока он не явился "на приморие великого моря О киян а... на реку Печеньгу, в народ лопар ский", почти не описывается; главное д е я ние Трифона - приобщение лопарей-языч- ников к христианству. В центре Жития - подвиг Трифона, совершенный по Господ ней заповеди: "Шедш е, научите вся языки" истинной вере. Основной рассказ в Житии - "Об устроении обители и просвещении лопарей". Дело, за которое взялся Трифон, требо вало большого упорства, сметки, жертвен ности. Предстояло наладить быт в пригра ничной, обитаемой лишь лопарями-кочев- никами местности, вдали от русских селе ний, вполне освоить лопарскую речь, до биться доверия полудиких язычников, по знакомить их с христианским вероучением и обрядами, добиться согласия на приня тие православия. Трифон принес с собой несколько книг, икону Святой Троицы, плотницкий инстру мент, срубил себе в лесу келью и после длительного общения с окрестными лопа рями стал проповедовать им "русскую ве ру" - показывал "камень Иисуса Христа и его кровь", рассказывал "о истинном в Троице славивом Бозе, и о потопе, и о раз- сеянии языков, и о А вр а ам е ... пришествие Сына Божия, и о его воплощении, и о стра- стех (мучениях), и о воскресении..." Одно временно Трифон указывал на выгоды торговли с христианами-русскими- начал, как сообщает Житие, "творити беседы о куплях". Смена религии - дело не простое. Про поведь христианства на первых порах встречала сильное противодействие кебу- нов - служителей языческого культа, кото рые "Трифона за власы торкаху и о землю метаху, и бияху, и п ха х у ..." Постепенно, беседуя с лопарями, Трифон склонил их к принятию новой веры. Он соорудил на Пе- ченге небольшую церковь и крестил часть окрестных жителей. По летописи, это про изошло в 1532 году. Затем Трифон занялся созданием монастыря. Он посетил Новго род и Москву, получил щедрые пожертво вания от бояр и духовенства. Сам царь Иван IV дал ему в дар колокола, ризы и церковную утварь. Правящие верхи под держали стремление Трифона оградить Русский Север от проникновения с Запада протестантской религии - "от тамо блиских стран, от люторския и калвинския ереси". О деятельности Трифона после креще ния печенгских лопарей рассказывается в главах: "О хождении преподобного в Вели кий Новгород милостыни ради” , 'О ноше нии жерновных каменев из Колы во оби тель старопеченгскую", "О звери, сотвор- шем преподобному пакост". Перед смер тью Трифон предсказал тяжкие испытания, которые выпадут его обители, и дал мона хам наказ: "Не ослабевайте, братия, упова нием на Бога" (глава "Преставление (кон чина) преподобного отца нашего Трифона, печенгского чудотворца"). Прижизненные "ч удеса" Трифона (вро де изгнания медведя из кельи) едва ли могут считаться таковыми. Святость пе ченгского старца доказывается посмерт ными чудесами, из которых наиболее зна чимо спасение царя Ф едор а Ивановича на ливонском фронте от пушечного обстрела (во сне царю, в молодости подарившему Трифону свои одежды , явился инок и сооб щил, что шведы навели пушки на шатер Ф едор а Ивановича, и велел ему немедлен но уйти в безопасное место). Глава "Об избиении иноков Печенгского монастыря" повествует о том, как шесть лет спустя после кончины Трифона сбы лось его предсказание: на монастырь на пали шведы и "ради казны" истязали мона хов - "оружием язвяще и огнем жгуще". Погибло 116 человек братии и монастыр ских слуг. Завершается произведение сообщени ем об устройстве Ново-Печенгского мона стыря в городе Коле, сначала при Благове щенской церкви, а затем - на острове, в устье реки Колы, где и "доныне пребывает сохранно". Житие Трифона содержит ряд ценных сведений о лопарском народе и хозяйст венном освоении Мурмана в XIX веке. За печатлен облик основателя Печенгского монастыря: ростом "святый не мал, нагиб (сгорблен), плотию (телом ) крепок, мало плешив, брадою се д ". Подвижническая жизнь Трифона служи ла образцом высоконравственного пове дения человека. На одном из списков Жи тия сделана характерная надпись: "Сию книгу приемши, подражай жительству его, таковым бо нравом путь праведный своего спасения не соделаеши ". Позднейшие списки Жития Трифона до полнялись его новыми чудесами. В печат ном издании Жития, вышедшем в 1891 го ду, приводятся такие случаи. Сын Кольско го стрельца Игнатий Пастухов три года бо лел, оглох и ослаб. Родители дали обет потрудиться в монастыре один год, что и исполнили. О трок, помолившись у могилы Трифона, стал здоров. Другое посмертное чудо Трифона - исцеление колянина Илла риона, проткнувшего на промысле рыбо ловным крючком "веж ды ока” . Поморы нередко спасались во время бури на море, призвав на помощь святого Трифона. ; Житие сделало имя Трифона весьма по пулярным на Русском Сев ер е . Память о нем особенно прочно держ алась у лопа рей. Известный путешественник Ф . П. Лит ке, побывав на Мурмане в 182 2 году, пи сал. Печенга есть Мекка того края: каж дый благочестивый лопарь считает обязан ностью поклониться, хотя бы раз в жизни, мощам святого угодника; в затруднитель ных случаях даю т они обеты идти в Печенгу на богомолье , многие дел аю т это для из лечения от болезней".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz