Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 4. Соборник Кирилла В конце XIX века в Архангельское Древ- нехранилище (собрание старинных вещей и рукописей) поступила из варзужской У с­ пенской церкви книга Соборник, написан­ ная на 2 85 бумажных листах среднего ф ор ­ мата ("в полудесть"). На обороте лицевой переплетной доски стояло число "13" - ви­ димо, библиотечный номер книги. Во вве­ дении указано имя заказчика и владельца книги - некоего Кирилла. Своего собственного названия книга не имеет. Это сборник разнородных произве­ дений, целая библиотека в миниатюре, по- древнерусски - "соборник"или"изборник" ("избрано от книг многих"). В соборники включалась как религиозная, так и свет­ ская литература разных жанров. Такая книга ценна тем, что она показывает круг чтения средневекового грамотея, отража­ ет интересы и художественные пристра­ стия заказчика - образованного человека своего времени, постоянно обращавшего­ ся к книге как источнику знаний. Составлением соборников занимались весьма эрудированные книжники, хорошо ориентировавшиеся в огромной массе ли­ тературы. Учитывая запросы заказчика, они подбирали нужные произведения, не­ редко сами редактировали их, вносили не­ что свое, становясь как бы соавторами древних писателей. Составители соборников считали недо­ стойным указывать свое имя рядом со свя­ щенным или другим "добрым" писанием. О себе, по обычаю, говорили не иначе, как в пренебрежительном тоне. Изготовитель варзужского Соборника в посвящении заказчику Кириллу написал свое имя буквенно-цифровым шифром: "АНДРОНИЙ". Поскольку такое имя боль­ ше нигде не встречается, по-видимому, вернее будет читать "Андроник". Кирилла он величает лестными словами - "возлюбленный о Христе", отмечает его покровительство бедным ("нищелюбие и многая к нам благодеяния” ). Себя называ­ ет "многогрешным, скверным и непотреб­ ным", "неключимым (непригодным) ра­ бом", сообщает, что составлял Соборник в горестном состоянии (когда "уных от печа­ ли"). В том же духе Андроник говорит о своем Соборнике: "злоукорным моим языком слагал и вдахом твоей боголюби­ вой душе", но выражает надежду: "Да про- чтется сия книга и иным нашей братии, у вад пребывающих". Даты написания Соборника нет, но вре­ мя указано: "Во царство государя нашего, благоверного и христолюбивого цар я... Бориса Федоровича" (Годунова), то есть между 1598 и 1605 годами. На основании этого можно предположить, что составите­ лем варзужского Соборника являлся соло­ вецкий монах, иеродиакон Андроник, из­ вестный тем, что приглашался в начале XVII века в Москву для переписки Хроно­ графа. Содержание Соборника, принадлежа­ щего Кириллу, делится на три части. Сна­ чала, вслед за оглавлением книги, идут 24 канона - тексты, посвященные разным свя­ тым (включая Зосиму и Савватия соловец­ ких, Каргопольского "нового чудотворца" Александра Ошевенского) и религиозным праздникам (Преображению, Троице, У с ­ пению Богородицы и т. д .). Во второй части помещены выдержки из Евангелия, Апостола и "от прочих мнозех книг". Наибольший интерес представляет третья часть - 36 сочинений, подобранных по принципу "Благоразумному да будет приятно". Последние два произведения - историческая повесть о нашествии поль­ ского короля Стефана Батория на Псков в 1581-1582 годах и Житие святого мученика Евстафия Плакиды - написаны другим по­ черком, не рукою Андроника. В третьем разделе сосредоточены статьи, притчи, сказания и "слова" христианских писателей нравоучительного и общеобразовательно­ го характера. Тематика произведений в порядке их следования такова. Начинается раздел двумя статьями о календаре - "Притца (по- новгородски - с "цоканием".- Авт.) о неко­ ем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев" и о солнечном годе - "Что есть год". Далее идут притчи "о покалепсии" (приходе антихриста) и "о имени зверином", рассуждение "О исходе души", сочинение "О сошествии Святого Духа" (начальные слова: "Сидит человек, старостью одержим, в темном месте, а на нем риза червлена..."), "Слово о видении Павла апостола", наставления, вроде: "Со всяким знай, всякого люби, а не всякому тайну свою поведай", изъяснения ("Тихий да смирный себе есть сладок и иным на пользу. Сердитый же и гневливый себе есть на вред и иным на пакость"), беседы (вопрос: "Рцы (скажи), кто страшит и кто вовеки мучит?"; ответ: "Смерть страшит, а грех до века мучит"). Многие произведения краткие. Удивляет разнообразие включенных в Соборник ма­ териалов. Тут и упрек нерадивым: "Див­ люсь о нечувствии душ ваших. Яко веды (знаем), како спастися и не хощем '; по­ срамление "злых жен" в духе Моления Да­ ниила Заточника: "Изволим гладом умре- ти, нежели хощем от жены питатиси... Луч­ ше со диаволом беседовати, нежели с же­ ною безумною и бессрамною" ("Правило святого Марка Мниха"); "Сказание о яйце" Иоанна Дамаскина о "земном устроении"; "Список с послания Господня", упавшего с небес в Иерусалиме, с осуждением неве­ рующих, воров, блудников, ростовщиков, скоморохов и плясников, с угрозой свя­ щенникам и всем грамотным, которые не прочтут это Послание православному лю­ ДУ- Рукописные сборники редко подверга­ лись церковной цензуре и потому зачастую содержат неканонические, подложные со­ чинения (апокрифы). В кирилловом Со­ борнике это повести об "изведении из ада" Иисусом Христом Адама и всех праведни­ ков и о "сошествии во ад святого Иоанна Предтечи" с картиною адских мучений. Ряд произведений посвящен монаше­ ской жизни: "О мятущихся чернцах" ("блазнящихся о законной женитве"), "О хотящих отоити в черные ризы" (осужда­ ются монахи, которые не могут "терпети молитв и трудов" в монастыре, шатаются "сквозе грады без места, праздны, назира- юще, где пирове, бывают чреву суще рабы, а не Богу"). Средневековые книги изобилуют рас­ сказами о чудесах. Есть они и в кирилло­ вом Соборнике: "Чудо на день Михаила Архангела" (о спасении кипрского царя и его народа от нашествия турок и сараци- нов), "Чудо Николы Зарайского" (о захвате Рязани Батыем и погребении княгини Евп- раксии с сыном в храме Николы чудотвор­ ца). Значительное место в Соборнике зани­ мают выдержки из сочинений отцов Церк­ ви: "Слова" Иоанна Златоуста, апостолов Петра и Павла, Григория Нисского, Поуче­ ния Кирилла Туровского, "Изложение о ве­ ре Максима Исповедника". Завершается книга Пасхалией - кален­ дарным справочником, на какие дни в том или ином году приходится праздник Пасхи. Соборник читался не весь сразу, а мно­ гократно, выборочно - по настроению или указанию церковного календаря. Согласно описанию архангельского юри­ ста Григория Бугославского (1908 год) вар- зужский Соборник имел "кожаный пере­ плет с тиснением", водяные знаки на бума­ ге состояли из "пяти шаров, расположен­ ных пирамидой и увенчанных четырехкс- нечным крестом" и "якоря в виде орла". Такова одна из наиболее замечательных книг, бытовавших в старину на Кольском Севере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz