Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 4. Соборник Кирилла В конце XIX века в Архангельское Древ- нехранилище (собрание старинных вещей и рукописей) поступила из варзужской У с пенской церкви книга Соборник, написан ная на 2 85 бумажных листах среднего ф ор мата ("в полудесть"). На обороте лицевой переплетной доски стояло число "13" - ви димо, библиотечный номер книги. Во вве дении указано имя заказчика и владельца книги - некоего Кирилла. Своего собственного названия книга не имеет. Это сборник разнородных произве дений, целая библиотека в миниатюре, по- древнерусски - "соборник"или"изборник" ("избрано от книг многих"). В соборники включалась как религиозная, так и свет ская литература разных жанров. Такая книга ценна тем, что она показывает круг чтения средневекового грамотея, отража ет интересы и художественные пристра стия заказчика - образованного человека своего времени, постоянно обращавшего ся к книге как источнику знаний. Составлением соборников занимались весьма эрудированные книжники, хорошо ориентировавшиеся в огромной массе ли тературы. Учитывая запросы заказчика, они подбирали нужные произведения, не редко сами редактировали их, вносили не что свое, становясь как бы соавторами древних писателей. Составители соборников считали недо стойным указывать свое имя рядом со свя щенным или другим "добрым" писанием. О себе, по обычаю, говорили не иначе, как в пренебрежительном тоне. Изготовитель варзужского Соборника в посвящении заказчику Кириллу написал свое имя буквенно-цифровым шифром: "АНДРОНИЙ". Поскольку такое имя боль ше нигде не встречается, по-видимому, вернее будет читать "Андроник". Кирилла он величает лестными словами - "возлюбленный о Христе", отмечает его покровительство бедным ("нищелюбие и многая к нам благодеяния” ). Себя называ ет "многогрешным, скверным и непотреб ным", "неключимым (непригодным) ра бом", сообщает, что составлял Соборник в горестном состоянии (когда "уных от печа ли"). В том же духе Андроник говорит о своем Соборнике: "злоукорным моим языком слагал и вдахом твоей боголюби вой душе", но выражает надежду: "Да про- чтется сия книга и иным нашей братии, у вад пребывающих". Даты написания Соборника нет, но вре мя указано: "Во царство государя нашего, благоверного и христолюбивого цар я... Бориса Федоровича" (Годунова), то есть между 1598 и 1605 годами. На основании этого можно предположить, что составите лем варзужского Соборника являлся соло вецкий монах, иеродиакон Андроник, из вестный тем, что приглашался в начале XVII века в Москву для переписки Хроно графа. Содержание Соборника, принадлежа щего Кириллу, делится на три части. Сна чала, вслед за оглавлением книги, идут 24 канона - тексты, посвященные разным свя тым (включая Зосиму и Савватия соловец ких, Каргопольского "нового чудотворца" Александра Ошевенского) и религиозным праздникам (Преображению, Троице, У с пению Богородицы и т. д .). Во второй части помещены выдержки из Евангелия, Апостола и "от прочих мнозех книг". Наибольший интерес представляет третья часть - 36 сочинений, подобранных по принципу "Благоразумному да будет приятно". Последние два произведения - историческая повесть о нашествии поль ского короля Стефана Батория на Псков в 1581-1582 годах и Житие святого мученика Евстафия Плакиды - написаны другим по черком, не рукою Андроника. В третьем разделе сосредоточены статьи, притчи, сказания и "слова" христианских писателей нравоучительного и общеобразовательно го характера. Тематика произведений в порядке их следования такова. Начинается раздел двумя статьями о календаре - "Притца (по- новгородски - с "цоканием".- Авт.) о неко ем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев" и о солнечном годе - "Что есть год". Далее идут притчи "о покалепсии" (приходе антихриста) и "о имени зверином", рассуждение "О исходе души", сочинение "О сошествии Святого Духа" (начальные слова: "Сидит человек, старостью одержим, в темном месте, а на нем риза червлена..."), "Слово о видении Павла апостола", наставления, вроде: "Со всяким знай, всякого люби, а не всякому тайну свою поведай", изъяснения ("Тихий да смирный себе есть сладок и иным на пользу. Сердитый же и гневливый себе есть на вред и иным на пакость"), беседы (вопрос: "Рцы (скажи), кто страшит и кто вовеки мучит?"; ответ: "Смерть страшит, а грех до века мучит"). Многие произведения краткие. Удивляет разнообразие включенных в Соборник ма териалов. Тут и упрек нерадивым: "Див люсь о нечувствии душ ваших. Яко веды (знаем), како спастися и не хощем '; по срамление "злых жен" в духе Моления Да ниила Заточника: "Изволим гладом умре- ти, нежели хощем от жены питатиси... Луч ше со диаволом беседовати, нежели с же ною безумною и бессрамною" ("Правило святого Марка Мниха"); "Сказание о яйце" Иоанна Дамаскина о "земном устроении"; "Список с послания Господня", упавшего с небес в Иерусалиме, с осуждением неве рующих, воров, блудников, ростовщиков, скоморохов и плясников, с угрозой свя щенникам и всем грамотным, которые не прочтут это Послание православному лю ДУ- Рукописные сборники редко подверга лись церковной цензуре и потому зачастую содержат неканонические, подложные со чинения (апокрифы). В кирилловом Со борнике это повести об "изведении из ада" Иисусом Христом Адама и всех праведни ков и о "сошествии во ад святого Иоанна Предтечи" с картиною адских мучений. Ряд произведений посвящен монаше ской жизни: "О мятущихся чернцах" ("блазнящихся о законной женитве"), "О хотящих отоити в черные ризы" (осужда ются монахи, которые не могут "терпети молитв и трудов" в монастыре, шатаются "сквозе грады без места, праздны, назира- юще, где пирове, бывают чреву суще рабы, а не Богу"). Средневековые книги изобилуют рас сказами о чудесах. Есть они и в кирилло вом Соборнике: "Чудо на день Михаила Архангела" (о спасении кипрского царя и его народа от нашествия турок и сараци- нов), "Чудо Николы Зарайского" (о захвате Рязани Батыем и погребении княгини Евп- раксии с сыном в храме Николы чудотвор ца). Значительное место в Соборнике зани мают выдержки из сочинений отцов Церк ви: "Слова" Иоанна Златоуста, апостолов Петра и Павла, Григория Нисского, Поуче ния Кирилла Туровского, "Изложение о ве ре Максима Исповедника". Завершается книга Пасхалией - кален дарным справочником, на какие дни в том или ином году приходится праздник Пасхи. Соборник читался не весь сразу, а мно гократно, выборочно - по настроению или указанию церковного календаря. Согласно описанию архангельского юри ста Григория Бугославского (1908 год) вар- зужский Соборник имел "кожаный пере плет с тиснением", водяные знаки на бума ге состояли из "пяти шаров, расположен ных пирамидой и увенчанных четырехкс- нечным крестом" и "якоря в виде орла". Такова одна из наиболее замечательных книг, бытовавших в старину на Кольском Севере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz