Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 3. Житие Зосимы и Савватия Любимым чтением поморов являлись жития - описания праведной жизни и чу- додеяний святых. На Кольском Севере во многих списках бытовало Житие монахов Зосимы и Сав ватия, положивших начало Соловецкой обители (1429-1436 годы). Это произведение создавалось поэтап но. Вскоре после смерти Зосимы (16 ап реля 1478 года) были записаны рассказы его учеников и сподвижников о бытовой жизни и создании монастыря первыми поселенцами Соловков. Затем игумен Досифей упорядочил разрозненные рас сказы в единую повесть о жизни и деяниях Зосимы и Савватия. Это творение, состав ленное "неухищренно", простой речью, без стилистических украшений, по прось бе Досифея в 1503 году подверг литера турной обработке опальный митрополит Спиридон, живший в Ферапонтовом мо настыре (близ Вологды). В 1548 году, по сле причисления Зосимы и Савватия к ли ку святых, под руководством и при уча стии известного в то время писателя Мак сима Грека была создана новая редакция произведения под названием "Житие и подвиги преподобных отцов наших Зоси мы и Савватия Соловецких начальников, новоявленных чюдотворцов". На экземп ляре Жития, находившегося в библиотеке умбского крестьянина Петра Осиповича Лопинцева, дано пояснение: "Списаша сие в лето 7056 (1548 года) при игумене Филиппе". В последующее время Житие многократно дополнялось описанием чу дес, происходивших по молитвам, обра щенным к Зосиме и Савватию. Житие соловецких чудотворцев вошло в Четьи-Минеи (помесячные чтения), про логи (сборники житий святых), издавалось Синодом отдельными книгами (в 1853 го ду появилось уже третье печатное изда ние). Житие Зосимы и Савватия содержит много исторических сведений, относя щихся к XV веку - периоду, слабо осве щенному другими источниками об освое нии Беломорья. Это гимн трудолюбию первосельников Соловецкого острова, которые "землю копаху... дров множест во секущ е... и воду от моря черпаху и тако соль варя, приготовляху и даяху торжни- кам на куплю и взимаху от них всяко ору дие на потребу монастырскую, и в прочих делах тружахуся и рыбную ловлю творя- х у ... и тако от своих потов и трудов кор- мяхуся". По юго-западному побережью Белого моря, в новгородских и карельских вотчи нах, жили боярские холопы, которые "зле на них (монахов) наступающе и пакости мнози творяще... хотяще место разорити и их изгнати". Преобладало иноверное на селение: "Живущие человецы близ моря и округ острова того мало сведяху рос сийского языка: ижора, чюдь, лопь, вда- лее же каяне (финны) и мурмане (нор вежцы) и иные..." Монахи своими руками построили цер ковь и просили новгородского апостола Иону освятить ее. Тот, узнав об обители на Соловках, удивленно сказал: "Да кто тамо может быти... близ земли Мурманской и Каянской?" Затем, "мало поразмыслив, рече: невозможно от человек, вся суть возможна от Бога", дал антиминс (свя щенную ткань на престол в церкви) и свое "святительское благословение", снабдил "всем потребным на путь" и отправил игу мена Павла освятить церковь. После официального открытия мона стыря к первосельникам Зосиме, Савва тию и Герману стали приходить другие подвижники - Герасим, Филимон, Тарасий и прочие труженики и смиренники. Братия обзавелась мореходными и промысловы ми судами, занималась ловом рыбы, вы варкой соли, охотой на морских зверей. Уже в XV веке соловецкие монахи обос новались на Терском берегу; в 1491 году они построили в Варзуге Никольскую цер ковь. В итоге "благоволением Бога" к своим угодникам Зосиме и Савватию их обитель "в пустыни (безлюдном месте) яко град сотворися". Житие содержит ряд интересных рас сказов, в которых святость Зосимы и Сав ватия показывается через творимые ими чудеса и явления людям во сне, а также через божественное покровительство де яниям старцев. Зосима и Савватий исце ляют больных, избавляют мореходов от гибели, делают предсказания. Многое из рассказанного о святых, несомненно, происходило в действительности. В ре альной жизни иногда случается нечто не вероятное, и это нечто воспринимается как чудо. Вот некоторые эпизоды из Жития свя тых. Зосима, поселившись на пустынном ос трове, испытывал недостаток продуктов питания. И неожиданно "приидоша к нему два м уж а... влекуще за собою кережу (повозку) полну хлебов, и муки и масла". Другое событие: будучи в Новгороде, Зо сима избавил "от лютого беса” трехлетне го Василия Корюкова, которого лечили волхвы и кудесники, но не смогли ему помочь. В благодарность за исцеление Василия "отец его Алексей послал мона стырю Соловецкому многую милосты ню". Старца Савватия, как нищего, ра душно приняли в своем доме новгород ский купец Матвей и его жена Мамельфа, и по молитве Божьего угодника они изба вились от "бесчадия". Некоторые "чудеса" связаны с Терским берегом. В Соловецком монастыре по стригся в монахи пришелец из Новгорода, бывший разбойник Василий, Через неко торое время с монастырским добром он бежал из обители на карбасе (по более позднему списку - на лодье) и пристал на Анзерском острове. Во сне ему явились "два старца", которые укоряли его за со деянное. Проснувшись, беглец не обна ружил карбаса и горько заплакал. В то же время "за морем, в Умбе реке", ловили семгу монастырские работники во главе со старцем Фотеем, которым нужен был "карбас на ловитву рыбную". И вот "Ф о - тею же, спящу в нощи... являются два старца во сн е... Фотей же позна единого от двою, бе бо постриженник Зосимин, ре че :... Знаю тя - Зосима ты еси, отец наш". Он же рече: А з есмь привезох кар бас вам, аще требуете"..."Пробудившись, Фотей рассказал о "видении" своим "со- дельникам". Выйдя к берегу, обнаружили карбас с монастырским добром, который по окончании промысла в сохранности до ставили в монастырь. "Чудо" об отроке Симеоне повествует о таком случае. В селе Умба жил с семьею великокняжеский сборщик дани с лопа рей, человек знатный ("от нарочитых" ро дом), по имени Андроник. Когда он от правился "на Лопь дани брати" и находил ся проездом в Варзуге, тяжело заболел его двухлетний сын Симеон. Ребенок поч ти не подавал признаков жизни, и родите ли уже заготовили для него гроб. Утешить их пришли соловецкие монахи, занимав шиеся ловом семги в реке Варзуге. Анд роник обратился к ним со словами: "По- молитеся, отцы, Спасу и Пречистой Бого родице, Матери Божьей, и преподобному Зосиме, дабы его молитвами ожило дети ще". Один из старцев сказал: "Хощете ли продать сына своего? ...Куплю его у вас на Зосимово имя". Видя неизбежную смерть ребенка, родители согласились на это предложение. Старец дал им "едину сребреницу", обнял малыша, погладил руками по голове, "рек: Отселе детище сие несть ваше, но преподобного Зосимы Соловецкого. Отроча же нача устами во рошить", как бы прося еды, и через неко торое время "благодатью Христовою и молитвами святого... бысть здрав” . Промысловое население Кольского Се вера особенно прочувственно восприни мало житийные рассказы о спасении гиб нущих на море, например: "Ч удо ... о Ф е одоре, како избави его Бог от потопа мо литвами Зосимы и Савватия". В Житии встречаются довольно живые и образные зарисовки исторических со бытий. Показателен рассказ "Чюдо пре подобных отец, како избавиша человека от татар на Сухоне". В м а л о л е тств о Ивана IV "безбожнии татаровя казанцы, яко змия използше от тины, многие стра ны Русского государства зле уязвиша от М урома... и до Устюга” . Очевидец вра жеского набега по молитве Зосиме и Сав ватию стал "невидим" в то время, как татары, "вскочивши в избу и каждо нача т а собирати ножи и топоры, и прочая вся из железа и меди, и из дверей чепи и пробои исторгоша и в ся... износоша и ... отшедше, зажгоша все дворы в деревне". Авторы добавлений Жития, сделанных в XV I веке, ставят в заслугу Зосиме и Савватию распространение христианства в Карелии и на Кольском полуострове: "Мнози языцы (народы) обратишася в православную и благочестивую нашу ве ру... и ныне... устройся монастырь чес тен... на реце, глаголемой Печеньга, близ моря... поспешествующу молитвами свя тых и благоносных отец Зосимы и Савва тия". Составители позднейших редакций Жи тия Зосимы и Савватия включили в него ряд летописных сведений, показывающих роль Соловецкого монастыря в развитии экономики и культуры Севера России. Житие соловецких чудотворцев - цен ный памятник письменности и истории Поморья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz