Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 3. Житие Зосимы и Савватия Любимым чтением поморов являлись жития - описания праведной жизни и чу- додеяний святых. На Кольском Севере во многих списках бытовало Житие монахов Зосимы и Сав­ ватия, положивших начало Соловецкой обители (1429-1436 годы). Это произведение создавалось поэтап­ но. Вскоре после смерти Зосимы (16 ап­ реля 1478 года) были записаны рассказы его учеников и сподвижников о бытовой жизни и создании монастыря первыми поселенцами Соловков. Затем игумен Досифей упорядочил разрозненные рас­ сказы в единую повесть о жизни и деяниях Зосимы и Савватия. Это творение, состав­ ленное "неухищренно", простой речью, без стилистических украшений, по прось­ бе Досифея в 1503 году подверг литера­ турной обработке опальный митрополит Спиридон, живший в Ферапонтовом мо­ настыре (близ Вологды). В 1548 году, по­ сле причисления Зосимы и Савватия к ли­ ку святых, под руководством и при уча­ стии известного в то время писателя Мак­ сима Грека была создана новая редакция произведения под названием "Житие и подвиги преподобных отцов наших Зоси­ мы и Савватия Соловецких начальников, новоявленных чюдотворцов". На экземп­ ляре Жития, находившегося в библиотеке умбского крестьянина Петра Осиповича Лопинцева, дано пояснение: "Списаша сие в лето 7056 (1548 года) при игумене Филиппе". В последующее время Житие многократно дополнялось описанием чу­ дес, происходивших по молитвам, обра­ щенным к Зосиме и Савватию. Житие соловецких чудотворцев вошло в Четьи-Минеи (помесячные чтения), про­ логи (сборники житий святых), издавалось Синодом отдельными книгами (в 1853 го­ ду появилось уже третье печатное изда­ ние). Житие Зосимы и Савватия содержит много исторических сведений, относя­ щихся к XV веку - периоду, слабо осве­ щенному другими источниками об освое­ нии Беломорья. Это гимн трудолюбию первосельников Соловецкого острова, которые "землю копаху... дров множест­ во секущ е... и воду от моря черпаху и тако соль варя, приготовляху и даяху торжни- кам на куплю и взимаху от них всяко ору­ дие на потребу монастырскую, и в прочих делах тружахуся и рыбную ловлю творя- х у ... и тако от своих потов и трудов кор- мяхуся". По юго-западному побережью Белого моря, в новгородских и карельских вотчи­ нах, жили боярские холопы, которые "зле на них (монахов) наступающе и пакости мнози творяще... хотяще место разорити и их изгнати". Преобладало иноверное на­ селение: "Живущие человецы близ моря и округ острова того мало сведяху рос­ сийского языка: ижора, чюдь, лопь, вда- лее же каяне (финны) и мурмане (нор­ вежцы) и иные..." Монахи своими руками построили цер­ ковь и просили новгородского апостола Иону освятить ее. Тот, узнав об обители на Соловках, удивленно сказал: "Да кто тамо может быти... близ земли Мурманской и Каянской?" Затем, "мало поразмыслив, рече: невозможно от человек, вся суть возможна от Бога", дал антиминс (свя­ щенную ткань на престол в церкви) и свое "святительское благословение", снабдил "всем потребным на путь" и отправил игу­ мена Павла освятить церковь. После официального открытия мона­ стыря к первосельникам Зосиме, Савва­ тию и Герману стали приходить другие подвижники - Герасим, Филимон, Тарасий и прочие труженики и смиренники. Братия обзавелась мореходными и промысловы­ ми судами, занималась ловом рыбы, вы­ варкой соли, охотой на морских зверей. Уже в XV веке соловецкие монахи обос­ новались на Терском берегу; в 1491 году они построили в Варзуге Никольскую цер­ ковь. В итоге "благоволением Бога" к своим угодникам Зосиме и Савватию их обитель "в пустыни (безлюдном месте) яко град сотворися". Житие содержит ряд интересных рас­ сказов, в которых святость Зосимы и Сав­ ватия показывается через творимые ими чудеса и явления людям во сне, а также через божественное покровительство де­ яниям старцев. Зосима и Савватий исце­ ляют больных, избавляют мореходов от гибели, делают предсказания. Многое из рассказанного о святых, несомненно, происходило в действительности. В ре­ альной жизни иногда случается нечто не­ вероятное, и это нечто воспринимается как чудо. Вот некоторые эпизоды из Жития свя­ тых. Зосима, поселившись на пустынном ос­ трове, испытывал недостаток продуктов питания. И неожиданно "приидоша к нему два м уж а... влекуще за собою кережу (повозку) полну хлебов, и муки и масла". Другое событие: будучи в Новгороде, Зо ­ сима избавил "от лютого беса” трехлетне­ го Василия Корюкова, которого лечили волхвы и кудесники, но не смогли ему помочь. В благодарность за исцеление Василия "отец его Алексей послал мона­ стырю Соловецкому многую милосты­ ню". Старца Савватия, как нищего, ра­ душно приняли в своем доме новгород­ ский купец Матвей и его жена Мамельфа, и по молитве Божьего угодника они изба­ вились от "бесчадия". Некоторые "чудеса" связаны с Терским берегом. В Соловецком монастыре по­ стригся в монахи пришелец из Новгорода, бывший разбойник Василий, Через неко­ торое время с монастырским добром он бежал из обители на карбасе (по более позднему списку - на лодье) и пристал на Анзерском острове. Во сне ему явились "два старца", которые укоряли его за со­ деянное. Проснувшись, беглец не обна­ ружил карбаса и горько заплакал. В то же время "за морем, в Умбе реке", ловили семгу монастырские работники во главе со старцем Фотеем, которым нужен был "карбас на ловитву рыбную". И вот "Ф о - тею же, спящу в нощи... являются два старца во сн е... Фотей же позна единого от двою, бе бо постриженник Зосимин, ре че :... Знаю тя - Зосима ты еси, отец наш". Он же рече: А з есмь привезох кар­ бас вам, аще требуете"..."Пробудившись, Фотей рассказал о "видении" своим "со- дельникам". Выйдя к берегу, обнаружили карбас с монастырским добром, который по окончании промысла в сохранности до­ ставили в монастырь. "Чудо" об отроке Симеоне повествует о таком случае. В селе Умба жил с семьею великокняжеский сборщик дани с лопа­ рей, человек знатный ("от нарочитых" ро­ дом), по имени Андроник. Когда он от­ правился "на Лопь дани брати" и находил­ ся проездом в Варзуге, тяжело заболел его двухлетний сын Симеон. Ребенок поч­ ти не подавал признаков жизни, и родите­ ли уже заготовили для него гроб. Утешить их пришли соловецкие монахи, занимав­ шиеся ловом семги в реке Варзуге. Анд­ роник обратился к ним со словами: "По- молитеся, отцы, Спасу и Пречистой Бого­ родице, Матери Божьей, и преподобному Зосиме, дабы его молитвами ожило дети­ ще". Один из старцев сказал: "Хощете ли продать сына своего? ...Куплю его у вас на Зосимово имя". Видя неизбежную смерть ребенка, родители согласились на это предложение. Старец дал им "едину сребреницу", обнял малыша, погладил руками по голове, "рек: Отселе детище сие несть ваше, но преподобного Зосимы Соловецкого. Отроча же нача устами во­ рошить", как бы прося еды, и через неко­ торое время "благодатью Христовою и молитвами святого... бысть здрав” . Промысловое население Кольского Се­ вера особенно прочувственно восприни­ мало житийные рассказы о спасении гиб­ нущих на море, например: "Ч удо ... о Ф е ­ одоре, како избави его Бог от потопа мо­ литвами Зосимы и Савватия". В Житии встречаются довольно живые и образные зарисовки исторических со­ бытий. Показателен рассказ "Чюдо пре­ подобных отец, како избавиша человека от татар на Сухоне". В м а л о л е тств о Ивана IV "безбожнии татаровя казанцы, яко змия използше от тины, многие стра­ ны Русского государства зле уязвиша от М урома... и до Устюга” . Очевидец вра­ жеского набега по молитве Зосиме и Сав­ ватию стал "невидим" в то время, как татары, "вскочивши в избу и каждо нача­ т а собирати ножи и топоры, и прочая вся из железа и меди, и из дверей чепи и пробои исторгоша и в ся... износоша и ... отшедше, зажгоша все дворы в деревне". Авторы добавлений Жития, сделанных в XV I веке, ставят в заслугу Зосиме и Савватию распространение христианства в Карелии и на Кольском полуострове: "Мнози языцы (народы) обратишася в православную и благочестивую нашу ве­ ру... и ныне... устройся монастырь чес­ тен... на реце, глаголемой Печеньга, близ моря... поспешествующу молитвами свя­ тых и благоносных отец Зосимы и Савва­ тия". Составители позднейших редакций Жи­ тия Зосимы и Савватия включили в него ряд летописных сведений, показывающих роль Соловецкого монастыря в развитии экономики и культуры Севера России. Житие соловецких чудотворцев - цен­ ный памятник письменности и истории Поморья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz