Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 2. СОСТАВ БИБЛИОТЕК Что же читал, над чем размышлял, о чем тревожился наш соотечественник, живший в Кольском крае за три-четыре столетия до нас? Ответ на этот непростой вопрос отчасти дает состав книг в местных библиотеках того времени. Сохранились описи имущества монастырей и некото­ рых церквей, имевших книжные собра­ ния. Есть записи о дарении книг разными лицами в монастырские библиотеки и от­ дельные упоминания о крестьянских биб­ лиотеках. На основе такого рода сведений складывается общая картина книжного фонда, находившегося в распоряжении жителей Кольского Севера. Каждая приходская церковь имела на­ бор богослужебных книг: Евангелие, Апо­ стол, Минеи, Часослов, две Триоди (по­ стную и цветную), Служебник, Требник. Кроме этого минимума обычно имелось некоторое количество "четьих книг" нра­ воучительного содержания, которыми могли пользоваться сельские жители - прихожане. Лучшими собраниями книг обладали монастыри Соловецкий, Кирилло-Бело- зерский, Антониево-Сийский, Троице- Сергиев, владевший в XVI веке вотчинами на Терском берегу. В Умбской и Варзуж- ской волостях они содержали подворья, в которых жили монахи, ведавшие семужь­ ими и солеваренными промыслами. Они приезжали на Кольский полуостров с кни­ гами и, как положено, занимались душе­ спасительным чтением, перепиской про­ изведений по заказу любителей чтения. Списывание канонических книг счита­ лось богоугодным делом. Писец-монах обретал при этом три блага: изгонял "праздного беса” , как бы беседовал с Все­ вышним и трудом добывал себе хлеб на­ сущный. Книги приобретались также в Новгоро­ де, Москве, Вологде и других культурных центрах России. Перед кончиной владельцы книг неред­ ко отдавали их "вкладом" в монастырь или в местную церковь "на помин души". Так, разными способами формировались на Крайнем Севере собрания религиоз­ ных и светских книг. Библиотека небольшого Кандалакш­ ского монастыря к началу XVIII века на­ считывала 158 книг, из них 88 находились в церкви Рождества Пресвятые Богороди­ цы и выдавались для чтения не только монашеской братии, но и местным кре­ стьянам. Помимо пособий для богослу­ жения среди этих 88 книг можно разли­ чить четыре разряда произведений: 1) ре­ лигиозно-философские творения - Иоан­ на Златоуста на "деяния святых апосто­ лов", Григория Богослова "Толкования на господские праздники", Василия Великого о "творении мира" и других "отцов Церк­ ви"; 2 ) нравоучительная и житийная лите­ ратура - Книга Нила Сорского, Жития Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, митрополита Филиппа, святого Николая, Саввы Серб­ ского, Варлаама и Иоасафа, Печерский патерик, Прологи, Минеи; 3) трактаты о вере - "Увет духовный" Афанасия Холмо^ горского, "Жезл правления" Симеона Полоцкого, "Прение со Арием еретиком" Псевдо-Афанасия и ряд других; 4) обще­ образовательные книги - две Грамматики (рукописная и печатная), Книга Летопи­ сец, Хронограф, Повести (о смуте и дру­ гих событиях). Библиотека Кольско-Печенгского мо­ настыря, согласно описи 1658 года, состо­ яла из 59 книг, приобретенных уже после пожара 1619 года, во время которого сго­ рели монастырский архив и собрание книг. Здесь также много житий святых, сочинений отцов Церкви (Ефрем Сирин с аввою Дорофеем, Козьма Индикоплов, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит), "два Пролога писмяных” . Есть и "Грано- граф скорописной" - сочинение по все­ мирной истории. Рукописная, хорошо изготовленная книга в XVI веке стоила дорого. В 1578 году сапожный мастер Павел "дал вкла­ дом" Кандалакшскому монастырю "книгу Апостол 2 рубля да книгу Ефрем 2 руб­ ля", а также "судно удебное в Коле со всею снастью и с парусом за 5 рублев". Священник Сильвестр пожертвовал мо­ настырю "книгу Златоуст да книгу Ермо- лай", стоившие каждая по 2 рубля. В то же время крестьянин Офер Филиппов "корову д а л ... за 2 рубля". Во второй половине XVII века, после обрядовой реформы патриарха Никона, из библиотек изымались прежние бого­ служебные книги и присылались взамен "печатные, новоисправленные". Одно­ временно втайне в среде староверов С е ­ вера стали распространяться сочинения раскольников - "блюстителей древнего благочестия".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz