Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Иван УШАКОВ, краевед 2. СОСТАВ БИБЛИОТЕК Что же читал, над чем размышлял, о чем тревожился наш соотечественник, живший в Кольском крае за три-четыре столетия до нас? Ответ на этот непростой вопрос отчасти дает состав книг в местных библиотеках того времени. Сохранились описи имущества монастырей и некото рых церквей, имевших книжные собра ния. Есть записи о дарении книг разными лицами в монастырские библиотеки и от дельные упоминания о крестьянских биб лиотеках. На основе такого рода сведений складывается общая картина книжного фонда, находившегося в распоряжении жителей Кольского Севера. Каждая приходская церковь имела на бор богослужебных книг: Евангелие, Апо стол, Минеи, Часослов, две Триоди (по стную и цветную), Служебник, Требник. Кроме этого минимума обычно имелось некоторое количество "четьих книг" нра воучительного содержания, которыми могли пользоваться сельские жители - прихожане. Лучшими собраниями книг обладали монастыри Соловецкий, Кирилло-Бело- зерский, Антониево-Сийский, Троице- Сергиев, владевший в XVI веке вотчинами на Терском берегу. В Умбской и Варзуж- ской волостях они содержали подворья, в которых жили монахи, ведавшие семужь ими и солеваренными промыслами. Они приезжали на Кольский полуостров с кни гами и, как положено, занимались душе спасительным чтением, перепиской про изведений по заказу любителей чтения. Списывание канонических книг счита лось богоугодным делом. Писец-монах обретал при этом три блага: изгонял "праздного беса” , как бы беседовал с Все вышним и трудом добывал себе хлеб на сущный. Книги приобретались также в Новгоро де, Москве, Вологде и других культурных центрах России. Перед кончиной владельцы книг неред ко отдавали их "вкладом" в монастырь или в местную церковь "на помин души". Так, разными способами формировались на Крайнем Севере собрания религиоз ных и светских книг. Библиотека небольшого Кандалакш ского монастыря к началу XVIII века на считывала 158 книг, из них 88 находились в церкви Рождества Пресвятые Богороди цы и выдавались для чтения не только монашеской братии, но и местным кре стьянам. Помимо пособий для богослу жения среди этих 88 книг можно разли чить четыре разряда произведений: 1) ре лигиозно-философские творения - Иоан на Златоуста на "деяния святых апосто лов", Григория Богослова "Толкования на господские праздники", Василия Великого о "творении мира" и других "отцов Церк ви"; 2 ) нравоучительная и житийная лите ратура - Книга Нила Сорского, Жития Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, митрополита Филиппа, святого Николая, Саввы Серб ского, Варлаама и Иоасафа, Печерский патерик, Прологи, Минеи; 3) трактаты о вере - "Увет духовный" Афанасия Холмо^ горского, "Жезл правления" Симеона Полоцкого, "Прение со Арием еретиком" Псевдо-Афанасия и ряд других; 4) обще образовательные книги - две Грамматики (рукописная и печатная), Книга Летопи сец, Хронограф, Повести (о смуте и дру гих событиях). Библиотека Кольско-Печенгского мо настыря, согласно описи 1658 года, состо яла из 59 книг, приобретенных уже после пожара 1619 года, во время которого сго рели монастырский архив и собрание книг. Здесь также много житий святых, сочинений отцов Церкви (Ефрем Сирин с аввою Дорофеем, Козьма Индикоплов, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит), "два Пролога писмяных” . Есть и "Грано- граф скорописной" - сочинение по все мирной истории. Рукописная, хорошо изготовленная книга в XVI веке стоила дорого. В 1578 году сапожный мастер Павел "дал вкла дом" Кандалакшскому монастырю "книгу Апостол 2 рубля да книгу Ефрем 2 руб ля", а также "судно удебное в Коле со всею снастью и с парусом за 5 рублев". Священник Сильвестр пожертвовал мо настырю "книгу Златоуст да книгу Ермо- лай", стоившие каждая по 2 рубля. В то же время крестьянин Офер Филиппов "корову д а л ... за 2 рубля". Во второй половине XVII века, после обрядовой реформы патриарха Никона, из библиотек изымались прежние бого служебные книги и присылались взамен "печатные, новоисправленные". Одно временно втайне в среде староверов С е вера стали распространяться сочинения раскольников - "блюстителей древнего благочестия".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz