Ушаков И. Ф. Промыслы, хозяйство, быт, нравы : подборка статей из периодических изданий, 1969 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (179 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Иван УШАКОВ, краевед Сохранилось немало документальных материалов о де­ ловой жизни поморов в ХѴІ-ХѴІІ веках - их промыслах, торговле, мореплавании. Хозяйственная жизнь наиболее зрима и легко поддается описанию. Не столь видима при­ сущая человеку внутренняя, духовная жизнь. Она, если говорить о населении Кольского Севера, мало изучена. Поморы не вели дневников, не писали мемуаров. По сла­ бому отражению в источниках трудно судить о всей сово­ купности представлений и мыслей средневекового челове­ ка. Предлагаемые заметки касаются лишь одной стороны духовного мира жителей Кольского Севера ХѴІ-ХѴІІ веков - их знакомства с существовавшей тогда литературой. 1. "НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ..." Книга в древности - совсем не то, что сейчас. Она была рукописной (в России книгопечатание появилось лишь в сере­ дине XV I столетия), по содержанию - в подавляющем большинстве религиоз­ ной. Книга считалась источником Боже­ ственной мудрости. Иисуса Христа часто изображали сидящим с раскрытой кни­ гой. Вот что писали древние мыслители: " У м без книг, аки птица опешена (без кры л ьев )... Свет дневной есть слово книжное, его же лишився, безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек"; "Велика польза от ученья книжного - ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздер- жанье. Книги - это реки, напоящие все­ лен н ую ... ими мы в печали у теш аем ся... находим великую пользу душ е своей” . Книгу не просто читали, а "почита­ л и ": "Добро есть, братие, почитание книжное” ; не будет "праведника без по­ читания книжного” . Книга как наставница праведной жизни высоко ценилась: "Именье книг паче (лучше) злата; во мно­ жестве злата душ е помощи нет". Книга давала ответ на извечный воп­ рос о смысле жизни. Она показывала путь спасения, то есть обретения блажен­ ства после кончины человека. Книга яв­ лялась средоточием мыслей многих по­ колений людей, их нравственного опыта. Она несла в народ учение Хрис-а. Не хлебом единым жив человек, но и словом Божьим",- говорит Священное писание. Чтение канонических (рекомендо­ ванных Церковью) книг считалось бого­ угодным и душеспасительным занятием. Распространено мнение, будто кни­ гой пользовались только грамотные лю­ ди - духовные, чиновники, зажиточные горожане. Это не совсем так, особенно на Русском Севере. Здесь исстари суще­ ствовал обычай слушать чтеца или скази­ теля. Среди крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами, было немало умевших читать, писать и считать; книги списывали и хранили в домах. Длинными зимними вечерами, а также на тонях в непогоду или в ожидании подхода рыбы поморы собирались слушать былины, предания и бывальщины. В праздничные дни крестьяне не работали, посещали церковное богослужение с чтением бо­ жественных книг или слушали и обсужда­ ли книгу в домашних условиях. Древнерусская литература после принятия христианства постоянно росла, пополняясь переводными и оригиналь­ ными произведениями, и ко времени по­ селения поморов на Кольском полуост­ рове имела огромный фонд книг разного жанра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz